Смекни!
smekni.com

Педагогические условия и особенности театрализованных игр (стр. 2 из 12)

Младшие дошкольники также обладают способностью понимать внутренний мир персонажей и их противоречивый характер (Л.П.Бочкарева, А.И.Берлычева, Л.Г.Стрелкова). Это позволяет использовать театрализованную игру в нравственном воспитании детей, когда разнополярные эталоны становятся для ребенка значимыми не только при соотнесении себя с положительными персонажами, но и с отрицательными, непривлекательными (С.Н. Карпова, Л.Г. Лыскж, С.Г. Якобсон). Благодаря этому зарождаются социальные чувства, эмоциональное отношения к событиям и поступкам, имеющим значение не только для ребенка лично, но и для окружающих (А.А.Бодалев, Я.З.Неверович), что квалифицируется как эмпатия, или сочувствие и содействие сверстникам и взрослым (Л.И.Божович, Т.Рибо, Л.Г.Стрелкова). [2, 9, 13]

Для театральной исполнительской деятельности характерны непроизвольная и произвольная эмоциональная экспрессия (К.Изард) и эмоциональные действия (Я.Рейковский), которые выражаются в мимике, интонации, тембре, дикции, ритме, вибрато голоса) (Л.Я.Дорфман, К.С.Станиславский). Причем выразительное движение или действие способно не только выражать уже сформированное переживание, но и совершенствовать его (С.Л.Рубинштейн).

Театрализованная игра-деятельность необыкновенно эмоционально насыщенная, что делает ее привлекательной для детей. Она приносит ребенку большую радость и удивление. В ней заложены истоки творчества, дети принимают руководство взрослого, не замечая его. Будучи по своему характеру синкретической деятельностью, она наиболее полно охватывает личность ребенка и отвечает специфике развития его психических процессов: цельности и одномоментности восприятия, легкости воображения и веры в превращения, эмоциональной восприимчивости, не только образного, но и логического мышления, двигательной активности и т.п. (Л.В.Артемова, Л.С.Выготский, Н.Ф.Сорокина, Л.Г.Миланович, Д.Б.Эльконин и др.). Это говорит о широком развивающем потенциале театрализованной игры.

Для театрализованных игр, в которых присутствует художественный образ и драматическое действие, В.Н. Всеволодский-Гернгросс употребляет термин «драматические игры». Большинство исследователей считают, что театрализованные игры наиболее близки к искусству, и называют их «творческими» (М.А.Васильева, С.А.Козлова, Д.Б.Эльконин и др.). Л.С.Выготский считает драматизацией детское театральное творчество. [1, 2, 5]

Результаты анализа различных точек зрения позволяют рассматривать театрализованную игру как деятельность, подчиненную сюжету-сценарию и протекающую в обозначенных временных и пространственных границах. В игре принятие образа овеществлено (переодеванием или куклой) и выражается с помощью различных символических средств (мимики, пантомимы, пластики, речи, пения и т.п.).

Во многих исследованиях театрализованные игры квалифицируются по способам изображения сюжета, т.е. по средствам эмоциональной выразительности (Л.В.Артемова, С.Л.Трусова).

Сходство игр с режиссерской работой состоит в том, что ребенок сам придумывает мизансцены, т.е. организует пространство, исполняет все роли или просто сопровождает игру «дикторским» текстом. В этих играх ребенок-режиссер приобретает умение «видеть целое раньше частей», которое, согласно концепции В.В.Давыдова и его последователей, является основой для развития воображения как новообразования дошкольного возраста.

Высказываются мнения, что сюжет любой игры можно представить как последовательность взаимосвязанных ситуаций, и в этом смысле он будет аналогичным повествовательному тексту, который и лежит в основе театрализованной игры (Л.П.Бочкарева, Н.А.Короткова, Н.А. Михайленко). [3]

Игры-драматизации предполагают произвольное воспроизведение какого-либо сюжета в соответствии со сценарием (О.А.Карабанова). Они основываются на действиях исполнителя, который использует пальчиковые куклы и куклы-бибабо, и соответствуют определению: «Драматизировать - значит разыгрывать в лицах какое-либо материальное произведение, сохраняя последовательность рассказанных в нем эпизодов и передавая характеры персонажей». Поскольку ребенок играет сам, он может использовать все средства выразительности: интонацию, мимику, пантомиму. [1, 2, 9]

Игра-драматизация и режиссерская игра многими исследователями (Н.А.Коротковой, Н.А. Михайленко и др.) рассматриваются как игры, входящие в структуру сюжетно-ролевой игры. Однако, по мнению некоторых авторов (В.А.Кожевниковой, С.А.Козловой, Е.Е.Кравцовой), режиссерская игра, обладая такими составляющими, как воображаемая ситуация, распределение ролей между игрушками, моделирование реальных социальных отношений в игровой форме, одновременно является онтогенетически более ранним видом игры, по сравнению с сюжетно-ролевой.

В структуре театрализованной игры можно найти все компоненты, выделенные Д.Б. Элькониным в сюжетно-ролевой игре: роль как определяющий компонент, игровые действия, игровое использование предметов, реальные отношения между играющими детьми. Однако, по сравнению с сюжетно-ролевой игрой, в театрализованных играх игровое действие или игровой предмет (костюм или кукла) определяют и облегчают принятие ребенком на себя роли, и только после этого сама роль предлагает выбор игровых действий (Л.Г.Стрелкова, Е.Л.Трусова и др.). [2]

Для театрализованной игры важным является разграничение понятий «роль» и «игровой образ». Понятие «роль» подразумевает изображение человека или животного, для которых характерны типичные проявления, а для человека — еще и вид деятельности. Игровой образ, по мнению Л.П.Бочкаревой, сам результат изображения конкретного человека в конкретной игре и в определенное время. При этом на формирование умения перевоплощаться, создавать игровой образ, прежде всего, влияют игры-драматизации. [9, 13]

Реализация в игре-драматизации роли, привлекательной для ребенка, требует более строгого подчинения сюжету (почти правилу), отражающему установленную автором логику отношений и взаимодействия объектов окружающей действительности, чем в сюжетно-ролевой игре. Вместе с тем, выполнение роли не исключает творчество. Роль отражает не только социальную, но и личную позицию персонажа.

Некоторые исследователи (Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко и др.) выделяют две группы способностей, важных для развития детей: моделирование и символизацию. В основе развития познавательных способностей детей дошкольного возраста лежат действия наглядного моделирования. К первому типу таких действий относятся действия замещения. Игровое употребление предметов — замещения — является важнейшей характеристикой сюжетно-ролевой, а, следовательно, и театрализованной игры. Основу игры, по словам Л.С.Выготского, составляет создание мнимых, воображаемых ситуаций, т.е. расхождение видимого и смыслового поля. Ключевая функция воображения заключается в способности мыслить образами и структурировать образ мира (Л.С.Выготский, М.П.Короленко, А.Р.Лурия, М.М.Нудельман, Г.В.Фролова, Ф.Я.Юдович). [5]

Примитивные формы схематического рисунка генетически связаны с мимической выразительностью, пантомимикой, жестом, что важно для формирования театрализованной игры, подтверждения ее синтетичности и соответствия синкретическом развитию детей (А.В.Запорожец, А.Р.Лурия, Ф.Я.Юдович). [2]

Перевоплощение в театрализованных играх всегда иллюстрируется материально - переодеванием или использованием куклы. Это способствует постепенному развитию у детей функции замещения.

Другая линия влияния театрализованной игры на психическое развитие ребенка определяется возможностью преодоления познавательного «эгоцентризма» (Ж.Пиаже). Преодоление неумения соотносить собственную познавательную позицию с другими возможными позициями обеспечивается координацией в игре различных позиций и точек зрения: ролевых отклонений в режиссерской игре, собственной роли и роли партнера в игре-драматизации, действий с предметами в соответствии с приданными им игровыми и реальными значениями и, наконец, своей позиции с позицией партнера по игре. В сюжетно-ролевой игре, в играх-драматизациях, в играх с правилами создаются благоприятные условия для рассмотрения окружающего мира с разных точек зрения: принимая игровой образ, ребенок «упражняется» в умении видеть действительность другими глазами, хотя больше всего он сосредоточен на своей роли, т.е. на собственном понимании.

Четкая структура художественного произведения позволяет педагогу не только определить место, в котором ребенок испытывает трудности, но и задать общий ориентир для продолжения игры, сохраняя ее спонтанность и творчество (А.А.Венгер, О.М.Дьяченко). Таким образом, режиссерские игры по заранее определенным сюжетам подготавливают ребенка к играм-драматизациям и помогают ему позднее осмысленно участвовать в детских театральных спектаклях. [9]

Развитие у ребенка способности к успешному разрешению проблембной ситуации в театрализованной игре за счет эмоционально-личностной и интеллектуальной децентрации, т.е. умения увидеть и проанализировать, продраматизировать ситуацию, сценарий с точек зрения разных персонажей, выделить новые свойства и условия разрешения проблемной ситуации повышает степень его социальной и когнитивной компетентности (О.А.Карабанова). [9]

Театрализованные игры могут быть включены в другие виды детской деятельности. Выявлено взаимовлияние изобразительной и театрально-игровой деятельности на эстетическое воспитание детей: во-первых, при оформлении декораций, во-вторых, при возникновении образов у детей (Е.Л.Трусова, С.И.Мерзлякова).

Взаимосвязь этих двух видов художественно-эстетической деятельности в педагогическом процессе обеспечивает:

- усвоение детьми литературного текста как первоосновы игры-драматизации и сюжетного изображения; накопление и углубление знаний об окружающей действительности, и применение умений создать образы в процессе художественной деятельности, появление новой продукции - сюжетного рисунка и персонажа драматизации (Е.Л.Трусова);