Смекни!
smekni.com

Развитие детского творчества на занятиях по сюжетному рисованию детей старшего дошкольного возраста (стр. 1 из 11)

Содержание

Введение

Глава I. Психолого-педагогический аспект изучения проблемы развития детского творчества

1.1 Содержание понятия детского творчества

1.2 Особенности развития творчества в дошкольном детстве

1.3 Развитие изобразительных способностей и творческих замыслов детей в процессе изобразительной деятельности

Глава 2. Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста путем сюжетного рисования на занятиях

2.1 Сюжетно-тематическое рисование как вид изобразительной деятельности детей дошкольного возраста

2.2 Сюжетное рисование как средство развития детского творчества в старшем дошкольном возрасте

2.3 Развитие творчества детей старшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования на занятиях по сюжетному рисованию

Глава 3. Экспериментальное исследование

3.1 Этапы и методы экспериментального исследования

3.2 Анализ и обобщение результатов эксперимента

Заключение

Список литературы

Введение

Доказано, что дошкольный возраст сенситивен и наиболее благоприятен для развития не только образного мышления, но и воображения, психических процессов, составляющих основу творческой деятельности. Поэтому развитие детского творчества - одна из главных задач дошкольного воспитания, как отмечают Е.А. Флерина, Т.С. Комарова, Г.Г. Григорьева и т.д. Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников, так как освоение изобразительной деятельностью ребенком означает овладение им основными ее структурными компонентами: мотивами, целеполаганием, действиями и основными операциями мышления и воображения.

Проблема развития детского творчества становится все более и более актуальной, так как в современной педагогической науке еще остается недостаточно изученным этот вопрос. В практике работы дошкольных учреждений программное содержание и методика работы с детьми на занятиях и вне их ориентированы в основном только на формирование изобразительных умений и навыков, то есть носят узкодидактический характер. Потому о формировании творчества говорить не приходится, его развитие в основном стихийно, бессистемно. Еще Е.А. Флерина обращала внимание на то, что педагоги не развивают способность к замысливанию образа, а значит, не развивают воображение; не создают на занятиях условий для возникновения соответствующих чувств, не формируют у детей способность переноса знаний и умений в новые условия. Флерина Е.А. одна из первых дала определение детского творчества.

Детское творчество - процесс овладения ребенком под влиянием воспитания и обучения все более высокими изобразительными умениями.

Проблема развития детского творчества рассматривалась в работах известного педагога-психолога Л.С. Выготского. Он писал: “ Обучить творческому акту нельзя, но это вовсе не значит, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и проявлению”. Выготский отмечал, что изобразительная деятельность - самый первый, самый доступный и привлекательный для маленьких детей вид творческого труда. Умелое и тактичное руководство изобразительной деятельностью помогут развить способности ребенка.

Так, Т.С. Комарова исследовала компонент способности к изображению, как овладение графическими навыками и умениями, включающими и технику рисования. Ею определено содержание графических умений и навыков, выделена система этих навыков и умений, доступная детям дошкольного возраста вообще и детям разных возрастных групп в частности, разработана методика их формирования.

Особого внимания заслуживают исследования этой проблемы Н.П. Сакулиной в силу их полноты, конкретности, обоснованности, последовательности в раскрытии узловых вопросов и соотнесенности с дошкольным возрастом. Исследования Н.П. Сакулиной показывают, что обучение не препятствует развитию творчества. Оно способствует его становлению, развитию при наличии определенных условий.

В теории и практике наиболее полно освещены вопросы по обучению детей технике рисования, формированию навыков изобразительной деятельности, однако наименее изучены вопросы по развитию творчества, воображения, что и определило тему нашего исследования: Развитие детского творчества на занятиях по сюжетному рисованию детей старшего дошкольного возраста.

Отсюда вытекает противоречие между требованиями общества к развитию творческой личности и недостаточной эффективностью используемых для этого средств в практике ДОУ для решения соответствующей задачи.

Цель работы: теоретическое изучение основ проблемы развития детского творчества и экспериментальное доказательство возможности использования сюжетного рисования в развитии детского творчества в старшем дошкольном возрасте.

Объект изучения: развитие детского творчества.

Предмет исследования: возможности занятий по сюжетному рисованию в развитии детского творчества в старшем дошкольном возрасте.

Гипотеза: Эффективным средством развития творчества в старшем дошкольном возрасте в условиях ДОУ является сюжетное рисование. Эффективность сюжетного рисования обусловлена следующими её специфическими особенностями:

вариативностью способов создания рисунка;

поиском выразительных средств в передаче образов изображения;

возможностью создания неповторимых продуктов детской деятельности (сюжетно - тематических рисунков).

Наиболее эффективно развитие детского творчества на занятиях по сюжетному рисованию будет проходить через использование нетрадиционных техник рисования.

Следовательно, организация занятия по сюжетному рисованию, выступает необходимым условием развития детского творчества.

Исходя из цели, гипотезы, и, учитывая специфику исследования предмета, определены следующие задачи:

1) Выявить сущность понятия “детское творчество”, его содержание, этапы формирования.

2) Рассмотреть и выделить особенности развития детского творчества.

3) Рассмотреть сюжетное рисование как средство развития детского творчества в старшем дошкольном возрасте

4) Разработать комплекс занятий по сюжетному рисованию с использованием нетрадиционных техник рисования, способствующих развитию детского творчества у детей старшего дошкольного возраста, и экспериментально апробировать их эффективность.

Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

· теоретический анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы;

· исследование образовательных программ и изучение учебной документации в дошкольном учреждении;

· изучение педагогического опыта;

· прямое наблюдение за деятельностью детей;

диагностические методы:

· беседы с детьми;

· беседы с педагогом (воспитателем);

· статистическая и графическая обработка данных.

детское творчество сюжетное рисование

Глава I. Психолого-педагогический аспект изучения проблемы развития детского творчества

1.1 Содержание понятия детского творчества

В наше время России нужны люди, способные нестандартно, то есть творчески мыслить. К сожалению, современное обучение сохраняет нетворческий подход к усвоению изучаемого материала. Очень часто дети просто запоминают и воспроизводят информацию на основе типовых способов решения заданий. Однообразное повторение одних и тех же действий убивает интерес к обучению. Отсюда мы делаем вывод - раскрепостив человека, позволив ему быть самим собой, мы только дадим ему возможность чуть больше проявить свое творчество. Следует помнить, что в понятие “детское творчество” входят такие понятия как “способности”, “воображение”, “задатки”, “творческий акт”, связанные между собой, без которых невозможно определить сущность детского творчества.

Существует множество определений способностей. Так, Б.М. Теплов считал, что способности - это индивидуально - психологические особенности, отличающие одного человека от другого и имеющие отношение к успешности выполнения какой - либо деятельности или многих деятельностей. К.С. Платонов полагал, что способности нельзя рассматривать вне личности. Под способностями он понимал такую "часть структуры личности, которая, актуализируясь в конкретном виде деятельности, определяет качество последней". По мнению Л.Г. Ковалева, под способностями следует понимать ансамбль свойств человеческой личности, обеспечивающей относительную легкость, высокое качество овладения определенной деятельностью и ее осуществления. По определению Н.С. Лейтеса, способности - это свойства личности, от которых зависит возможность осуществления и степень успешности деятельности. Способности - это психологические качества, которые необходимы для выполнения деятельности и в ней проявляются. (Л.А. Венгер)

Таким образом, обобщив разные точки зрения по определению способностей, мы пришли к выводу, что под способностями понимаются такие индивидуальные особенности личности, которые обеспечивают сравнительную легкость и высокое качество овладения определенной деятельностью. Но необходимо отметить, что способности - не врожденные качества, они существуют только в процессе развития и не могут развиваться вне конкретной деятельности.

Далее следует ответить на следующие вопросы:

· Чем способности отличаются от его знаний, умений и навыков?

Р.С. Немов указывал, что имеются определенные отличия способностей человека от знаний, умений и навыков. При наличии способностей и при недостатке знаний, умений и навыков человек может вполне самостоятельно приобрести необходимые знания, умения и навыки.

Хотя знания, умения и навыки входят в состав развитых способностей человека, однако способности не обязательно сочетаются с определенными знаниями, умениями или навыками. У человека могут быть способности, но при этом ему может недоставать знаний, умений и навыков, необходимых для успешного выполнения какой-либо деятельности. Напротив, человек может иметь некоторые знания, умения и навыки в той или иной области, но не иметь способностей, тогда он не сможет в полной мере применить эти знания, умения и навыки для успешного выполнения деятельности. Соответствующие знания, умения и навыки человек может получить не благодаря своим способностям, а лишь вследствие того, что у него были хорошие учителя, что его длительное время упорно и настойчиво заставляли чему-то учиться.