Смекни!
smekni.com

Приобщение младших школьников к самостоятельной читательской деятельности (стр. 2 из 9)

Эстетико-функциональный анализ позволяет учителю увидеть художественное произведение как диалектическую структуру в единстве с воспринимающим его читателем, прогнозировать интерес ученика к произведению и возможное воздействие произведения на ученика. Речь идет о понимании и чувствовании нравственно-эстетического пафоса, авторского мировоззрения и о возможном его принятии и непринятии читателем.

Большое значение для учителя в подготовке к уроку имеет литературно-методический анализ, который включает следующие этапы.

1. Определение жанровой разновидности произведения. Основные признаки жанра произведения влияют на выбор методики работы над ним. Например, в рассказе главное – наличие событий, система образов, определенный нравственный потенциал; в басне – сатира, юмор, ирония, аллегория, мораль; в сказке – фантастика, вымысел, борьба добра и зла; в стихотворении – лиризм героя, его чувства, переживания, выраженные в эмоционально-образном содержании.

2. Выявление темы произведения. Сравнение произведения, объединение общей темой и определение их отличий.

3. Определение идеи (главной мысли) произведения, проблемы (важного вопроса, поднимаемого автором). Формулирование их познавательной, эстетической ценности.

4. Работа над художественными образами, способствующая раскрытию идеи произведения: выявление главных героев, их нравственно-эстетической нагрузки в произведении (портрет, поступки и их мотивы, отношения, речь,); описание пейзажа, интерьера, авторских ремарок и т.д.

5. Определение роли композиции в сюжете: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог. В произведении-описании выделяются изображенные картины, определяется их последовательность и особенности.

6. Анализ языковых средств, авторского стиля. В лексическом составе текста выделяются словарные слова и разные выражения. Проводится работа над образными выражениями.

7. Разметка текста для выразительного чтения: определение ударных слов, пауз (логических и психологических) темпа чтения, участников, где необходимо повышения и понижения тона.

Предлагаются варианты общих вопросов для проведения литературно-методического анализа текста, последовательность которых может варьироваться во время работы с текстом.

Тема и проблема. О чем это произведение? Какие важные вопросы в нем рассматриваются? Что вас особенно привлекло, тронуло при слушании (чтении)? Знаете ли вы другие произведения на эту тему? Чем они похожи , а чем отличаются?

Сюжет. Где и когда происходят события? Как начинаются действия? Как развиваются события? Чем заканчиваются? Какой эпизод наиболее запомнился, произвел впечатление? Почему? Как бы вы закончили это произведение?

Идея. Какая главная мысль произведения? Какое настроение вам передалось? Какое желание возникло? Что можно посоветовать героям произведения?

Образы. Кто главный герой (герои) произведения? Опишите, каким вы его представляете. Какие поступки он совершил? Нравятся вам его поступки, поведение, высказывания или нет? Почему? Как относятся к нему другие персонажи? Как относится к нему автор? Можно ли по речи героя определить, какой он ( добрый, злой, доверчивый, хитрый и т.д.)? Помогает ли описание места, где происходят события, почувствовать настроение произведения? Помогает ли описание места понять характер героя?

Композиция. На какие части можно разделить текст? Какая главная цена, эпизод, часть произведения? Что самое важное в главной части? Как можно озаглавить каждую часть? Определите, сколько картин, сменяющих одна другую, поставлено в произведении. Опишите каждую картину словами. Без каких картин нельзя было бы понять, что происходит? Какие картины вы могли бы добавить в произведение?

Языковые средства. Веселое или грустное произведение вы прочитали? Почему? Какие слова вас затронули, не оставили равнодушными? Какие выражения помогли лучше представить написанное? Можно ли заменить эти слова, выражения другими? С чем или кем можно сравнить героя, предмет, картину? Какими красками вы бы нарисовали героя, картину? Почему?

Жанр. Что вы прочитали: рассказ, сказку, басню, стихотворение? Как можно это доказать? Какие особенности произведения данного жанра вы знаете? Придумайте произведение этого жанра (загадку, сказку, песенку и т.д.)

Выразительное чтение. Когда и какие паузы нужно делать при чтении? Почему? Когда повышают, а когда понижают голос? С каким темпом, скоростью (быстро или медленно, средним темпом) нужно читать строчки, предложения? Почему?

Структура урока зависит от цели, типа урока и связана с учебным материалом. Так, при знакомстве с новым произведением урок литературного чтения чаще всего имеет такие основные этапы: вводная беседа, чтение, выявление первичного воспитания, беседа, повторное чтение (при необходимости), анализ – детальное рассмотрение текста (аналитическая беседа), собственное литературное творчество детей [3; 19-21]

Неборская Тамара Анатольевна (методист г. Минск) дает примерную структуру урока литературного чтения для начальных классов.

СТРУКТУРА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

1. Проверка домашнего задания

- В начале урока необходимо повторить материал по данной теме, либо данного автора. Это способствует актуализации читательского опыта учащихся. Привлекать знания и из уроков внеклассного чтения.

- Нужны специальные тренировочные упражнения, направленные на совершенствование чтения детей. Это разминка перед чтением (слоговички, таблицы, 5 – и минутное чтение и т.д.).

- Иногда на дом можно задавать знакомство с новым произведением, т.к. в классе разбиралось маленькое произведение.

- В 1-м классе во втором полугодии можно задавать чтение на дом.

2. Введение в тему или подготовка детей к восприятию произведения

Нужен один мостик от одного ко второму этапу

Приемы: объявлена тема урока

а) Рекомендуется писать ее на доске

Больше читать ее детям. На уроке дети читают все, что можно.

б) На доступном языке слева на доске написать:

учимся бегло читать…фантазировать и т.д.

в) Дети всегда читают тему, задачи или ход урока. Но это практиковать не всегда.

Г) Проводить беседу с применением наглядности, но не перебарщивать.

д) Беседа о книгах, которые читали.

е) Очные и заочные экскурсии.

ж) Рассказ учителя или заранее подготовленных учащихся.

з) Загадки, ребусы, викторины, кроссворды.

и) Словарная работа – сам учитель выбирает, какие слова объяснять до, какие после чтения.

к) Прием антиципация – предугадывание, предвосхищение (предположение, чем закончится, о чем будем читать, какое название (после чтения))

3. Первичное целостное восприятие произведения

- Кто первым читает текст? Это зависит от размера, сложности и т.д.

2 класс – учитель обязательно

– 4 класс – можно комбинировать, про себя, учитель – ученики

Очень эмоциональный отрывок всегда читает сам учитель.

Здесь задаются вопросы на эмоциональное восприятие

- Что вас обрадовало? Огорчило? И т.д.

4. Вторичное чтение текста

Используется любой вид чтения.

2 класс – прием жужжащего чтения текста обязателен (птичий базар)

5. 1 –ая ступень анализа произведения

- Анализирует фактическое или конкретное содержание произведения

2 класс – больше вопросов: Кто? Кого? Куда?

Но нельзя сразу: А почему?

Как ты думаешь?

Важно выделить нескольких лиц.

6. 2 – ая ступень анализа произведения

Это эмоционально – образное содержание произведения.

В центре анализа произведения ОБРАЗ /человека, природы, картины/

Если анализируется образ человека, то используется выборочное чтение, анализ поступков, речи. Главное, обратить внимание на эмоциональное состояние произведения; анализ эмоционального настроения всего произведения; анализ отношения автора, каким образом автор его выражает.

Используемые приемы: выборочное чтение и перечитывание с обязательным заданием; для 1 – 2 классов – иллюстрирование, живые картинки.

7. Обобщение прочитанного

а) Обобщение проводить на каждом уроке литературного чтения, определить главную мысль произведения или нескольких мыслей.

б) Обобщить основные черты персонажей произведения, сравнить их.

в) Составить рассказ о них.

г) Окончательное отношение читателя к картине природы, к персонажу, ко всему произведению.

8. Выразительное чтение произведения, либо его отрывка.

Учитель проводит работу над тем, чтобы ребенок предал, сумел во время чтения свое отношение к персонажу и отношения автора.

9. Творческая работа.

Проводится творческая работа не на каждом уроке ( составить творческие пересказы, доскажи словечко)

10. Домашнее задание.

Желательно давать задание дифференцированно. Не всем учащимся одно и то же. Можно предложить такую схему:

Режиссеры Актеры Суфлеры

(Самое сложное) (среднее) (легкое)

Творческий пересказ подробный пересказ выборочное чтение

Краткий пересказ выборочный пересказ пересказ

Сочинительство о персонаже выбирают сами ученики или дает учитель.

Желательно назвать детей, кому что говорить или дать карточки: режиссер, актер, суфлер.

Смена видов у детей и приемов чтения сохранит у учащихся интерес к тексту, а игровые задания создадут эмоциональный ток урока и активизирует желание ребят читать.

Таким образом, начальное литературное образование – это фундамент, на котором строится весь учебный литературный процесс в средней и высшей школе. Уроки литературного чтения – это уроки подготовки к жизни, уроки мудрости и «человековедения».