Смекни!
smekni.com

Анализ возможностей развития культуры предпринимательской деятельности у школьников на уроках технологии (стр. 2 из 16)

1. Аккумулятивность. Это склонность культурной общности к сбережению или восприятию когда-либо открытых ею или иными общностями способов и предметов деятельности, форм взаимодействия.

Жизнь любой общности основывается на ряде фундаментальных взаимодействий. Наиболее существенны из них биосоциальное, психофизиологическое, территориальное, вещественно-продуктовое, линейно-функциональное. Хотя различные этапы эволюции общества могут выдвигать на первый план тот или иной тип взаимодействия, все они – вечный атрибут общественной жизни. На их основе и как осязаемое выражение акцентирования различных базовых взаимодействий исторически возникали и продолжают возникать разнообразные технологические и общественные способы производства. В перечне последних: кровнородственная экономика (ведение натурального хозяйства в семье, клане, племени; социально-демографическое воспроизводство), деревенское сообщество (осуществление современных функций типа ирригации); простое товарное производство; рабовладельческая экономика; феодальная экономика; капиталистический тип производства; корпоративная организация; кооперативная экономика; государственный способ производства.

В реальной жизни, как правило, нет чистых форм, преобладают их гибриды. Но важно то, что практически все они существуют в разных дозировках и переплетаются в современной экономической жизни.

Аккумулятивность экономической культуры характеризуется таким образом, не только степенью освоения общностью различных форм взаимодействия (емкость и разнообразие культуры), но и ее способностью вырабатывать относительно совместимые друг с другом формы (их согласованность и характер доминирующей формы).

2. Изменчивость. Это способность общности обогащать или обновлять свои традиции в целях адаптации к внешней среде и внутренней интеграции. Из наиболее существенных параметров этой способности выделяются: открытость; мужественность; нарциссизм.

Степень открытости – изоляционизма общности предопределяет ее чувственность к изменениям внешней среды. Большая открытость облегчает заимствование иных культурных ценностей, их миграцию. Возможно, однако, ситуации, когда сильная интервенция иной культуры может подавить данную, сократить спектр ее разнообразия.

Мужественность – женственность культуры характеризует преобладающие в ней установки по отношению к традициям, среде, образцам для подражания и т.п. Культуры с преимущественно мужской ориентацией обычно поощряют достижительные мотивации, решительность, индивидуализм, конформизм, стремление к риску и новому. Напротив, культуры с преимущественно женственными ориентациями характеризуются кооперативными, консенсусными ценностями, стремлением к безопасности, качеству и полноте жизни, сохранению традиций.

Нарциссизм культуры – ее самооценка. С одной стороны, культуры, внушающие гордость своим приверженцам, дают им мощный заряд активности. С другой – чем более для культуры характерно самовозвышение, тем выше вероятность «синдрома победителя», самоупоения культуры, консервация неадекватных ценностей, притупление способности воспринимать проблемы.

3. Мобилизационная мощь. Это способность общности самоорганизовываться, обеспечивать необходимые для ее прогресса аккумулятивность и изменчивость культуры. Особую роль здесь играют пассионарность и меритократичность культуры, ее организованность. Чем энергичнее носители культуры и чем выше их число в данной общности, тем больших результатов она способна достичь. Если общность обладает «критической массой» пассионариев, чья деятельность по интенсивности и размаху выходит за нормальные рамки, то выше при прочих равных условиях ее изменчивость, энергетика роста. Однако для созидательной направленности большое значение имеет меритократизм социального устройства общности – эффективность осуществления в нем властных функций, обеспеченность равенства возможностей, продвижение в элитные сферы политики, экономики, культуры наиболее достойных и способных.

Организованность культуры выражается в степени институционализации основных «кодексов поведения», в мере и характере подконтрольности процессов первичной и вторичной социализации, в эффективности действия механизмов формирования культуры.

Возникновение исторически конкретного типа хозяйственной культуры с присущим ему свойствами аккумулятивности, изменчивости, мобилизационной мощи вызывается огромным и всегда уникальным множеством факторов. Ландшафт, климат и местоположение, вовлеченность в войны, этническое своеобразие и наделенность гениями, случайный заход заморского корабля и расцвет науки и искусства, религиозность и политическая борьба, словом, все это и многое другое в различных дозах воздействует на формирование национальных культур хозяйствования. Однако одним из решающих факторов является логика технологического развития.

В настоящее время в развитом капиталистическом мире, как известно, происходит переход от индустриального к инновационному типу экономического роста и в качестве доминирующего вида трудовой деятельности утверждается сложный, творческий труд. Соответственно изменяется сама основа, на которой строится взаимодействие в современной экономической жизни. По существу речь идет также и об изменении типа хозяйственной культуры.

Тип хозяйственной культуры, адекватный технологическим условиям индустриального экономического роста и коренящийся в доминировании взаимодействий по поводу производства вещей, а также взаимодействия иерархически функционального характера по поводу организации и управления этим производством, может быть назван технократическим. Его особенности связаны с преобладанием дисциплинированного, исполнительного, регламентированного трудового поведения и рационально-экономических мотиваций, на выработку которых ориентировалась практически вся сеть институтов социализации. Другая черта – концентрация организаторских и творческих функций, хозяйственной инициативы в руках строго специализированных на них групп. Кроме того, доминирующим типом отношений в производстве были жесткая субординация, иерархия. Эти черты проявлялись в хозяйственно-политической системе как на макро-, так и на микро уровне. В первом случае они выражались в наращивании государственного вмешательства в экономическую жизнь, усилении ее централизации и регламентации. Во втором - они нашли отражение в организационных структурах и экономических механизмах практически всех крупных корпораций.

Формирование инновационного типа экономического роста совпадает с упрочением и новой – инновационной хозяйственной культуры, новых типов хозяйственных взаимодействий и образцов трудового поведения. Ключевыми ценностями инновационной культуры предстают не тривиальность мысли, а творческий поиск, гибкость организации, ориентация на постоянные нововведения, разнообразие и интенсивность контактов, уважение к самобытности индивидов, групп и наций, самостоятельность и т.д. Сама технологическая база нынешних «локомотивных отраслей» экономического роста предопределяет высокую «склонность к новаторству», присущую «кодексам поведения» занятых здесь лиц. В этом же направлении действуют и преобладание сферы услуг в структуре производства ВНП, высокая степень насыщенности рынков традиционных товаров и услуг, острота внутренней и внешней конкуренции.

К середине 70-х годов в развитых капиталистических странах под давлением кризисных потрясений и с использованием новых научно-технических возможностей начинает оформляться новая модель экономического роста. Ее можно обозначить как инновационную или информационно-индустриальную. Тем самым принимаются во внимание факторы, во-первых, доминирующего вклада и прироста численности рабочей силы (нынешние оценки «вменяют» НТП 50% вклада в темпы роста промышленного развития стран и, судя по прогнозам, эта величина не будет падать); во-вторых, возрастающей роли информации, генерированием, анализом, обработкой, хранением, распространением которой уже занято больше трети всех работников, а в 2000г. их доля приблизилась к половине всей рабочей силы США и других развитых стран; в-третьих, неуклонного нарастания творческого элемента в совокупной трудовой деятельности. [2:99].

Инновационная модель роста, однако, является переходной. С одной стороны, ей присущи многие черты сугубо индустриального типа роста (преимущественная ориентация на увеличение вещного богатства, подчиненное этой цели развитие науки и техники, «эксплуататорское», основанное на минимизации издержек производителя, отношение к ресурсам), с другой – в ее рамках набирают силы элементы принципиально иного типа экономического роста, сменяющего господствующий вот уже два столетия индустриализм. Н.А. Климов называет этот тип роста гуманизированным, считая, что «ускоренное развитие (накопление) всех сущностных, духовных, физических, гражданских сил человека объективно становится основной целеполагающей общественной установкой», что «на смену критериям роста, внешним для человека, приходят критерии внутренние, исходящие из его действительных потребностей».[2:101].

Необходимо, однако, отметить, что гуманизированный тип роста предполагает фундаментальные перемены в системе и факторов роста, и его двигающих сил. В обозримой исторической перспективе можно ожидать все же сохранения переходной, инновационной модели роста. Многочисленные же заявления по поводу наступления «постиндустриальной эпохи», «третьей волны» и т.п. представляют собой преувеличение действительно быстро растущих начал гуманизированного роста и недооценку инерции индустриальных структур, модифицирующихся под влиянием НТП.

Развитие инновационного типа роста сопровождается резким увеличением масштабов активности бесспорно предпринимательского порядка, т.е. связанной с организационно-хозяйственным новаторством и расширением административно-экономической свободы хозяйствующих субъектов. В качестве основных индикаторов развернувшегося предпринимательского бума можно привести следующие факты.