Смекни!
smekni.com

Творчество учителя как активный элемент художественного образования (на занятиях керамикой в системе дополнительного образования) (стр. 2 из 8)

Теоретическое наследие и опыт А.С. Макаренко приобрели всемирное признание. Он считал, что работа воспитателя самая трудная, "возможно, самая ответственная и требующая от личности не только наибольшего напряжения, но и больших сил, больших способностей". Некоторые исследователи рассматривают творческое самовыражение как одну из форм самореализации личности, выступающую доминирующим фактором деятельности учителя. Они исследует ориентацию на творческую самореализацию педагога как условие его профессионального самосовершенствования, дальнейшего педагогического осмысления, реализации современных психологических идей развития творческого потенциала личности в системе повышения квалификации и постбазового образования педагогов. Ш.А. Амонашвили считает, что эффективное осуществление системы воспитания и обучения детей младшего школьного возраста всецело зависит от личности учителя. Он обращает внимание на следующие личностные качества, которые представляются ему самыми главными.

Во-первых, любить детей такими, какие они есть. Надо одинаково любить и шалуна, и послушного, и сообразительного, и тугодума, и ленивого, и прилежного. Доброта и любовь к детям не позволят грубо обращаться с ними, ущемлять и самолюбие и достоинство, не радоваться успехам каждого.

Во-вторых, уметь понимать детей, то есть стать на их позицию, принимать их заботы и дела как серьезные и считаться с ними. К этим заботам и делам нужно проявлять не снисхождение, а уважение. Понимать детей – значит не подчинять их нашей власти, а, опираясь на их сегодняшнюю жизнь, взращивать ростки их завтрашней жизни. Понимая движения души и переживания сердца ребенка, его чувства и устремления, педагог сможет заняться глубинным воспитанием, когда сам ребенок становится его соратником в своем же воспитании.

В-третьих, необходимо быть оптимистами, верить в преобразующую силу воспитания. Речь идет не о филантропическом оптимизме, когда, сложа руки, педагог с надеждой ожидает, когда ребенок поумнеет, проявит способности соображать, чтобы потом заняться его воспитанием, приступить к развитию его сознания. Речь идет о деятельном оптимизме, когда педагог глубоко вникает во внутренний мир ребенка – и в зависимости от этого ищет пути воспитания, обучения и развития.

В-четвертых, учителю должно быть присуще все лучшее, что людям нравится в человеке: и улыбка, и строгость, и сдержанность, и скромность, и чуткость, и искренность, и интеллигентность, и общительность, и любовь к жизни.

Стремится быть таким учителю очень важно. Он – посредник между ребенком и духовными ценностями прошлых и современных поколений. Эти ценности, знания, морально-этические нормы не доходят до детей в стерилизованном виде, а несут в себе личностные черты учителя, его оценки. Гуманный педагог, приобщая детей к знаниям, одновременно передает им свой характер, предстает перед ними, как образец человечности. Для ребенка знания не существуют без учителя, только через любовь к своему учителю ребенок входит в мир знаний, осваивает моральные ценности общества. В младшем школьном возрасте самый высокий авторитет для детей – учитель.

Каждый учитель, проявляя строгость и требовательность, разумеется, руководствуется самыми высокими целями, однако нужно, чтобы их реализация происходила в доброй, гуманной атмосфере, чтобы педагогический процесс был наполнен чуткостью и заботливостью, отзывчивостью и доброжелательностью, переживанием успехов и утверждением достоинства каждого ребенка.

Педагогическая самореализация- это воплощение педагогом в своей профессиональной деятельности собственных намерений и образа жизни и ее сущность - особая специфическая деятельность, направленная на осознание собственных профессионально значимых личностных особенностей, адекватное и активное проявление их в педагогической деятельности. Она определяется как раскрытие в деятельности человека его сущностных сил, способностей, творческого потенциала.

Потребность в личном творчестве свойственна человеку от природы и предполагает сплетение воедино внутренних и внешних детерминант: первая - к более полному раскрытию внутреннего, природного потенциала человека, его потребностей и способностей, а также желания и стремления, воли к реализации и осуществлению «самости»; вторая - к освоению все более широкого спектра средств видения, понимания, выражения и реализации внутреннего потенциала. Связь между этими направлениями предполагает поиск и нахождение соответствия между культурными формами и природным потенциалом для того, чтобы культурные формы не искажали природного содержания: «Единство культурного и природного направления состоит в том, что без природного направления нечему осуществляться и реализовываться, а без культурного - нет форм, способов и средств этого осуществления».Для обеспечения процесса самореализации педагога-художника в рамках педагогической и художественной деятельности должны быть заданы оба направления, так как педагог-художник - это творческая личность, работающая в области образова-ния и в тоже время создающая произведения живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Формирование и развитие такой личности способствует решению одной из важнейших проблем - проблемы творческой самореализации.

Задача современной педагогики состоит в поисках тех свойств личности, которые могут быть использованы для построения конструктивных, развивающих взаимодействий, возможных в условиях современного образовательного процесса. Таким свойством личности и является самореализация, которая формируется в результате отражения в психике успешных взаимодействий с объективной реальностью.

Профессиональную самореализацию педагога можно рассматривать как рост, становление, интеграцию и реализацию в педагогическом труде профессионально значимых личностных качеств и способностей, профессиональных знаний и умений, но главное - это активное качественное преобразование учителем своего внутреннего мира, приводящее к принципиально новому его строю и жизнедеятельности.

1.2Соотношение личного творчества учителя и творчества ученика на занятиях керамикой

Детское творчество несет печать безудержной энергии - колористической, цветовой, пластической. Личное творчество учителя является искрой, зажигающей огонь детского творчества, поэтому каждый учитель обязан находиться в постоянном поиске и делиться с учениками своими достижениями. Тот, кто не учится, не может научить учиться других.

Личностно-ориентированная педагогика базируется на гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс). Проведенный анализ научно-теоретических исследований данных авторов позволяет выделить некоторые аспекты гуманистической педагогики, такие как: развиваемая идея А. Маслоу «идеального колледжа» - учреждения, помогающего личности найти себя, где профессиональное самоопределение трактуется как производное от личностного; «открытые классы» (К. Роджерс), где каждый ученик самообучается и движется вперед соответственно своим возможностям, а учитель является консультантом. По мнению А. Маслоу, образование нельзя рассматривать просто как процесс обучения: «теперь это также процесс воспитания характера, формирование личности», перестройка личностных установок и ценностей учителя, которые реализуются в межличностном общении с учащимися и в новых методах обучения.

К. Роджерс создал свою собственную концепцию обучения. По его мнению, традиционная педагогическая система основана на иерархической структуре: руководство учителя, подчинение ученика, свободный личностный выбор не принимается во внимание, человек становится объектом исследования и манипулирования. В работе педагогов-художников в системе взглядов на обучение К. Роджерсом были выделены следующие принципы, когда учитель не только учит, но и создает условия для самореализации личности другого, то есть ученика:

1. Открытость опыту: быть тем, кто ты действительно есть, принять и проявить свое неповторимое «Я». Право каждого человека реализовать свой жизненный опыт по-своему и найти в нем свой смысл - все это бесценные возможности жизни.

2. Принятие и понимание других: учитель должен быть чувствителен и восприимчив по отношению к качествам ученика, ценить и принимать свой опыт и опыт других таким, каков он есть. Условия для появления значимого знания создаст учитель, способный тепло принимать учащегося, таким, каков он есть, способность понять его чувства.

3. Вера в свое «Я»: Все больше ценить и доверять процессу, которым сам является, чувствовать свои собственные чувства, жить ценностями, которые они открыли в себе, выражать себя своим собственным, уникальным об разом.

4. Встреча с проблемами: учение, значимое для учащегося, имеет обычно место в ситуациях,, воспринимаемых как проблемные: разрешить учащемуся на любом уровне соприкасаться с важными проблемами его жизни. Задача учителя - создание атмосферы в мастерской, помогающей возникновению учения, значимого для учащегося.

5. Конгруэнтность учителя: учитель должен быть именно таким, какой он есть на самом деле; должен осознавать свое отношение к другим людям. Учитель - живой человек, а не безличное воплощение требований программы или связующее звено для передачи знаний.

Все эти принципы, общие в преподавании изобразительного искусства, находят свое практическое применение на занятиях керамикой в системе дополнительного образования. Педагог должен чутко реагировать на состояние учеников на каждом занятии, правильно оценивать их возможности. Педагог предлагает детям темы занятий в соответствии с программой, ставит им творческую задачу, предоставляя ученикам ее решение. Каждый из них находит свое, неповторимое решение, «лепит» свои переживания, настроения.