Но и другие моменты, как, например: эндемические заболевания и неблагоприятные бытовые условия, имеют выдающееся значение.
Преобладание количества глухонемых мужского пола над глухонемыми женского пола наблюдается во всех европейских странах: на 100 глухонемых мужчин приходится 83 глухонемые женщины.
Приводимое количественное преобладание глухонемых мужского пола над глухонемыми женского пола относится только к приобретенной глухонемоте, при врожденной форме наблюдается обратное соотношение: 100 глухонемых мужского пола на 105 глухонемых женского пола; находят даже, что указанное соотношение составляет 100:114.
Лечение и профилактика глухонемоты
Поскольку поражение слуха при глухонемоте является, как правило, результатом врожденного недоразвития органа слуха или завершенных патологических процессов, сопровождающихся гибелью его нервных элементов, лечение глухонемоты малоэффективно. При текущем патологическом процессе в органе слуха проводят лечение по указанию оториноларинголога. При неполной глухоте некоторое улучшение слуха может быть иногда достигнуто применением препаратов стрихнина, никотиновой кислоты, витамина B1, аденозинтрифосфата и ряда других лекарственных средств. В тех случаях, когда глухота возникает вследствие поражения звукопроводящего аппарата, например, при отосклерозе, улучшение слуха достигается посредством слухулучшающих операций.
Борьба с глухонемотой заключается в предупреждении и устранении причин, вызывающих врожденную глухоту и развитие глухоты в раннем детском возрасте, а также в преодолении ее последствий путем специального воспитания и обучения детей, лишенных слуха. Существующий в России закон о всеобщем обязательном обучении распространяется и на глухонемых. Все глухонемые дети, начиная с ясельного возраста, охватываются сетью специальных учреждений (ясли, детские сады, школы). В этих учреждениях глухонемые овладевают словесной речью, в т. ч. и устной ее формой, получают общеобразовательную и профессионально-трудовую подготовку. При обучении глухонемых словесной речи используется зрительное восприятие устной речи (чтение с губ) и пальцевая азбука - дактилология. В качестве вспомогательных средств привлекаются тактильно-вибрационные ощущения и имеющиеся у многих глухонемых остатки слуха. Глухонемые пользуются в России всеми гражданскими правами. Во всех союзных республиках имеются общества глухонемых, которые ведут большую работу по профессиональному обучению, трудоустройству и культурно-бытовому обслуживанию глухонемых. Лечение глухоты при помощи обонятельных клеток-предшественников.
Причиной многих форм потери слуха является дегенерация чувствительных слуховых клеток – волосковых клеток улитки (кохлеарных клеток). В этом случае надежды на излечение связаны с клеточной терапией, одним из источников материала для которой могут быть стволовые клетки различных типов.
Группа австралийских ученых исследовала возможность дифференцировки in vitro взрослых обонятельных клеток-предшественников в волосковые клетки. Клетки-предшественники выделяли из обонятельного нейроэпителия взрослых мышей. В культуре эти клетки демонстрировали высокую способность к пролиферации и формировали нейросферы, в состав которых входили клетки как с нейрональными, так и с ненейрональными маркерами. Для направленной дифференцировки клетки-предшественники культивировали совместно с кохлеарными клетками и/или добавляли в среду кохлеарный супернатант. Дифференцирующиеся клетки анатомически и иммуноцитохимически напоминали волосковые клетки и демонстрировали характерные для волосковых клеток маркеры.
Полученные результаты показывают, что клетки-предшественники обонятельного эпителия могут дифференцироваться в волосковые слуховые клетки, что открывает перспективу их использования в аутологичной клеточной терапии глухоты.
Количество школ для глухонемых в различных странах неодинаково. Необходимость обучения глухонемых наравне со слышащими лишь медленно и постепенно завоевывала себе право гражданства. Было время, когда количество школ для глухонемых было незначительным.
Так, например, в 1838 году. общее количество школ для глухонемых составляло 154. В них обучалось всего 4991 воспитанников. Но уже в 1847 году число школ возросло до 201 с 7214 учениками. В 1881 году число школ составляло 364. В них обучалось 24862 человека, что составляет около половины всего числа глухонемых школьного возраста (т.е. в возрасте от 5 до 15 лет).
Однако, охват обучением в различных странах представлялся далеко не одинаковым. Например, в Португалии оставались необученными 97% глухонемых, в Италии и б. царской России - 90%, в Испании - 83%, в Австро-Венгрии - 78%, в Германии - 25%, в Бельгии - 17%, в Швеции и Норвегии - 14%, в Дании - 7% и в Голландии - только 1%.
В 1931 году народным комиссаром просвещения РСФСР тов. Бубновым издан приказ о введении с 1932 года всеобщего обучения глухонемых. Это чрезвычайно важное в жизни глухонемых событие повело к значительному расширению школьной сети, и если в дореволюционное время в школах обучалось только 10% всех глухонемых детей, то теперь уже число обучающихся превышает 62%, и недалеко то время, когда школьная сеть в состоянии будет охватить всех глухонемых детей школьного возраста.
Число школ для глухонемых в дореволюционное время по разным странам было таково: США - 147 школ, Германия - 91, Россия - 81, Англия - 70, Франция - 67, Италия - 47, Австро-Венгрия - 26, Швейцария - 16, Бельгия - 12, Испания - 11. В остальных странах число школ было менее 10 в каждой стране. В СССР имелось 128 школ, причем школы из полублаготворительных учреждений превратились в такие же государственные учреждения, как и все школы вообще.
Обучение у нас начинается еще в дошкольном возрасте в детских садах для глухонемых, для того чтобы дети, поступив в школу, имели уже некоторую подготовку и могли идти нога в ногу с нормально слышащими школьниками.
В школах для глухонемых у нас в Союзе, наряду с общеобразовательными предметами происходит производственно - техническое обучение; кроме того, глухонемые получают такое же политическое развитие, как и нормально слышащие дети.
Среди взрослых глухонемых ликвидируется неграмотность, как и среди взрослых нормальных. В таких школах (ликбез) в 1931 - 1932 гг., по Б. С. Преображенскому, в РСФСР и на Украине обучалось 5627 глухонемых. Отдельно обучаются умственно отсталые глухонемые.
Обязательное обучение глухонемых, как у нас в СССР, введено пока лишь в немногих странах: в Соединенных Штатах Америки, в Германии, Англии, Швеции и некоторых других.
В настоящее время существуют 3 метода обучения глухонемых:
1) французский, или мимический;
2) немецкий звуковой, или метод чисто устной речи;
3) смешанный.
Нужно думать, что звуковой метод, несмотря на свою относительно большую трудность, древнее мимического, хотя, несомненно, что глухонемые всегда выражали свои мысли и желания жестами и знаками. Дело педагогов было выработать однообразные знаки и выражения не отдельных понятий, а для букв, с помощью которых слагаются слова. Мимический способ пользуется для выражения отдельных букв и цифр теми или другими положениями пальцев одной или обеих рук. Почти для каждого языка имеется своя мимическая азбука, которая с течением времена, путем навыка и упражнения, настолько усваивается глухонемыми, что они в состоянии весьма быстро выражать пальцами самые сложные беседы. Глухонемые даже устраивают любительские спектакли, дают весьма сложные пьесы, вполне ясные и понятные глухонемой публике. Систематическое обучение глухонемых мимике и жестам началось в начале XVIII столетия по почину аббата де Л’Эпэ, посвятившего этому делу значительную часть своей жизни. До него этим занимались, по словам самого же аббата, другие лица, как то: М. Эрнауб, Перейра и мадам де ла Круа. Но занятия эти не носили такого систематического характера как при аббате де Л’Эпэ, который основал школу для глухонемых и в которой впоследствии, при его преемнике, также монахе, Сикарде работал знаменитый французский врач Итар, живший от 1775 г. до 1838 г.- первый сурдоотиатр, составивший известное руководство по ушным болезням. Аббат де Л’Эпе допускал дактилологию только в самом начале обучения, только для изучения письма, и затем переходил к изучению мимики; пользуясь одновременно письмом, он научал глухонемых не только словам, но и их содержанию, т.е. стремился к той же цели, к которой стремятся и при обучении разговорной речи. Язык мимики и жестов для обучения глухонемых долгое время держался во Франции (приблизительно до 80-х годов XIX столетия) и потому известен под именем французского способа обучения глухонемых. Однако постепенно и во Франции от него отказались и во всяком случае стали отдавать предпочтение второму методу обучения глухонемых - обучению членораздельной речи, методу, который носит название немецкого, так как его особенно пропагандировал С. Хейнике, живший в Германии в XVIII веке.