Лучше всего такой конкурс проводить, когда ребята буквально "спят на ходу". Он позволяет взбодриться и разогнать скуку. В этом конкурсе можно даже обойтись без наград, наградой всем будет приподнятое настроение, улыбки и смех.
Конкурс видеокляпов. А что такое "видеокляп"? Это то же самое, что и видеоклип, только очень несерьезный, дурашливый. Попробуйте "снять" несколько "видеокляпов" с ребятами. Выберите для каждой группы одну очень популярную в последнем месяце песню. Несколько раз послушайте ее или, если ребята напоют слова песни почти наизусть, просто вспомните их.
А теперь начинайте придумывать смешные движения и действия к каждой строчке. Солист или группа будут пародировать настоящего исполнителя, а все остальные – весело инсценировать сюжет песни.
И, поскольку вы проводите конкурс, должна быть просмотровая комиссия. В нее можно пригласить "звезд эстрадной музыки" (как вы понимаете, не настоящих, а вымышленных). Ваши "звезды" в перерывах могут поделиться со всеми своими "творческими планами".
Конкурс начните 9 шуточного представления комиссии, а закончите вручением веселых призов создателям лучших "видеокляпов".
Приложение IV
Сюжетно-ролевая игра "ФРАГМЕНТЫ ПРИКЛЮЧЕНИЙ"
Отряд делится на две команды. Согласно жеребьевке всем командам достается сюжет известных фильмов, снятых в жанре приключений: "Маугли", "Робин Гуд", "Странствия Геракла", "Тарзан", "Три мушкетера" и т.д.
Задачи игры: используя основную канву фильма, смоделировать сцену, в которой главный герой или герои сталкиваются с экстремальной ситуацией (как имеющей место в самом фильме, так и придуманной самими ребятами: герои должны продемонстрировать оригинальный способ выхода из этой ситуации). На представление сюжета каждой команде дается не более семи минут. Команда не объявляет, сюжет какого фильма использован. Это должно быть ясно из действия. Количество участников от команд не ограничено.
Игры:
"Чайничек с крышечкой". Играющие повторяют слова ведущего и заменяют их движениями Замена слов происходит поочередно.
Чайничек с крышечкой,
Крышечка с шишечкой,
В шишечке дырочка,
Из дырочки пар идет,
Пар идет из дырочки,
Дырочка в шишечке,
Шишечка в крышечке,
Крышка на чайнике.
Играющие произносят слова несколько раз, каждый раз заменяя последующее слово на "ля-ля" и определенное движение (начиная с первого слова).
Чайничек – показывает контур чайника Крышечка – ладонь, обращенная вниз, Шишечка - сжатый кулак,
Дырочка – соединенными указательным и большим пальцами делают кольцо,
Пар идет – спиралеобразное движение рукой вверх.
Игры с иллюстрацией слов (движениями или звуками)
"Ежики". Играющие повторяют слова ведущего и сопровождают их движениями.
Слова ведущего: Действия играющих:
Два притопа, Два раза топают ногами.
Два прихлопа. Два раза хлопают в ладоши.
Ежики – ежики Показывают растопыренные пальцы.
Наковали – наковали
Ножницы – ножницы
Бег на месте, бег на месте
Зайчики – зайчики.
Ну-ка дружно, ну-ка вместе!
Девочки! Мальчики!
"Голова – нос". Игра привезена из Польши. Произнесение польских слов сходно с русскими. Все слова повторяются участниками игры хором:
Голова – рамина – колина – пальцы – колина – пальцы – колика – пальцы – голова – рамина – колина – пальцы – очи – уста – уши – нос.
Ударение во всех словах на первом слоге. Рамина – это плечи, колина – колени. В ходе игры нужно говорить слова и, соответственно им, обеими руками дотрагиваться до головы, плеч, коленей, глаз, ушей, носа и соединять пальцы рук. Постепенно темп игры увеличивается.
"Кавалерия". Играющие вслед за ведущим повторяют слова и движения, посте пенно увеличивая темп речи.
Слова ведущего -Раз-два-три-четыре-пять Трах-трах пулемет!
Бум, артиллерия!
Несется кавалерия УРА!
Действие играющих: Переставляют ноги. Сжатыми кулаками изображают стрельбу. Подбрасывают ладонями кверху невидимый шар.
Хлопают в ладоши. Размахивают воображаемой шашкой.
"Мы музыканты". Играющие вслед за ведущим повторяют слова и движения, постепенно увеличивая темп.
Слова ведущего: Мы музыканты копиа-таланты. Мы умеем играть. На чипчидари (скрипка). Чипчидари-вери-вери (3 раза). Чипчидари гей. ...На пьяно (пианино). А-пьянино-ино-ино (3 раза) а-пьянино гей. ...На бубне (бубен). Бубна-таки (7 раз) гей. ...На кобзе (виолончель). Кобза-таки (7 раз) гей. ...На пузе (живот). Пуза-таки (7 раз) гей. ...На ушах (уши). Уша-таки (7 раз) гей. ...На нервах (нервы). Нерва-таки (7 раз) гей.
Действия играющих:
Разводят руки в стороны.
Рукой показывают на себя.
Изображают игру на скрипке.
Изображают игру на пианино.
Изображают игру на бубне.
Изображают игру на виолончели.
Похлопывают по животу.
Теребят уши.
Поют медленно, а повтор – быстро. Разводят руки вправо – влево.
Игры на внимание
"Нос – пол – потолок". Ведущий произносит слова "нос", "пол" и "потолок" и показывает на пол, нос или потолок соответственно. Иногда, чтобы запутать играющих он показывает на одно, а произносит другое. Например, показывает на пол, а говорит "потолок". Основная задача играющих – проверить свое внимание. Участники игры должны показывать на то, что говорит ведущий и стараться не ошибиться.
"Репка - капуста". Игра очень похожа на игру "Нос – пол – потолок". Ее отличие состоит в предметах (репка и капуста) и в том, что в данной игре ведущий не показывает на какой-либо предмет, а изображает его жестом (репка изображается открытой ладонью вниз, т.к. репа растет вниз, а капуста – открытой ладонью вверх, т.к. капуста растет вверх).
"Запрещенное движение". Все игроки должны повторять движения, которые показывает ведущий, кроме одного, например, обхвата головы руками. Ведущий совершает различные движения. Кто повторяет "запрещенное движение", выбывает из игры.
"Платочек смеха". Ведущий подкидывает платочек, и пока он летит, все должны замолчать. Кто не выдержит тишины и засмеется, выходит из игры.
Музыкальные игры (песни с повтором слов)
"Оркестр Московского зоопарка". Участники разбиваются на группы, каждая из которых выбирает себе животного с характерными звуками. Дирижер предлагает спеть песню (например, "Подмосковные вечера") на языке выбранного животного, т.е. пролаять, промяукать, прохрюкать и т.п. Дирижер показывает поочередно на каждую группу, и они продолжают песню, начатую предыдущей группой.
"Три музыкальных слога". Ведущий выбирает одного человека. Этот игрок выходит из зала. Все выбирают какое-то слово из трех слогов. Потом делятся на три команды. Например, это слово – "машина". Когда водящий возвращается, одна команда поет слог "ма" на мотив, скажем, "Пусть бегут неуклюже...", вторая – одновременно поет слог "ши" на мотив, допустим, "Подмосковных вечеров", а третья – слог "на" на мотив песни "Голубой вагон". Водящий прислушивается и пытается отгадать, какое слово загадано.
Игра "Снеговики и снежинки"
Программное содержание. Учить детей различать спокойную и бодрую танцевальные мелодии.
Музыкально-дидактический материал. Вальс, музыка Ф. Гершовой, "Чешская полька", пианино, металлофон или аккордеон.
I вид. Дети, разделенные на две группы, сидят полукругом около пианино. Под музыку Польши "снеговики" хлопают в ладони, под музыку Вальса "снежинки" должны плавно вращать руками. Пьесы исполняются 6-8 раз в разной последовательности.
II вид. "Снеговики и снежинки" сидят на стульях у противоположных стен помещения. Под музыку Польки двигаются шагом польки "снеговики", под музыку Вальса – кружатся снежинки. Пьесы исполняются 6-8 раз в разной последовательности. С окончанием звучания "снеговики" ловят "снежинок".
Игра "Медведь и дети". Эта игра развивает музыкально-ритмические способности, расширяет музыкальный кругозор с введением в игру различных песен.
На музыку песни "Ходила младешенька по борочку" дети изображают прогулку в лесу, передавая в движениях сбор грибов, ягод, цветов, постройку шалаша или катание на лыжах, игру в снежки и так далее – в зависимости от эго, в какое время года проводится игра. С появлением медведя музыка изменяется. Дети останавливаются, не меняя положения тела и стараются не шевелиться. Медведь проходит между ними. Можно ввести текст:
Кто в лесу шумит? Кто мне спать мешает? Кто шумит в моем лесу? Шевельнется – заберу!
Если медведь заметил ребенка, который шевельнулся, он берет его за руку и уводит в "берлогу". Если же он не заметил шевелившихся детей, то может сказать:
Нету никого возле дома моего. Пойду опять в берлогу спать.
Звучит русская народная мелодия "Как у наших у ворот". Дети веселятся, пляшут и опять появляется медведь.
Игра проводится 3-4 раза. Перед игрой преподаватель рассказывает, как дети пошли гулять в лес и что там с ними произошло; описывает красоту леса и то время года, когда проводится игра; говорит о повадках медведя. Дети принимают активное участие в беседе, вспоминая свои прогулки в лесу.
Роль медведя сначала исполняет преподаватель, а затем назначается ребенок, который сумеет хорошо изобразить медведя. Для этой игры можно подобрать и другую соответствующую музыку.
Игра "К своим флажкам". Эта игра развивает музыкальное мышление.
Играющие делятся на 3-4 команды и становятся в кругу лицом к центру круга. В центре каждого круга находится игрок с цветным флажком. Как только заиграет музыка, все, кроме игроков с флажками передвигаются по залу, площадке. Музыка прекращается, все приседают и закрывают глаза. Игроки с флажками по указанию учителя переходят на другие места. После слов: "К своим флажкам" играющие открывают глаза, встают и бегут к флажкам своего цвета. Выигрывает команда, которая быстрее построится в свой круг (колонну, шеренгу, и так далее по указанию учителя).