Смекни!
smekni.com

Деятельность художников-педагогов начала ХХ века (стр. 4 из 5)

Начинать рисунок следует с того, чтобы как можно быстрее очертить в самых общих линиях всю модель: натюрморт, голову, руки, фигуру, вещь и т.д.

Когда сделан общий абрис, надо немедленно наполнить его формой, т.е. сделать её обрубовку.

Строить форму приходится обыкновенно светотенью, начиная с большой формы. Голова - это яйцевидная фигура; рука в плече - цилиндр, затем вносить жизненные подробности. Характеров, например носа, бесконечное количество, а основная схема одна.

Тон – это градации светотени, этим средством (тоном) мы одновременно рисуем форму, и передаём свет.

Чтобы стать художником-реалистом, надо учиться рисовать тоном, так как тон есть результат реальных условий восприятия формы в свету.

Главное внимание, как в постановке, так и в руководстве живописной работой должно быть обращено на то, чтобы вести все преподавание только на нахождении цветовых отношений»[10].

С 14.12.1907 года Кардовский утверждён профессором-руководителем мастерской.

К 1908 году назрели проблемы в устройстве художественного образования. Заслугой Кардовского является, прежде всего, то, что он в период отрицания академического обучения решительно отстаивал именно реалистическую школу. «Школа должна быть, прежде всего, студией, а не студией самодеятельного искусства, говорил с этой связи Кардовский. - чем выше личность, тем больше художник. Художник подчиняет себе школу. Школа есть система, а не развитие личных качеств. Все обучающиеся искусству обязаны, подчинятся способам и приёмам выражения, т.е. уметь передавать форму, цвет, свет, характер, движение, пропорции, знать законы этих вещей. В школе надо овладеть этими законами художественных приемов для того, чтобы потом их можно было изменить, подчинить личным художественным требованиям». (Примеры: Микеланджело, Тициан и др.)

Рождение советской школы рисунка и методов его преподавания проходило в условиях ожесточённой борьбы против формализма в искусстве. В тяжёлой обстановке бесконечных перемен, эксперементаторства и трюкачества продолжала свою деятельность группа опытных художников-педагогов, решительно отстаивавших традиции и принципы реалистического искусства. И надо отметить, роль Кардовского в деле была значительной.

Взгляды Кардовского на задачи художественного образования во многом обогатили советскую школу рисунка и дали возможность по-новому подойти к проблемам развития преподавания изобразительного искусства.

Проведённая в 1929г. Реформа художественного образования оздоровила и коренным образом перестроила художественную школу. Реорганизацией московских и ленинградских мастерских в институты изобразительного искусства с одноимённой ликвидацией частных студий и обновлением преподавательских кадров художниками-формалистами был закрыт доступ к делу воспитания молодёжи.

В 1930-х гг. Кардовский преподаёт в московском институте изобразительного искусства, в мастерской аспирантов архитектурного института, ежемесячно выезжает в Ленинград для руководства мастерской в Академии художеств.

Постановление ЦК партии 1931-1932 гг. о школе изменили общее направление и содержание учебной работы. Перестройка школы коснулась и обучению рисованию. Программы по рисованию были пересмотрены и улучшены. В 1932 г. Также вышел ряд постановлений ЦК партии об изменении направления советского изобразительного искусства в сторону развития традиционной реалистического искусства.

Художественная школа стала на путь реалистического искусства. Был поднят вопрос о создании новой Академии художеств.

Особое внимание стали уделять обучению рисования с натуры, в особенности на начальной стадии обучения изоискусству. Изучение натуры начинает признаваться ведущим во всех видах учебной работы - рисунке, живописи, скульптуре.

Художники-педагоги реалистической школы искусства проделали в эти годы большою и очень важную работу по разработке методики преподавания художественных дисциплин и частности рисунка.

В 1937 году по инициативе Д. Н. Кардовского в Москве были организованы специальные педагогические курсы по подготовке учителей рисования и черчения с повышенной программой по художественным дисциплинам. В 1939 году эти курсы были реорганизованы в специальный художественно-графический учительский институт, а в 1942 году на его базе был образован художественно-графический факультет при Московском городском педагогическом институте имени В. П. Потемкина. В то время это был первый и единственный факультет, готовящий учителей рисования и черчения с высшим образованием. Педагогическую деятельность там вели ученики и последователи Кардовского. До 1955г. Художественно-графический факультет МГПИ им. В.П. Потёмкина был единственным в Советском Союзе факультетом, который готовил учителей рисования и черчения с высшим образованием.

В основу системы художественного образования на факультете были положены педагогические принципы и метод Кардовского. Кардовский Д.Н. является одним из значительных представителей советской школы рисунка. Он прошёл хорошую школу рисунка у прославленного П.П. Чистякова, занимался в Мюнхене у известного художника-педагога Антона Ашбе и как художник полностью сформировался во время учебы у Репина, имел возможность обобщить лучший опыт преподавания как русской, так и европейской школы рисунка.

За свой период преподавательской деятельности педагогический метод Кардовского получает полное признание. В характеристике, хранящейся в личном деле Д.Н. Кардовского в Академии художеств, содержится следующая оценка: «В течение своей долголетней педагогической работы выпустил из своей мастерской ряд видных мастеров, часть которых в настоящее время ведёт педагогическую работу в рядах профессуры Института живописи.

Ценный педагог, большого опыта и высокого качества. Пользуется большим авторитетом и признанием в широкой среде художников и студенчества».(10)

Есть мастера искусства, чей жизненный путь поражает своей целеустремлённостью и единством творческого метода. К ним относится Д.Н. Кардовский.

Из теоретических работ начала века, посвященных вопросам методики преподавания рисования в высших и средних учебных заведениях, следует упомянуть следующие:

Сабанеев Е. А. Курс начального рисования . СПб., 1900, ч. I—V. В этом методическом пособии рисование рассматривается как общеобразовательный предмет; Маковский А. В. Карманный альбом для учителей начального рисования по тетрадям. М,, 1901. Среди учителей рисования имел широкую известность; Маймистов М. Курс элементарного рисования . М., 1901; Ягужинский С. Сборник примеров для начинающих рисовать с натуры (с кратким объяснением перспективы). СПб., 1903; Малиновская В. Азбука рисования . Киев, 1905. Составлена по советам П. П. Чистякова; Котырло. Рисование как предмет обучения. СПб., 1906. Имеет интерес для методистов общеобразовательных школ; Мурашко Н. Воспоминания старого учителя. Киев, 1907, т. I—II. Имеет интерес с исторической точки зрения; Клингер М. Живопись и рисунок. М., 1908; Попов М. М. Иллюстрированная история методики рисования. СПб., 1909. Книга рассказывает о методах преподавания в общеобразовательных школах.

2.3 В.Е. Савинский

художник педагог циоглинский кардовский савинский

В 1911году Савинского назначили профессором – руководителем бывшей репинской мастерской, в этом немаловажную роль сыграла не только характерная для современных передовых русских художников тяга к выработке художественной школы, но и то, что Савинский был ближайшим и любимейшим учеником Чистякова, казалось, призванным уже одним этим стать продолжателем его дела.

Педагогический метод Савинского, в отличии от чистяковского, обладал своими особенностями и своими принципиально отличительными тенденциями. Одарённый педагог Савинский создаёт метод, если и не отличавшийся такой оригинальностью, как метод Кардовского, то во всяком случае, представлявший чёткую последовательность задач, ведущих к определённой цели.

В годы всё более сильного подчинения художественной школы индивидуалистическим тенденциям, утверждения принципа мастерских Савинский выступает как представитель собственно академического – в самом широком смысле образования, как поборник Академии вообще, сохраняющей традиции разностороннего образования и подготовки молодого художника. В этом отношении он был самым последовательным продолжателем установок своего учителя. Савинский мыслит себе постановку преподавания в Академии художеств как единое методическое целое, относительно которого мастерская профессора-руководителя становится завершающим этапом изучения методов работы на картиной .В мастерской он строит обучение молодых художников таким образом, чтобы они проходили под его руководством всю систему подготовки, как бы не учитывая знаний и навыков, приобретённых в натурном классе. Основной педагогический принцип Савинского заключался в том, что художник должен приобрести в школе те знания, которые способны ему помочь формулировать в образах изобразительного искусства своё отношение к окружающей действительности и понимание её. Как исторический живописец, сам он отдавал в этом отношении предпочтение исторической картине, а точнее сказать- большим темам, пусть даже выраженным в сюжетах высокой классики, но вместе с тем ни в коей мере не умалял и не отрицал значение жанра. Главное, чтобы молодой художник обладал внутренней потребностью высказываться в законченных образах, насыщенных идеями, обладающих общечеловеческой значимостью, и не мог ограничиваться передачей случайных частных впечатлений от натуры, жизни. И момент воспитательный, осуществлявшийся в постоянном общении преподавателя с учащимися, рассматривался Савинским как необходимое условие педагогической работы, а не как вопрос личного отношения к ученикам.