Смекни!
smekni.com

Педагогические условия развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста средствами декоративной композиции (стр. 10 из 13)

1 - констатирующий эксперимент;

2 - формирующий эксперимент;

3 - итоговый эксперимент.

Для каждого из этапов были поставлены задачи и продумана методика работы.

2.1 Диагностика исходного уровня развития детского декоративного творчества

Задачи констатирующего эксперимента:

подобрать и проанализировать диагностики для выявления уровня творческого развития детей в ДПИ;

на основе комбинирования различных диагностик разработать свою диагностику уровня развития декоративного творчества у старших дошкольников.

Для разработки диагностики были проанализированы диагностические методики П. Торенса "Творческое мышление", Р.Г. Казаковой " Особенности проявления эстетической одарённости у детей в процессе рисования", Л.А. Венгера "Овладение способами моделирования и преобразования пространственных взаимоотношений".

Описание диагностической методики, использованной нами в эксперименте: для выявления уровня развития детского декоративного творчества мы предложили детям сделать реальное дерево сказочным, используя любые элементы декора.

Работы оценивались по следующим критериям:

1. Выбор композиционной схемы.

1 балл - хаотичность узора, нет стремления передать стилевое единство;

2 балла - использует простые закрытые композиционные схемы,

выделяет центр, края, углы в композиции, владеет только

симметричной композицией;

3 балла - владеет симметричной и асимметричной

композициями, использует сложные открытые и закрытые

композиционные схемы (2х фризовая композиция, орнамент

из центра); стремится передать стилевое единство, обладает умением уравновесить композицию, составить её из элементов, свободно располагающихся на всей плоскости листа, но допускает 1-2 ошибки.

2. Цветовая гармония.

1балл - не задумывается о цветовых сочетаниях, выбирая

произвольные локальные цвета, которые нравятся ребёнку

(практически полная дисгармония);

2 балла - частично передаёт цветовую согласованность, но использует

большое количество цветов, внося этим некоторую

дисгармонию;

3 балла - передаёт гармонию 3-4х цветов по контрасту или аналогии,

использует оттенки цветов.

3. Ритм и равновесие:

1 балл - не задумывается над повтором и чередованием цветов и

элементов, располагая их произвольно, хаотически, отсутствует цветовая связь в разных частях композиции, приводящая к нарушению равновесия;

2 балла - а) допускает существенные ошибки в чередовании цветов и элементов в симметричной композиции;

б) допускает существенные ошибки в уравновешивании композиции, свободно располагающейся на плоскости

по количеству цвета, элементов, форме, размеру, частично отсутствует связь цветов и элементов в композиции;

3 балла - а) строго повторяет и чередует цвета и элементы, что

обеспечивает равновесие симметричной композиции;

б) уравновешивает асимметричную композицию во

всех её частях по количеству цвета, элементов, их форме и

размеру; допускает 1-2 ошибки при выполнении.

4. Оригинальность замысла.

1 балл - использует только традиционные элементы и цвет в

соответствии с усвоенными шаблонами

2 балла - экспериментирует либо с цветами, либо с элементами,

использует в основном традиционные элементы, но

придумывает различные их сочетания и комбинации;

3 балла - экспериментирует с цветами и элементами (придумывает

свои элементы и сочетает их с традиционными, оригинально

комбинирует известные, использует фантастический цвет,

не соответствующий цвету реального предмета)

Уровень развития декоративного творчества мы определяли следующим образом. Если ребёнок набрал:

10-12 баллов - высокий уровень;

6-9 баллов - средний уровень;

4-5 баллов - низкий уровень развития.

Диагностика проводилась 6 февраля 2008 года. Данные диагностического исследования мы занесли в протокол (приложение 1.)

Анализируя работы детей, мы заметили, что дети использовали, в основном, простые закрытые композиционные схемы, пользуясь фактически только симметрией. В цветовом решении дети в основном предпочитали использовать их многообразие, некоторые использовали фантастические цвета в своих работах. Работы ритмичны, дети допускали ошибки в уравновешивании композиции. Оригинальность работ весьма разнообразна, здесь наблюдается большой разбор в уровнях. Низкий уровень развития умений в выборе композиционных схем и цветовом решении (20%).

Подведя итоги, можно сказать, что 20% детей находится уже на высоком уровне, 80% на среднем. Низкого уровня у детей не обнаружено.

2.2 Формирующий эксперимент по развитию декоративного творчества старших дошкольников

Формирующий эксперимент проводился с 4 февраля по 2 марта 2008 года. В процессе проведения формирующего эксперимента мы выявили педагогические условия развития детского декоративного творчества.

Первое условие - учёт опыта детей, который они приобрели.

Мы остановили свой выбор на организации кружкой работы, где дети создавали оригинальные работы. Мы старались в каждом занятии использовать игровую мотивацию для поддержания интереса и высокого уровня работоспособности у детей. Работа строилась на основе создания, в основном, асимметричных композиций, поэтому мы в работе с симметричной композицией ограничились занятием по истории создания орнамента: его источниках, функциях, практической значимости и процессе стилизации.

Вторым условием выступило создание блока творческих заданий.

Блок включает в себя восемь занятий:

1. "История возникновения орнамента".

2. "Колпак фокусника".

3 - 4. "Коллаж "Сюжетная композиция".

5 - 6. "Коллаж "Натюрморт".

7. "Передай настроение героя".

8. "Буквицы".

На выполнение работ в технике коллажа нам потребовалось по два занятия на тему, потому что у детей был слабо сформирован навык вырезания, поэтому много времени они расходовали на подготовку материала к своей композиции.

В процессе составления блока заданий мы использовали задания обучающего и творческого характера с учётом разных этапов усложнения творческих заданий. Но обучающие задания тоже несли в себе творческий характер, следовательно, не было заданий, направленных только на обучение. В любом из предложенных заданий упор делался на создание оригинального образа.

Занятия образовательного уровня мы использовали с целью ознакомления с орнаментом, обучения способам построения асимметричной декоративной композиции, потому что в творческих заданиях требовались знания основных понятий и определённых способов построения композиции, свободно располагающейся на плоскости. Творческий уровень проявлялся с самого начала наших занятий: сначала мы работали с готовым материалом, выполняя коллаж, выбирая самостоятельно элементы композиции, подбирая форму, компонуя элементы на форме и подбирая, по возможности, цветовую гармонию. На последующих занятиях дети уже работали, придумывая собственный сюжет и закрепляя полученные навыки работы, то есть дети создавали свою собственную композицию с учётом формы, размера и цвета элементов, правил уравновешивания композиции и учётом формы листа. И, наконец, детям было предложено работать в цвете, передавая сначала настроение, характер героев сказки, а затем оживляя знакомые им буквы. Дети старались соблюдать цветовую гармонию, размер и форму цветового пятна, правильно и красиво располагать элементы на свободной плоскости листа. В процессе освоения детьми асимметричной композиции у них возникали некоторые трудности, связанные с её уравновешиванием. Проблемы, связанные с цветовой гармонией, возникали чаще, поскольку не все дети чувствовали цвет, не имели представлений о цветовых сочетаниях. Кроме того, детям трудно было придерживаться стилевого единства, поскольку знания об этой стороне декоративно - прикладного искусства у них не имелись.

Обучающий уровень тоже носил творческий характер, поскольку во время обучения дети выполняли различные творческие задания, направленные на развитие композиционных навыков: они составляли узор из предложенных форм, распределяли симметричную и асимметричную композицию, соблюдая определённый вид ритма.

Третье условие заключается в игровом характере выполняемых творческих заданий. Составляя задания, мы старались придать им игровой характер разными средствами - чтение сказок для передачи настроения героя в цвете, шутливые занятия по оживлению буквиц, игры на составление узора, фокусы для задания по изготовлению колпаков фокусников. Минусом этого задания было то, что колпаки были плоскостными, а не объёмными, которые можно было бы надеть на голову. Данные приёмы поддерживали интерес к работе, прекрасно мотивировали предстоящую деятельность, благодаря им нам удалось развить у детей чувство стилевого единства (приложение 3, "Натюрморт с характером"), цветовую гармонию (приложение 3, "Сюжетная композиция"), умение уравновесить асимметричную композицию (приложение 3, "Буквицы").

На основании всех вышеперечисленных условий мы делаем вывод: условия для развития творчества детей создавались нами при выполнении каждого задания и обеспечивались за счёт предоставления детям права выбора формата, цвета, формы, размера элементов, способов уравновешивания композиции, осуществляя данную деятельность в игровой форме, что обеспечивало устойчивый интерес и стремление к деятельности.

2.3 Диагностика итогового уровня развития детского декоративного творчества

Задача: определить итоговый уровень развития детского декоративного творчества.

В эксперименте принимали участие те же дети экспериментальной группы. Диагностика была проведена 29го февраля 2008 года. Данные диагностики занесены в протокол (приложение 2).