Машинажы тырга,
Пысын пиш хытыра
Цевер мары выргем –
Авам мылам ырга.
Кодын мынер ара,
Поханялан яра
Ыргем анзылвачым,
Тырлем вочыгачым.
Поханяэм сылны,
Кырык мары сынан
Чишым ош тыгырым
Марла мырем мырым.
Расчет стоимости изделия
Нитки швейные 1 катушка
7 руб. = 7 руб.Ткань х/б 1 метр
35 руб. = 35 руб.Нитки вышивальные 1 черн.
4,50 руб.1 зелен.
4,50 руб. 22,50 руб.3 красн.
4,50 руб.Шитье 3 метра
21 руб. = 63 руб.Лента 1 метр
8 руб. = 8 руб.Итого: 135 рублей 50 копеек
Самооценка
Я считаю, и со мной согласились участники ансамбля, костюм удался. Костюм изготовлен сохранением традиционной одежды, произвели небольшие изменения прежде всего в новых композициях декоративных отделок и ритмах орнаментальных рисунков вышивок в стилизованных вариантах.
Ценность этого костюма еще и в том, что открывает эстетическое представление об окружающем мире, воспитывает чувство уважения и любви к народной художественной культуре.
Работая над костюмом, я научилась понимать национальный колорит и суть народной эстетики, самобытный мир культуры марийцев.
Работа эта очень трудоемкая, требует повышенного внимания, аккуратности, требует огромных затрат времени и уровня мастерства.
Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся. Творческая работа выполняется самостоятельно или группой учащихся под руководством учителя. Творческий проект «Марийский сценический стилизованный костюм» (дизайн-папку) выполняла Никифорова Мария самостоятельно. Идею необходимости такого костюма подала руководитель фольклорно-этнографического ансамбля. Пять таких костюмов шили учащиеся 10 класса, т.к. они имеют базовые навыки в области проектирования, технологии изготовления изделий и коммуникации. Костюмы должны были быть одинаковыми, поэтому разработку костюма выполняли всем классом. В процессе разработки изучили направления традиционного марийского костюма, его элементы. При выборе стиля костюма учитывали потребности всех участников. Каждый участник принимал активное участие в проработке идеи до уровня изготовления. Изготовление самого костюма выполняли каждая индивидуально. В процессе изготовления у каждой из участниц проявились личностные качества: трудолюбие, чувство долга, ответственность, бережливость, взаимопомощь.
Если обратиться к содержанию понятия «предпринимательская культура», то первая и третья части данного определения реализуемы наиболее полно в разработке творческого проекта. Об этом можно судить по отдельным аспектам творческого проекта (выделение курсивом). А вопросы управления коллективом (менеджмент) в основном ложится на плечи учителя. Приложение определенной части управленческих обязанностей возможно только на отдельных этапах реализации творческого проекта.
Красной линией творческого проекта является подготовка подрастающего поколения к творческой деятельности постановке и решения задач, которых не было в опыте прошлых поколений. Так, например в творческом проекте «Марийской сценический стилизованный костюм» были применены конкретные методы реализации вышестоящей проблемы:
1. Выявление потребности в марийском сценическом костюме упрощенного в художественном оформлении варианта, через конкретные методы исследования: наблюдение, беседа, в результате эмпирического опыта. 2. Выбор идеи включает в себя разработку разных проблемных сценических костюмов учащимися, их анализ, определение категорий будущего костюма на основе такого метода исследования, как анализ старинных и современных марийских костюмов. Выводы: костюмы, в которых выступают национальные ансамбли, слишком упрощенные, безликие, сохранилась только цветовая гамма, отсутствует вышивка, региональные особенности костюмов. Выбранная идея должна учесть результаты анализа костюмов. (См. приложение).
3. Выбору идеи предшествовало исследование потребительского спроса среди участников ансамбля.
4. Непосредственно к развитию предпринимательской культуры можно отнести исследование, связанные с выбором тканей для пошива костюма: в подборе цвета ткани учитывали традицию (бело-бежево-желтоватая гамма); качество ткани.
5. Эстетическое восприятие костюма основано на возрождении и воспроизводстве национальной культуры в условиях рыночных отношений, когда обществу предоставляется широкий выбор костюмов, в том числе и сценических.
6. Ценообразование, являясь одним из аспектов маркетинга, играет важную роль в реализации товара. Поскольку данные сценические костюмы предназначены для «внутреннего» потребления, т.е. они на будут реализованы, цена костюма определена условно: ряд характеристик не включены.
Заключение
Работа над дипломной работой на тему «Проблемы развития предпринимательской культуры на уроках технологии» позволила изучить общие понятия и типы культуры, выяснить сущность предпринимательской культуры.
В широком смысле слова предпринимательская культура, являясь разновидностью инновационной культуры, поддерживает действия направленные на творческий поиск, гибкость организации, ориентацию на постоянные нововведения, разнообразие и интенсивность контактов, самостоятельность и т.д. В узком смысле слова предпринимательская культура являясь компонентом технологической культуры, включает в себя знания, умения и готовность анализировать потребность людей (рынка), организовывать и управлять коллективом для обеспечения этих потребностей, рекламировать свою продукцию.
В основе классификации предпринимательской культуры лежат способы получения прибыли. Различают культуру торговли, культуру выгодных сделок, административную культуру, инвестиционную культуру.
На развитие предпринимательской культуры влияют различные факторы, особое место в ряду которых занимает целенаправленное формирование соответствующих ценностей, так называемого «кодекса поведения» предпринимателей.
Трудности в формировании и развитии предпринимательской культуры у школьников связаны в первую очередь с малым сроком развития предпринимательства в России и неустойчивостью формирования его культурных тенденций. Тем не менее, переход общеобразовательной школы на образовательную область «Технология», а именно на метод разработки творческих проектов в рамках этой программы, дает большие возможности к приобщению и развитию предпринимательской культуры у школьников.
Дело в том, что развитее предпринимательской культуры входит составной частью в развитие личности школьников в целом. А проектная деятельность как раз и является средством развития личности. В отечественной психологии наиболее распространенным является функциональный подход в анализе структуры личности, раскрывающий ее содержание как совокупность взаимосвязанных элементов. Наиболее общепризнанным считается такой компонент как ее направленность. Направленность личности в психологии определяется как совокупность устойчивых мотивов, обусловливающих поведение и деятельность личности сравнительно независимо от конкретных обстоятельств. Содержание направленности личности входит не только малоосознаваемые побуждения - мотивы, ценностные ориентации, установки, но и осознаваемые в достаточной мере – интересы, идеалы, убеждения и, наконец, мировоззрения человека. предпринимательский культура творческий проект
Данное положение исключительно важное для формирования ценностной основы предпринимательской культуры, вернее, для ее воспроизводства, т.к. она была уничтожена в годы Советской власти.
Живя в обществе, предприниматель знает, что любой его поступок в семье, офисе, на улице оценивается с позиции нравственности, что в свою очередь влияет на основную цель предпринимательства – получение прибыли. Поэтому предпринимательские поступки должны соотноситься как с национальной культурой общества, так и с предпринимательской культурой - созидаемыми передаваемыми социальной группой предпринимателей системами ценностей, идей и символов.
Проектная деятельность школьников сплошь пронизана формированием и развитием предпринимательских знаний и умений, мы бы сказали – предпринимательских способностей ценностной основы предпринимательской культуры. На самом деле, в ходе работы над творческим проектом «Марийский сценический костюм» в Кузнецовской СШ Горномарийского района старшеклассницы давали взвешенные оценки высказанным идеям; прислушивались к тем, кто сумел оценить перспективность новой идеи; восторженно воспринимали умение одноклассниц принимать нестандартные решения; приветствовали знания проявленные автором идеи, для создания нового костюма, а также умение оценить внешнюю ситуацию, устанавливать контакты друг с другом и т.д.
По сути все вышеизложенное дает основание утверждать, что развитие предпринимательской культуры у школьников возможно в ходе их проектной деятельности в рамках образовательной области «Технология».
Литература
1. Агеев А.И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. –М.: Наука, 1991. 59-103 с.
2. Бусыгин А.В. Предпринимательство. Основной курс. 1 т. –М.: Интерпракс, 1994.
3. Вебер М. Дух капитализма и протестанская этика. –М., 1975. -69 с.
4. Джиоева В.А. Основы экономических знаний: рынок и предпринимательство. –М.: Высшая школа, 1997.