Смекни!
smekni.com

Развитие современного образования в Пакистане и исламский фактор (стр. 2 из 3)

Этот всплеск религиозного образования был обусловлен рядом причин. В стране начиная с 1981 г. впервые стала осуществляться государственная поддержка традиционной мусульманской системы образования через отчисления от сборов религиозного налога (закят), составлявших до 10% от его общего количества. Эти дополнительные финансовые ресурсы для лояльных военному режиму теологических учебных заведений (помимо других поступлений из многочисленных зарубежных исламских фондов) существенно увеличили их бюджеты и составили примерно одну треть их ежегодных доходов. Кроме того, уже с 1981–82 учебного года уровни религиозных школ всех ступеней стали приравниваться к степеням формальной системы образования, что предполагало расширение для их выпускников возможностей трудоустройства и занятости на рынке труда. Впоследствии это еще позволило выпускникам теологических учебных заведений в связи с введением образовательного ценза для кандидатов в члены парламента принять участие в последних парламентских выборах (2002) и впервые в истории страны обеспечить в нем религиозным партиям третье место по количеству депутатов.

Созданный в 1979 г. Национальный комитет по религиозным школам разработал ряд мер по изменению содержания обучения в них. Теологические учебные заведения становились более привлекательными для учащихся из беднейших слоев населения, включая жителей сельской местности и афганских беженцев. Во многом это происходило из-за того, что обучение в них было бесплатным. Помимо этого ученикам в период обучения предоставлялись бесплатное проживание и питание. Фактически религиозная система образования превратилась в альтернативу государственной системе формального обучения и воспитания, не справлявшейся самостоятельно с предоставлением образовательных услуг широким слоям населения.

Между тем, именно в этот период многочисленные политические партии религиозного толка получили широкую возможность для институтализации своей власти через систему открывавшихся подконтрольных им теологических учебных заведений, которые, по мнению пакистанского общественного деятеля и публициста Тарика Али (1943), «выполняли единственную функцию. Они представляли собой питомники по идеологической обработке взращиваемых фанатиков». Именно они впоследствии стали пополнять ряды враждующих религиозно-политических группировок внутри Пакистана, чье соперничество фактически не перестает ослабевать с середины 80-х годов до наших дней. Эти обученные солдаты «джихада» подпитывали, начиная с 1989 г., наиболее агрессивно настроенных участников движения сопротивления властям в Кашмире, а также составили основной костяк отрядов движения «Талибан», столь, казалось, неожиданно для всех возникшего осенью 1994 г.

Трагические события 11 сентября 2001 г. вызвали новую волну неподдельного страха и подозрительного отношения Запада к мусульманскому миру в целом и его традиционным институтам, в частности. Их стали напрямую связывать с джихадом, ростом насилия и террора как на глобальном и региональном, так и на государственном уровнях. Однако подобная исламофобия, отождествление всех теологических исламских учебных заведений с терроризмом неправомерны и опасны, т.к. могут привести к крайненегативной реакции со стороны мусульман, считающих свои традиционные институты просвещения главным инструментом передачи религиозных взглядов, сохранения культурной самобытности и идентичности. Следует понять, что нельзя допускать политизации ислама и попыток использования его в целях легитимизации той или иной власти, ведущих к радикализации ислама, приданию ему воинствующего характера. Свидетельством тому как раз и может служить опыт Пакистана.

Руководством страны предпринимаются конкретные меры по обузданию волны насилия и террора, не утихающих столкновений на религиозно-общинной почве. Можно сказать, что этнический и воинствующий религиозный экстремизм представляет собой главную угрозу внутренней безопасности и целостности страны, способен разжечь в ней пламя гражданской войны. Прецедент войны на этнической почве уже имел место в Пакистане. В результате нее в 1971 г. произошло отделение Восточного Пакистана от Западного и образование независимого государства Бангладеш. Разногласия на этнической почве происходили также в 70-е годы в провинции Белуджистан, а также в Синде (1970, 1972). В последнем столкновения на этнической почве после создания крайне радикальной партии урдуязычных мусульман-мигрантов из Индии под названием «Национальное движение мухаджиров» (1982) приобрели постоянно текущий характер.

Конфессиональная однородность пакистанского государства, как она виделась его создателям, первоначально получила трещину еще во время антиахмадийских выступлений суннитов (1954, 1974), требовавших официального отлучения этой модернистской секты ахмадийя от ислама. Существующие различия между самими суннитскими масхабами, а также суннитско-шиитская рознь способствуют росту религиозной нетерпимости и экстремизма, нагнетаемому многочисленными религиозно-политическими партиями и группировками страны. В результате столкновений на религиозно-общинной почве только в 2001 г., по официальным данным, погиблоболее 400 пакистанцев.

Одной из основных мер государства по предотвращению вливания пакистанской молодежи в подобные экстремистские движения является проведение в стране с августа 2001 г. реформы традиционной мусульманской системы образования. Она предусматривает достижение государственного контроля как за деятельностью 20 тыс. мадраса, в которых проходит обучение более 3 млн. пакистанцев, так и за их управлением, а также финансированием14. Реформа предполагает усиление общеобразовательного аспекта в содержании обучения религиозных школ, их сближение с современной школой светского обучения. В конечном итоге она направлена на то, чтобы религиозные учебные заведения далее не могли, по заявлению президента Пакистана генерала Первеза Мушаррафа, «использоваться для распространения политических и религиозных предубеждений». В своем телеобращении к нации от 12 января 2002 г. он также заявил, что, «если под прикрытием мадраса или мечети осуществляется подрывная пропаганда, идет торговля оружием, мы немедленно закроем эти заведения. Мы не позволим фундаменталистам создать государство в государстве». Решимость президента Пакистана в практической реализации данной реформы прозвучала и в ходе беседы с ним автора данной статьи, состоявшейся во время его официального визита в Москву в феврале 2003 г. Вместе с тем наличие в сагане традиционалистски настроенной оппозиции, обладающей значительной силой и властью, не обещает скорого и плавного реформирования системы религиозных учебных заведений.

В соответствии с Планом действий в области образовательной реформы по секторам (2001–2005), осуществляемым в рамках Плана действий, разработанного с учетом рекомендаций ЮНЕСКО по образованию для всех (2000–2015), на включение религиозных школ в общий поток светского обучения (с помощью обновления их учебных планов и программ, внедрения современных технических средств в учебный процесс и т.п.) выделяетсядо 14% от всех средств, направляемых на развитие национальной системы образования. Их количество планируется довести со 148 мадраса в 2001 г. до 8000 – к 2005 г.16 Одновременно с этим в учебные планы общеобразовательных школ предусматривается введение обязательного предмета по изучению Корана (I-VIII классы) и его перевода (IX-XII классы) с целью усиления религиозного аспекта в содержании обучения. В конечном итоге все эти мероприятия, как и предыдущие реформы образования (1970, 1972, 1979, 1992, 1998), направлены на выработку интегрированной модели обучения и воспитания, сочетающей в себе достижения мирового педагогического опыта и исламской культуры.

Следует отметить, что за годы независимости Пакистаном достигнуты определенные сдвиги в развитии системы образования, расширении ее инфраструктуры и доступа к ней населения страны. По официальным данным, к 2002 г. в стране функционировало 169087 начальных школ, в которых обучалось 19,92 млн. учащихся. Количество неполных средних школ достигло 19180 с контингентом учеников до 4,28 млн. человек. В 13108 полных средних школах получали образовательную подготовку 1,79 млн. учеников. Высшая школа Пакистана представлена 68 университетами (28 из них принадлежат частному сектору), где обучается 1,1 млн. студентов. Более 88 тыс. учащихся получают среднее специальное образование в 498 профессионально-технических учебных заведениях страны. Уровень грамотности населения Пакистана увеличился до 50,5% (среди мужчин он достигает 63%, среди женщин – 38%). При этом в городской местности уровень грамотности составляет 70%, а в сельских районах грамотой владеют только 30% жителей. Однако данный количественный рост все еще отстает от социального спроса на образовательные услуги, не соответствует потребностям социально-экономического развития государства и ограничивает возможности его ускоренной модернизации. Нерешенность образовательных проблем во многом детерминируется характерной для Пакистана политической нестабильностью; вовлеченностью во внешние региональные конфликты (в Афганистане, Индии), что ведет к росту военных расходов за счет социальной сферы; сложной демографической ситуацией (ежегодный прирост населения превышает 2%), усиливающейся бедностью основной массы населения.

Улучшение ситуации в области образования планируется осуществить за счет расширения образовательной инфраструктуры для обеспечения доступа всех слоев населения к получению знаний через систему формального и неформального обучения, включая религиозные учебные заведения (особенно в сельской местности); повышения уровня грамотности до 86% к 2015 г. путем поэтапного введения всеобщего базового начального образования (для мальчиков к 2010 г., а для девочек – к 2015 г.) и ликвидации неграмотности среди взрослых (с упором на образовательные программы для женщин); улучшения качества образования, включая диверсификации обучения и внедрение инновационных программ, при активном развитии профессионально-технического и высшего образования; децентрализации управления и финансирования системы просвещения с привлечением в нее частного предпринимательства и неправительственных организаций; расширения подготовки педагогических кадров и повышения их квалификации; совершенствования экзаменационной системы и учебных программ; популяризации информационных технологий среди учащихся всех ступеней системы образования и введения компьютерного обучения.