В странах Западной Европы существовала феодальная иерархия. Среди феодалов были люди, которые занимались только воинскими упражнениями и приучали к этому детей.
Правила поведения рыцарей были изложены в специальном кодексе рыцарской чести. Они были обязаны быть честными и преданными, отважными и героическими, считались защитниками слабых и обиженных. У рыцарей с детства воспитывалось поклонение красоте женщины.
Приход буржуазии к власти стал осуществлять строгую классовую дифференциацию детей. Своим детям буржуазия стремится дать хорошее общее образование и воспитание. Этому способствует система дорогостоящих частных школ, домашнее воспитание с привлечением частных, образованных учителей и воспитателей, обучающих поведению в обществе, хорошим манерам. Охват крестьянских детей обучением был весьма незначительным.
Таким образом, мы видим, что классовое воспитание давало знания только детям буржуазии. Детей же рабочих и крестьян «не столько воспитывали, сколько натаскивали в интересах буржуазии». Воспитывали их так, чтобы создавать для нее «пригодных слуг, которые были бы способны давать ей прибыль и вместе с тем не тревожили бы ее покоя и безделья».
В конце 15 и первой половине 17 века в странах Европы получило дальнейшее развитие просвещение. Было открыто множество религиозных школ. Зажиточные люди готовили своих детей к определенной профессии.
В это же время и в России значительно возросло количество грамотных людей. Большую роль в этом сыграла церковь. «В русский язык понятие «этикет» стало входить в начале 18 века, и распространялся светский этикет только на общение людей дворянского сословия».
У крестьян и ремесленников существовали свои собственные правила поведения, сообразные их образу жизни. Дети были непосредственными участниками этой жизни, поэтому о специальном воспитании речь не шла. Усвоение норм поведения шло само собой, в процессе перенимания опыта старших.
Первая половина 19 века, период разложения феодализма и роста новых капиталистических отношений, была тем периодом, когда процесс складывания русской нации получал свое завершение. Образование и воспитание носили сословный характер и были доступны лишь привилегированным сословиям и фактически недоступны крепостным.
Школа должна была воспитывать учащихся в духе смирения и послушания, преданности правительству. Для многочисленных народов царским правительством создавались особые правительственные школы, где преподавались светские науки подготовленными учителями.
Среди прогрессивных педагогов того времени – И. Алтынсарин, А. Кунанбаев, внесшие большой вклад в развитие педагогической мысли. И. Алтынсарин считал, что по своему устройству школа должна служить примером новой культурной жизни в самом широком смысле этого слова – новых привычек, правил поведения, дисциплины, начал гигиены, ремесел.
А. Кунанбаев призывал к воспитанию человека, высказывался против физических наказаний. Он ратовал за физическое развитие, эстетическое и этическое воспитание школьников.
Принципиальное отличие и решающее превосходство воспитания при социализме заключается в том, что школа из орудия классового господства превращается в учреждение, дающее образование и воспитание всем детям, независимо от социального статуса. Вопросы воспитания волнуют педагогов-практиков, ученых. Воспитание культуры поведения ведется на всех стадиях развития ребенка: дошкольное обучение, школьная жизнь, внешкольная работа, работа детских организаций, секции, кружки, клубы и т.д.
Постоянно совершенствуются методы и приемы воспитания. Дети не только теоретически знакомятся с правилами, но и применяют их на практике, превращая правила в привычки.
Правила культуры поведения не избежали социального прогресса. Некоторые из них пережили свое время и были одобрены новыми поколениями. Они существуют и в наше время (приветствия, прощания, посещение гостей, преподнесение подарков и другие).
Человек живет в обществе и не может быть свободным от требований этого общества. Эти требования касаются в первую очередь моральных качеств человека, его поведения. Требования не выдуманы отдельными людьми, не возникают стихийно и произвольно, а складываются в процессе совместного труда и общения, принимают характер определенных нормативных требований к человеку.
Многие выдающиеся педагоги прошлого отмечали, что подготовка доброжелательного человека не может сводится только к его образованию и умственному развитию и на первый план выдвигали формирование нравственных качеств.
«В своем трактате «Наставление нравов» педагог Ян Амос Каменский цитировал древне-римского философа Сенеку, который писал: «Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости. Ибо без первого трудно научится последней».
Наиболее полно и ярко характеризовал преобразующую роль воспитания в развитии личности К.Д. Ушинский: «Конечно, образование ума и обогащение его познаниями много принесет пользы, но увы… Одного ума и одних познаний еще недостаточно для укоренения в нас того нравственного чувства, того общественного цемента, который…связывает людей в честное, дружное общество».
«Сложившаяся система образования все усилия направляла на то, чтобы приспособить человека к обстоятельствам жизни, учила его мириться с якобы неизбежными трудностями, но не учила изменять жизнь по законам красоты, нравственности.
Сегодня стало очевидным, что от содержания и характера направленности личности зависит решение социальных и экономических проблем, безопасность человека и даже существование всего человечества».
С развитием демократических процессов повысился спрос на гармонию развитую, социально активную и творческую личность, способную самостоятельно решать что-либо и лично нести ответственность за реализацию решений. Первостепенное значение приобрели индивидуальные качества.
Гуманистическая цель воспитания требует пересмотра его средств, содержания и технологий. В содержание воспитания входит и система нравственно-этических чувств, определяющих поведение в многообразных жизненных ситуациях.
Сегодня быть гуманистом – значит видеть в человеке личность, уважать ее достоинство. Можно простить ошибку, неопытность, даже неприятные привычки, но непростительны должны быть любые проявления грубости, неуважения, пренебрежения.
Сегодня в центр школьной образовательно-воспитательной системы ставится развитие всей совокупности качества личности, которая будет формировать культуру поведения.
Цель школы – разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности, использовать их для более полного и свободного развития личности. «Концептуальные положения педагогики отражают важнейшие тенденции, согласно которым развивается воспитание в современной школе:
- Превращение школы Знания в школу Воспитания,
- Постановка личности школьника в центр всей воспитательной системы,
- Гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих ценностей,
- Возрождение национальных и культурных традиций;
- Сочетание индивидуального и коллективного воспитания»;
Каждый педагог должен точно знать весь объем и основные направления воспитания;
- «Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения;
- Потребность выполнять Правила для учащихся, соблюдать нормы культурного поведения;
- Непримиримость к безнравственным поступкам людей, нетерпимое отношение к нарушениям норм и правил культурного поведения, понимание необходимости самому удерживаться от плохих поступков;
- Соблюдение режима для овладение санитарно-гигиеническими знаниями и нормами».
Сегодняшняя жизнь показывает, что воспитание культуры поведения ведется не на должном уровне, зачастую бессистемно. Видимо, поэтому сегодняшние школьники грубы и развязны, невежливы и распущены, нередко нарушают общественный порядок. И мы склонны думать, что происходит это не оттого, что такие плохие наши дети, а от элементарного незнания правил, от равнодушия взрослых, которые предпочитают чаще всего не видеть и не слышать (пока самих не касается) грубости, брани, неопрятности, хамства…
Школа является важнейшим социальным инструментом и поэтому не должна занимать позицию выжидания. Педагоги должны стать тем ядром, вокруг которого будут сплачиваться духовные силы общества.
Учитель несет ответственность за детей, поэтому он должен контролировать:
- стиль общения с учащимися,
- образовательно-воспитательную среду,
- педагогическую психологию,
- самого себя.
Настоящий педагог должен оценивать свои успехи успехами учеников. Важно не то, что делает учитель, а то, как он работает, и как понимают его ученики.
И здесь на первый план выдвигаются профессиональное мастерство учителя, его методики обучения и воспитания и использование новых педагогических технологий.
Процесс социально-ориентированного обучения и воспитания влияет на состояние и внутренней и внешней мотивации, изменяет самосознание, формирует когнитивные оценочные осознавания себя и своего собственного поведения.
Необходимо дать ребенку возможность осознать свою «социальную значимость», духовную красоту и благородство поступков, и школьная «обязаловка» как в сказке, превратится в процесс коллективного поиска, коллективного творчества и становления личности ребенка.