Конферансье объявляет начало представления. Дети идут по кругу под звук барабана ведущего и инструментов детей, изображая парад артистов и дрессировщиков. Затем конферансье объявляет номера выступающих: клоуна, дрессированных животных и др. Дети по одному или группами с помощью пантомимы изображают происходящее на арене. Остальные дети, сидя «по-турецки», поддерживают ритм барабана игрой на музыкальных инструментах. Игра заканчивается парадом всех участников представления под звук барабана ведущего и фонограмму любого циркового марша.
Ритмико-музыкальные упражнения и музыкорисование.
Дети удобно сидят в креслах, расставленных полукругом. В центре — ведущий с набором детских музыкальных инструментов.
В. Сейчас я буду играть на барабане, а вы мне будете подыгрывать на музыкальных инструментах и называть, что я изображаю (меняя ритм барабана, старается изобразить прыжки клоунов, бег лошади, тяжёлый шаг слона и т.д.). По этой игре видно, каким инструментом можно изобразить то или иное животное. Давайте разделимся на несколько групп и возьмём те инструменты, которыми вы будете изображать своё животное.
Одна группа получает барабаны, другая — клавесины, третья — бубны и т.д. Группы играют только тогда, когда барабан ведущего подсказывает им образ животного. Действия групп должны быстро меняться, что поможет обострить внимание и. ритмическую реакцию детей.
В. А сейчас поиграем в ритмические загадки. Я заиграю на барабане, а вы угадаете, что я изобразил. Тот, кто первый отгадает, загадает свою загадку другим. Победитель получает право загадать свою ритмическую загадку.
В. А теперь встанем и подойдём к рисовальным доскам. Я буду давать ритмом задания, а вы нарисуйте ответ на бумаге.
Дети по очереди объясняют смысл нарисованного.
Музыкальная релаксация.
Используется та же методика, что и на предыдущих занятиях, но изменяется музыкальное сопровождение. Звучит концерт для флейты с оркестром А.Вивальди.
В. Вот вы и отдохнули. Теперь откройте глаза, глубоко вздохните, медленно поднимите и опустите руки и ноги. Садитесь удобнее, сейчас мы подышим.
Сначала дети полулежат "в шезлонгах и делают вдохи и выдохи в ритм музыке. Постепенно дети приподнимаются, делают вдохи и выдохи в соответствии с ритмом музыки: на выдохе поочередно произносится то «а-а-а» (с чувством облегчения), то «о-о-о» (с удивлением), то «и-и-и» (радостно). В конце упражнения дети под музыку делают вдохи и выдохи, стоя в свободной позе.
2. Игры и упражнения для детей с гиперподвижным поведением
Подбирая игры (особенно подвижные) для гиперактивных детей, необходимо учитывать следующие особенности таких детей: дефицит внимания, импульсивность, очень высокую активность, а также неумение длительное время подчиняться групповым правилам, выслушивать и выполнять инструкции (заострять внимание на деталях), быструю утомляемость. В игре им трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других. Поэтому включать таких детей в коллективную работу целесообразно поэтапно. Начинать можно с индивидуальной работы, затем привлекать ребенка к играм в малых подгруппах и только после этого переходить к коллективным играм. Желательно использовать игры с четкими правилами, способствующие развитию внимания.
Таблица 3 - Игры на тренировку одной функции
Функция, на тренировку которой направлены игры | Индивидуальные | Групповые |
Внимание | "Найди отличие" "Запрещенное движение" | "Запрещенное движение" "Передай мяч" "Броуновское движение" |
Контроль двигательной активности | "Разговор с руками" | "Море волнуется" |
Контроль импульсивности | "Говори!" "Съедобное-несъедобное" | "Съедобное-несъедобное" "Говори!" "Сиамские близнецы" "Слепой и поводырь" |
Тренировку слабых функций тоже следует проводить поэтапно. На первых порах надо подбирать такие упражнения и игры, которые способствовали бы развитию только одной функции. Например, игры, направленные на развитие только внимания или игры, которые учат ребенка контролировать свои импульсивные действия. Отдельным этапом в работе может стать использование игр, которые помогут ребенку приобрести навыки контроля двигательной активности. Приведенная таблица 3 может стать отправной точкой, одним из примеров работы по подбору игр. Как видно из таблицы, некоторые игры можно применять и при индивидуальной, и при групповой работе.
"Съедобное-несъедобное", "Море волнуется...") описаны в таблице 4.
Проведя работу по тренировке одной слабой функции и получив результаты, можно подбирать игры на тренировку сразу двух функций. Как уже отмечалось, начинать лучше с индивидуальных форм работы, чтобы ребенок мог четко усвоить требования педагога, а затем постепенно вовлекать его в коллективные игры. При этом надо стараться увлечь ребенка, сделать так, чтобы ему было интересно. Когда же у него появится опыт участия в играх и упражнениях, направленных на развитие сразу двух слабых функций (внимание и контроль импульсивности, внимание и контроль двигательной активности и др.), можно переходить к более сложным формам работы по одновременной (в одной и той же игре) отработке всех трех функций. В таблице 4 приведены названия лишь некоторых игр, направленных на тренировку тех или иных функций. Каждый педагог по своему усмотрению может расширить этот перечень, используя указанные игры как для индивидуальной, так и для групповой работы (в зависимости от этапа и целей занятия).
2.1 Подвижные игры
"Быстрый мяч "
(«Не пропустить миг игры» М.Н. Дедулевич)
Цель: • упражнять в точности движений, настойчивости в достижении поставленной задачи;
• формировать умение управлять собственными движениями.
Материал: мячи по количеству детей.
Правила:
1) мяч должен удариться о стену и покатиться обратно. Движениене засчитывается, если этих показателей нет;
2) движение начинать одновременно по сигналу.Содержание. Дети встают в ряд так, чтобы не мешать друг другу, на
расстоянии 1-3 м от свободной стены. Они принимают и. п. и по сигналу с силой толкают мяч рукой так, чтобы он ударился о стену и покатился обратно. Тем, у кого движение получилось, засчитывается одно очко. Ставится задача — набрать как можно больше очков.
Варианты игры: усложняются и. п., о которых дети договариваются перед началом игры. Возможные варианты и. п. — сидя, стоя на коленях, в приседе, лежа на животе, нагнувшись спиной к стене (мяч прокатывается между ногами). Мяч можно толкать двумя руками, ногой, головой. Когда движение будет освоено, вводится новое правило — очко засчитывается в том случае, когда мяч вернулся к игроку, и он поймал его.
"Два мяча" (М.Н. Дедулевич)
Цель: • развивать глазомер, умение управлять собственными движениями;
• упражнять в целенаправленной деятельности.
Материал: мячи (средних и крупных размеров) по количеству детей.
Правила:
1) добиваться, чтобы мячи столкнулись, в противном случае очконе засчитывается;
2) начинать движение одновременно по сигналу.
Содержание. Дети садятся попарно лицом друг к другу на расстоянии 1-3 м (по договоренности), у обоих в руках по мячу. По команде они прокатывают мячи навстречу друг другу, чтобы те ударились.
Варианты игры: дети одновременно бросают мячи навстречу друг другу, чтобы те ударились; бросают мячи друг другу и ловят их.
2.2 Игры на закрепление различных видов и способов движений
"Кто больше знает движений?" (М.Н. Дедулевич)
Цель: • закрепить названия видов и способов ходьбы, бега, прыжков, лазанья, метания.
Материал: пять карточек, на каждой из которых изображен человек, выполняющий одно из основных движений (ходьбу, бег, прыжки, лазанье, метание); физкультурные пособия: мячи, обручи, гимнастическая скамейка, плоскостная дорожка (по усмотрению воспитателя); стационарное физкультурное оборудование (если игра проводится вблизи него).
Правила:
1) точно называть и правильно показывать движения;
2) нельзя повторять движения, названные другими играющими.
Содержание. Дети делятся на две команды. Один из играющих первой команды перетасовывает карточки, второй (из другой команды) вытягивает одну из них. Игра начинается с того движения, которое изображено на карточке. Если на карточке изображена ходьба, дети вспоминают все ее виды и способы. Первая команда договаривается, какое движение будет выполнять, а затем показывает его (по возможности синхронно), вторая хором называет вид движения. Затем один из видов или способов данного движения выполняет вторая команда, а первая его называет. Игра продолжается до тех пор, пока дети не вспомнят все виды и способы движения, изображенного на карточке. Команда, не сумевшая вовремя показать нужное движение или назвать его, получает штрафное очко. Побеждает та команда, у которой меньше штрафных очков. Можно результат подсчитать также по количеству выполненных движений.
Вариант игры: чтобы вызвать игровой азарт у детей в этой и других играх, можно использовать специальные фишки. Например, за каждое показанное движение команда получает красную фишку, за правильное название — синюю. В конце игры в командах подсчитывается говорят: "Нет!", при отгадывании — "Да!". Группы меняются местами, и игра продолжается. Выигрывает группа, у которой больше отгадок.
"Узнай движение" (М.Н. Дедулевич)