Для учителя это также очень важно, так как способствует его личному творческому росту, повышает качество художественно-творческой деятельности, позволяет выйти на уровень исследования, эксперимента и разработки инновационных технологий.
Общее школьное базовое образование часто игнорирует сферу чувстврастущего человека, пускает на самотек его эмоционально-нравственное развитие. В общем образовании только гуманитарно-художественный цикл может постоянно держать в центре внимания человеческую душу, обогащать эмоциональную жизнь ребенка, пробуждать душевную отзывчивость, развивать нравственную и ценностную, а не только интеллектуальную сферу. Полноценное художественное образованиесохраняет целостность личностного развития ребенка.
Именно в области искусства ребенок может приобрести ранний, успешный и полноценный опыт творчества – порождения и осуществления собственных замыслов. Опыт, который незаменим для становления самосознания, самоощущения человека в мире и который поможет ему в будущем стать «креативным» в любой сфере деятельности. Искусство – не область отвлеченных знаний, а в первую очередь область практического творчества (или сотворчества). В этой области нельзя «знать, не умея», причем умение означает не усвоение каких-либо безличных приемов, а умение решить свою конкретную творческую задачу.
Исследования показывают, что занятия керамикой в системе дополнительного образования активизируют интеллектуальную деятельность детей и подростков; положительно влияют на успеваемость по так называемым основным предметам (а не «отвлекают» от них); повышают общую креативность человека; развивают воображение, без чего не может быть речи о творчестве ни в какой области человеческой деятельности. Через некоторое время они начинают заметно опережать своих ровесников и в интеллектуальном плане, и в эмоциональном и нравственном развитии.
Усиленные занятия художественным творчеством, даже предпринятые не в младшем, а в подростковом возрасте и со слабым контингентом учащихся, приводят к личностному росту детей: эмоциональная сфера обогащается, эгоистические и потребительские мотивы уступают место стремлению к саморазвитию и заботе о других; растут самостоятельность и ответственность ребенка – признаки психологического здоровья. Данные социально-психологических исследований показывают, что среди взрослых, обладающих богатым опытом общения с искусством, больше личностно развитых и социально ответственных людей.
Художественное творчество, тактично организуемое педагогом, положительно влияет на так называемых трудных подростков, помогает им преодолеть чувство отчуждения, наполнить «ценностный вакуум» (заполняемый в других условиях «антиценностями»), избавиться от тяги к самоутверждению в асоциальном поведении.
Таким образом, дополнительное образование детей в общеобразовательном учреждении является той сферой, которая, обладая самоценностью, в первую очередь, ориентирована на создание единого образовательного пространства и формирование у школьников целостного восприятия мира; на гармонизацию требований по реализации образовательного стандарта и создание условий для развития индивидуальных интересов и потребностей личности. В программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» для средней школы уделяется большое внимание работе с пластическими материалами. В начальной и средней школе уроки лепки из глины могут рассматриваться как важная составная часть гармоничного развития и обучения детей. Занятия керамикой в системе дополнительного образования углубляют знания и умения, полученные детьми в школе, служат оптимизации когнитивного и эмоционально-личностного развития детей, активизации процесса познания себя и окружающего мира посредством работы с глиной.
Задачи, решаемые на занятиях керамикой, чрезвычайно разнообразны. Это, в первую очередь, знакомство с окружающим миром. В рамках этой задачи происходит знакомство ребенка с особым материалом-глиной и овладение умением работать с ним. Вторая, более широкая задача- эстетическое развитие, прикосновение к древнейшему из видов искусства. На занятиях керамикой используется активно разрабатываемый в современной психологии и педагогике принцип деятельностного подхода. Только в индивидуальной и совместной деятельности детей школьного возраста происходит усвоение всего богатства социального опыта предшествующих поколений. Эстетическое воспитание на образцах народного искусства способно воздействовать на эстетическое и духовное развитие человека. Обучение приемам и навыкам традиционного художественного ремесла способствует пробуждению у учащихся интереса как к творчеству мастеров художественных промыслов, так и к самостоятельному творчеству. Задача педагога – помочь учащимся полюбить искусство керамики, познакомить с особенностями и свойствами различных ее видов - простых гончарных изделий, мелкой пластики, майолики, фаянса. Учащиеся в процессе занятий работают над художественными изделиями разными способами - лепкой (из комка, жгута, пласта), формованием на гончарном круге, а также знакомятся с разными видами декорирования изделий и обжигом.
Основной цельюзанятийкерамикой является развитие художественного вкуса, эстетических взглядов и раскрытие творческих способностей детей.
Содержание занятий включает в себя изучение как общих закономерностей развития искусства керамики, так и самобытных национальных проявлений художественного творчества в различные исторические эпохи.
Одним из наиболее важных аспектов является формирование у детей образного, композиционно-пространственного, фактурного и колористического мышления, а также овладение приемами изготовления различных видов художественной керамики.
Овладение языком объемной пластики дает детям возможность более глубокого понимания красоты и гармонии, пробуждает желание привнести их в свою повседневную жизнь. Занятия керамикой также служат оспитанию чувства радости творческой работы, уважительного отношения к рукотворным произведениям, приобщает детей к духовным ценностям.
Основными задачами учителя на занятиях керамикой являются:
- развитие художественно- творческих способностей учащихся, их фантазии, образного мышления, воображения, инициативы, творческой активности;
- приобретение учащимися навыков практически значимых способов деятельности, умений, необходимых в быту, социальной жизни и профессиональной работе;
- приобщение учащихся к мировой художественной культуре;
- воспитание эстетического отношения к окружающей действительности, формирование восприятия керамических и скульптурных объектов как деталей интерьера, элементов оформления фасадов зданий, деталей костюма, как неотъемлемой части материальной среды обитания людей;
- воспитание гуманного отношения к людям, уважения к их труду, творчеству художника;
- расширение художественного кругозора, развитие художественного вкуса;
- воспитание чувства национального самосознания, любви к отечественной истории и культуре, окружающей среде;
- знакомство с керамикой древних цивилизаций;
- изучение русских традиционных гончарных и игрушечных промыслов;
- знакомство с различными видами декоративно-прикладного искусства;
- овладение основными приемами работы с глиной (лепка из комка, пласта, жгута, отминка в форму, формование на гончарном круге);
- освоение различных способов декорирования керамических изделий.
В программе « Изобразительное искусство и художественный труд» Б.М. Неменским был выделен принцип единства восприятия и созидания произведений искусства. Труд восприятия произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, чувств, а также овладение образным языком искусства.
В целом ряде исследований раскрыты возможности детей эстетически воспринимать произведения разных видов искусств. Так, Г.М. Вишнева отмечает, что дети младшего школьного возраста, побывав в музее, стали больше интересоваться скульптурой малых форм. В их суждениях ясно прослеживается собственное отношение к авторскому замыслу автора. Такие проявления можно отнести к зарождающемуся у детей чувству «наслаждения красотой» созданного автором образа. Эстетическую оценку произведений дети связывают с характером образа, отдельными яркими сенсорными признаками (формой, цветом). Интерес к скульптуре у детей проявляется в мимике, активных действиях, обследованиях. Они могут самостоятельно охарактеризовать работу, понимают пластику движения, выразительность окраски.
У детей возникают эстетические эмоции, оценки скульптурного образа: «Корова кажется доброй, она голову повернула и не бодается», «Этот медведь красивее, чем настоящий, и не страшный». Рассказ о том, как скульптор по-разному передаёт образ животных, помог детям воспринимать необычность позы, изменение пропорций, условность цветовой окраски. Они стали внимательнее рассматривать произведения с разных сторон. Воспринимая форму, ребёнок запоминает её при помощи мышечного чувства и одновременно усваивает некоторые способы изображения предметов, фигур. По её мнению, в формировании пластического образа в лепке наиболее значим этап обследования, когда вся фигура воспринимается в целом, а затем внимание ребёнка направляется на отдельные части, детали. Восприятие скульптуры не только осмотр ее объемов и граней. Керамическая фигура имеет свои невидимые границы, которые часто не совпадают с ее абрисом, силуэтом. Она организует вокруг себя как бы зону воздействия. Это окружающее пространство тоже выявляет смысл работы, придает ей жизнь. От того, насколько автор чувствует эту связь кажущейся замкнутой в себе пластической формы и ее «служебное» пространство, во многом и зависит действенность на нас пластики скульптуры. Порой, когда человек, делающий скульптуру, не чувствует связи, скульптура может просто восприниматься как обычный муляж. Итак, обучение детей способам эстетического восприятия керамики представляет собой последовательный процесс: на основе получения знаний о керамике дети подходят к овладению «языком» пластического искусства. Освоение отдельных выразительных средств (материал, композиция, силуэт) помогает детям осмысливать их связь с художественным образом. Элементарные знания о керамике дают возможность делать выводы, рассуждать, сравнивать пластические образы.