Создавая теорию игры, отечественная педагогика подвергла критике многие идеалистические теории.
Большое влияние на педагогику оказала биологическая теория игры немецкого психолога Карла Гроса, автора двух капитальных трудов «Игры животных» и «Игры людей».
Плеханов критиковал эту теорию за то, что она подходит к игре только с биологической точки зрения игнорируя социальную сущность человеческой деятельности.
Теория Гроса названа биологической, т. к. она доказывает значение игры для совершенствования видов высших животных, в том числе человека, че выше животное, тем реальнее.
Содержание игр с этой точки зрения определяется не влияниями окружающей среды жизни воспитания, а пробуждением тех или иных инстинктов, поэтому игра – «средство непреднамеренного самовоспитания».
Грос не соглашается с тем, что игра – подражание серьёзной деятельности, т.е. отражение жизни.
Американский психолог Стелли Хелл, применяя биологический принцип к психологическому развитию человека, утверждает, что ребёнок проходит стадии развития предшествующих поколений.
В игре будто бы проявляется «расовое бессознательное», выявляются и «изживаются» инстинкты, уже не нужные современному человеку. Ребёнок должен пережить их, чтобы от них отделаться и подняться на высокую ступень (поведение малыша – лазает на деревья, разоряет птичьи гнёзда, играет в солдат, жестоко избивает товарищей, естественна и неизбежна стадия дикости). Чем больше его инстинкты нуждаются в упражнении и дополнении, тем длительнее периоды игр, которые служат средством такого упражнения, т.е. подготовки к будущей жизни.
Детство ребёнку дано для того, чтобы играть, утверждает Греос. Мысль Греоса о большом значении игры для подготовки к будущей жизни правильна, но понимает он это значение ограничено, только как совершенствование унаследованных реакций. Так, известный французский психолог А. Валлеп утверждает, что игра социальна по своей сущности, с её помощью ребёнок овладевает миром окружающих предметов, социальных отношений. Наличие различных взглядов и концепций на педагогический потенциал игровой деятельности свидетельствует об актуальности данной проблемы.
В разработку теории детских игр существенный вклад внесли такие психологи, как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.
В их трудах игра рассматривается, как специфическая деятельность детей, социальная по своему происхождению и содержанию, являющаяся продуктом исторического развития общества и выполняющая функции приобщения ребёнка к культуре.
Тезис о социальной природе детской игры, понимаемой как особое культурное образование, выработанное обществом в ходе его исторического развития, исчерпывающе представлен в работах Д.Б. Эльконина.
Д.Б. Эльконин на основе историко-этнографических описаний игры детей различных культур показал, что игра появляется на определённом этапе развития общества, являясь первоначально детской имитацией деятельности взрослых, реализующей стремление детей участвовать в жизни взрослых, тогда как усложняющаяся структура производственной деятельности взрослых не позволяет ребёнку непосредственно быть в неё включённым. «…По-видимому, игра прежде появилась как деятельность взрослых, замечающая и изображающая реальный трудовой процесс. Произошло это на ранних этапах становления человеческого общества, когда действительное изображение было наиболее доступным человеку средством общения. Такое действительное изображение реальности получило в дальнейшем функции магических ритуалов, обрядов, приносящих удачу.
Дети втягивались как в сам процесс труда, так и в процесс совершения обрядов и ритуалов. По мере усложнения производственного труда они могли включаться только в обрядовую сторону его, воссоздающую смысл трудовой деятельности и отношений в ней взрослых», – говорил он.
Д.Б. Эльконин также выделяет этапы развития психологического содержания игры. До трех лет у ребенка складываются основные предпосылки ролевых игр – обобщение действий и отделение их от предмета, сравнение своих действий с действиями взрослого, называние себя именем взрослого.
Развитие собственно ролевой игры включает в себя две стадии.
На первой стадии (3–5 лет), – писал Д.Б. Эльконин, – основным содержанием игры являются социальные по своей направленности предметные действия, соотносимые с логикой реальных действий, на второй (5–7 лет) – социальные отношения между людьми и общественный смысл их деятельности, соотносимые с реальными отношениями между людьми.
С усложнением содержания роли Д.Б. Эльконин связывает и переход детей к совместной игре воссоздания общественно – функциональных отношений взрослых требует объединения в виде нескольких участников. Дальнейшая тенденция развития игры, по Д.Б. Эльнину, заключается в вычленении ребенком правил и задач человеческой деятельности, содержащихся в скрытом виде в ролевых действиях и отношениях и переходе от развернутой ролевой игры к игре с правилами.
выделение основных функций детской игры позволило Л.С. Выготскому выдвинуть очень важное положение, что игра является хотя и преобладающим, но не ведущим типом деятельности в дошкольном возрасте. Игра содержит в себе все тенденции развития, она источник развития и создает зоны ближайшего развития; за игрой стоят изменения потребностей и изменения общего характера.
А.Н. Леонтьев продолжил теоретическую разработку вопроса о значении игры в психическом развитии ребенка. Игрой он называл деятельность, в процессе которой лежит мотив.
Идеи ученых – просветителей, педагогов, психологов Казахстана.
Казахские народные игры являются традиционным средством народной педагогики. Издревле в играх отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.
Первым, собравшим большое количество казахских народных игр, высоко оценившим их воспитательно-развивающее значение и высказавшим ценные педагогические мысли, был этнограф А.А. Диваев. Он писал о стимулирующей роли игр, вооружавших детские чувства яркими впечатлениями об окружающей действительности, – началу познавательного процесса.
Он первым классифицировал казахские народные игры.
Необходимость использования народных игр в образовательно – воспитательных целях неоднократно подчеркивали ученые Н. Кульжанова, М. Тумабаев и др.
Если Н. Кульжанова говорила, что «…игра, бег, прыжки, разговор и смех детей, чему мы часто не придаем значения, являются самым необходимым делом для их развития. Все это заложено в них самой природой., то М. Жумабаев категорично заявлял, что «ребенок не может обходится без движения, потому он не может обходится без игр». Во время игр у ребенка особенно обостряется фантазия, проявляется активность и он получает богатые впечатления. Поэтому надо использовать игры для развития речи ребенка, Достаточно обдуманно построить условия игры, разъяснить их детям, говорить кратко, точно, находить неожиданные решения и слова. Увлекающийся характер детей вызывает стремление осмыслить и передать увиденное и услышанное. Игры пробуждают новые картины в сознании детей, помогают развивать речь. Однако для того, чтобы в играх речь ребенка развивалась, воспитатель должен находиться вместе с воспитанниками. При этом он должен держаться с ними как старший товарищ, а не их грозный наставник.
Разделяя взгляды К. Ушинского на воспитание национального духа, самосознания в традициях народной педагогики, Макжап Жумабаев советует использовать богатые возможности этнопедагогики казахов.
Воспитательные возможности народных игр получили освещение и в трудах казахских писателей И. Жансугурова, М. Ауэзова, С. Муканова и др.
Так, И. Жансугуров говорил, что «забавные игры, выражения и считалки, начиная с того возраста, когда дети только начинают говорить, и до школьных лет, считалки, которые они придумывают и заучивают во время игр, можно считать одним из первых видов народного творчества.», «…литература для детей должна создаваться соответственно понятийным и умственным способностям ребенка».
По словам М. Ауэзова, за долгие века истории казахского народа существовало множество забавных, развлекательных игр. Игра не только увеселительное занятие, но и наслаждение для детей.
Казахские народные игры как одно из средств воспитания в педагогической науке стали изучаться лишь с 80-х годов М.Т. Таникеевым, Б.О. Тетенаевым, Ж. Тулегеновым, Т.Ж. Бекбатгаевым, Е. Сагындыковым, Т.Ш. Куанышевым и др.
В них рассматриваются своеобразие национальных игр, их характерные особенности и пути использования в учебно-воспитательном процессе в целях воспитания подрастающего поколения.
Как известно, у казахского народа в зависимости от уклада повседневной жизни в период своего становления бытовало много различных праздников, игр, развлечений, игравших важную роль в развитии общества М. Тапикеев отмечает, что «…правильная оценка значения и характера традиционных национальных игр возможна на основе анализа истории их возникновения, ибо каждый народ в зависимости от своих социально-культурных и экономических условий вырабатывал присущие ему игры и физические упражнения… что ни одна наука не может развивать без глубокого изучения своей истории. Такое изучение помогает осваивать достигнутые результаты и двигать науку вперед.