Смекни!
smekni.com

Формирование знаний о русских исследователях-путешественниках в школьном курсе географии (стр. 5 из 11)

Афанасий посетил Баку, где на выходах нефтяных газов горели вечные огни, считавшиеся на востоке священными. Город был широко известен своими нефтяными маслами. Эти масла применялись в медицине, употреблялись для освещения, были предметом широкой торговли на востоке.

Путешествовал Афанасий не торопясь, иногда по месяцу жил в каком-нибудь селении, занимаясь торговлей.

В Ормузе, узнав, что оттуда вывозят в Индию лошадей, которые там «не родятся» и очень дорого ценятся, тверяк купил хорошего коня и отправился в Индию.

Дивится Никитин многочисленным индийским праздникам, на которые стекается видимо-невидимо богомольцев.

Есть также у Никитина пространная запись легенды о лесном царе обезьян – «князе обезьяньском», который в случае жалобы обезьян на людей посылает свою рать для наказания обидчиков[23]. Откуда же появилась эта запись? В Индии обезьяны почитались священными животными, им приносили воды, вареный рис и другую еду; в честь обезьян в Индии строились даже храмы. Об «обезьяньском» царе сохранился цикл мифов, обработанный в героическом эпосе «Рамаяна», где царь обезьян Сугрив и его полководец Хануман являются союзниками и помощниками героя эпоса, царевича Рама.

Никитин очень близко познакомился с некоторыми индийскими семьями. Он сообщил им, что он не мусульманин, а христианин и зовут его «Офонасий» (Афанасий), а не Хозе Исуф Хоросани[37], как его здесь прозвали. Отмечает Никитин и рознь индусов и мусульман («с бесерменами не едят и не пьют» [37]), и различия в быте и пище отдельных каст.

Тверской купец наблюдателен. Так, описывая пищу, главным образом растительную (мяса крупного рогатого скота, по религиозным воззрениям, никто не ел, многие также не ели свинины и баранины), Никитин отмечает хороший обычай народа мыть перед едой ноги, руки и ополаскивать рот. «Едят два раза в день, а в воскресенье и понедельник только по одному» [37], отмечает он.

Истомившись в Индии, Никитин в конце 1473 (или 1471) года отправился в обратный путь, описанный им очень кратко. Но не дойдя до Смоленска Афанасий умер, а его рукописные тетради в Москву привезли купцы. Та м они попали к дьяку великого князя Василию Мамыреву. Тот сразу же понял, какую ценность они представляют – ведь до Никитина русские люди не были в Индии.

В XVI–XVII веках «Хожение…» неоднократно переписывалось: до нас дошли по крайней мере шесть списков[30]. Но до XVII века нам неизвестны на Руси какие-либо новые попытки завязать непосредственную торговлю с Индией. Да и вряд ли тех русских, кто читал «Хожение…», могли побудить к путешествию в Индию слова правдивого Никитина, что там «на Русскую землю товара нет» [37]. Его путешествие с экономической точки зрения оказалось невыгодным предприятием. Но Никитин был первым европейцем, давшим вполне правдивое описание средневековой Индии, которую он обрисовал просто, реалистично, деловито, без прикрас. Своим подвигом он убедительно доказывает, что во второй половине XV века, за 30 лет до португальского «открытия» Индии, путешествие в эту страну из Европы мог совершить на свой страх и риск даже одинокий и бедный, но энергичный человек.

Использование материала в учебном процессе:

Материал о личности и маршрутах путешествий Афанасия Никитина можно использовать на уроках в курсах физической географии материков и океанов (7-й класс). Имя Афанасия Никитина упоминается в учебниках «География материков и океанов» В.А. Коринской, И.В. Душиной, В.А. Щенева (тема «Как люди открывали и изучали Землю»), «География. Материки, океаны, народы и страны. Наш дом – Земля» И.В. Душиной, В.А. Коринской, В.А. Щенева (тема «Основные этапы накопления знаний о Земле») и «География. Материки, океаны и страны» Д.П. Финарова, С.В. Васильева, Е.Я. Черниховой (тема «Евразия»). Также некоторые сведения могут быть использованы при изучении стран Южной Азии в качестве этнографического материала.

Поярков Василий Данилович.

Приволье, богатство Амура и прежде всего то, что там хлеб «родится вволю», привлекало внимание первого якутского воеводы Петра Головина, так как в Якутске хлеба, получаемого от «пашенных крестьян[12]», не хватало, и его приходилось привозить издалека, чаще всего из-за Урала.

В июле 1643 года Головин послал на Шилкар 133 казака с пушкой под начальством «письменного головы» Василия Даниловича Пояркова[19].

Ему был дан ряд заданий: описать реки и народы, живущие на них, их занятия, выяснить природные богатства края и представить «чертеж – роспись дороги своей и волоку, к Зие и Шилке реке, и падучим в них рекам и угодьям» [20]. Был составлен маршрут похода и даны некоторые сведения о реках и народе, живущем на Амуре, а также твердый наказ Пояркову, чтобы люди его отряда не трогали и не обижали местное население.

Поярков пошел в Даурию новым путем. Однажды «на пороге казенное судно заметало и на том замете с того казенного дощаника с кормы сорвало государев свинец, что с ним послан был 8 пуд 16 гривенок, и тот свинец в том пороге, в глубоком месте потонул и сыскать его не могли» [19]. Поярков никак не мог примириться с потерей столь ценного и нужного груза. Казаки даже ныряли за ним, но бесполезно.

Осенью, когда река стала, Поярков оставил часть людей зимовать с судами и припасами на Гонаме, а сам налегке с отрядом в 90 человек[19] пошел «зимником» на нартах и лыжах через Становой хребет и вышел к верховьям реки Брянты (система Зеи).

По берегам Зеи встречались селения с просторными деревянными домами крепкой постройки, с окнами, затянутыми промасленной бумагой. У дауров имелись запасы хлеба, бобовых и других продуктов, много скота и домашней птицы. Они носили одежду из шелковых и хлопчатобумажных тканей. Шелк, ситцы, металлические и другие изделия они получали из Китая в обмен на пушнину. Пушниной же они платили дань маньчжурам. Поярков требовал от дауров, чтобы они давали ясак русскому царю, а для этого он захватывал в аманаты (заложники) знатных людей, держал в цепях, обращался с ними жестоко. От аманатов и других пленных русские получили более точные сведения о стране, в частности о крупном притоке Зеи Селимде (Селемдже) и ее жителях, о соседней Маньчжурии и Китае. Поярков решил зимовать на Зее и поставил острог возле устья Умлекана. К середине зимы хлеб в остроге и окрестных селениях подошел к концу, а нужно было дотянуть до теплого времени, когда вскроются реки и придут суда с припасами, оставленными на Гонаме.

Тогда Поярков послал отряд в 70 человек во главе с Юшкой Петровым в соседнее селение[19].

Дауры встретили гостей приветливо, но в свой город не пустили. За версту от селения они построили казакам три юрты, принесли им богатые дары, снабдили продуктами.

Петрова не удовлетворили богатые подношения дауров. Отобрав 50 лучших воинов, он пошел на штурм селения[19]. Однако дауры выслали конный отряд, который разгромил пеший отряд казаков. Юшка Петров с оставшимися в живых людьми вернулся к Пояркову.

В это время в остроге начался голод, казаки примешивали к муке кору, питались кореньями и падалью, болели и умирали. Разгневанный Поярков не мог простить Петрову его необдуманного поведения и отказался делить запасы с вернувшимся отрядом. Казакам Петрова суждено было умереть голодной смертью.

24 мая 1644 года, когда пришли люди Пояркова, зимовавшие за Становым хребтом, Поярков все же решил двигаться дальше, вниз по Зее[19]. Наконец в июне отряд вышел на Амур. Район устья Зеи понравился казакам: земля здесь, судя по запасам продовольствия в даурских острогах и многочисленным пашням, давала хорошие урожаи зерновых и овощей, в селениях было много скота. Поярков остановился немного ниже устья реки Зеи – он решил срубить здесь острог и зимовать, а весной, как предписывала инструкция, двинуться вверх по Амуру – на Шилку – для поиска серебряных руд.

В сентябре Поярков достиг устья Амура, и решил остаться здесь на вторую зимовку. По соседству в землянках жили гиляки. Казаки стали покупать у них рыбу и дрова и собрали некоторые сведения об острове Сахалин, богатом пушниной, где живут «волосатые люди» [6] (айны). Поярков выяснил также, что из устья Амура можно попасть в южные моря. «Только тем еще морским путем никто (из русских) не ходил в Китай». Так впервые было получено представление о существовании пролива (Татарского), отделяющего Сахалин от материка.

В конце мая 1645 года, когда устье Амура освободилось ото льда[24], Поярков вышел в Амурский лиман, но не рискнул идти на юг, а повернул на север. Морское плавание продолжалось три месяца. Экспедиция продвигалась сначала вдоль материкового берега Сахалинского залива, а затем вышла в Охотское море. Разразившийся шторм отбросил их к какому-то большому острову, скорее всего к одному из группы Шантарских. К счастью, все обошлось благополучно, и в начале сентября Поярков вошел в устье реки Ульи. Здесь казаки нашли уже знакомый им народ – эвенков, обложили их ясаком и остались на третью зимовку. В середине июня 1646 года [24], землепроходцы доплыли до Якутска.

Использование материала в учебном процессе:

Материал о личности и маршрутах путешествий В.Д. Пояркова можно использовать на уроках в курсах физической географии материков и океанов (7-й класс) и физической географии России (8-й класс). Имя В.Д. Пояркова упоминается в учебниках «География материков и океанов» В.А. Коринской, И.В. Душиной, В.А. Щенева (тема «Как люди открывали и изучали Землю»), «География. Материки, океаны, народы и страны. Наш дом – Земля» И.В. Душиной, В.А. Коринской, В.А. Щенева (тема «Основные этапы накопления знаний о Земле») и «География. Природа России» Э.М. Раковской (тема «Из истории исследования России»). Материал обладает воспитательным потенциалом.

Ковалевский Егор Петрович.

Егор Петрович Ковалевский принадлежал к тем немногим, чьей страстью было путешествие как таковое. При этом он никогда не странствовал праздно. Горный инженер, умелый дипломат, одаренный литератор, исследователь по природе, он охотно брался за самые различные поручения, и чаще всего ему сопутствовали успех и признание.