Смекни!
smekni.com

Творчество учителя как активный элемент художественного образования (на занятиях керамикой в системе дополнительного образования) (стр. 7 из 8)

Каждый живой объект можно представить в виде конструкции из простых геометрических форм, передать его выражение, позу. Педагог работает на занятии и как художник и как наставник, объясняя и показывая детям последовательно все этапы работы. Кто-то из детей может не справиться с каким-то этапом работы, тогда педагог оказывает помощь. Работа начинается с лепки плинтуса- рамки из толстых жгутов глины., Формируем плинтус, он может быть прямоугольным, квадратным или круглым, по предварительным эскизам. Затем ребята раскатывают на кусочках ткани глиняный пласт. А из него вырезают фигурки животных, деревья и другие элементы из которых составляют сложную композицию. Края рельефа (ноги, голова или хвост животного) должны скрепляться с рамкой, держаться в ней.

Фактуру поверхности элементов композиции можно сделать несколькими способами: прорисовать или вдавить линии стеками, создать фактуру налепом, тоненькими жгутами или заранее раскатать глиняный пласт на фактурной ткани. Это придаст всей работе большую выразительность.

После сушки керамические панно подвергались утельному обжигу, были расписаны цветными глазурями и обжигались второй раз. Готовые керамические панно украсили стены мастерской и школы.

Народное искусство является ценной сокровищницей художественного опыта, его традиций, созданных поколениями мастеров, проверенных вкусом народа. Народное искусство, являющееся основой любой национальной культуры, является важным звеном в педагогической деятельности, направленной на формирование творческой личности.

Освоение ценнейшего опыта традиционного народного искусства на занятиях керамикой происходит путем систематического изучения его истории, образного содержания и технологии. Народная традиция отражает художественно-практический опыт, определяет методы обучения ремеслу и играет немаловажную роль в формировании эстетических представлений учащихся.

Одним из заданий, предлагаемых педагогом детям, является создание пряничных форм. Резьба пряничных форм на Руси получила свое развитие в XVII веке, когда из дальних стран стали привозить пряности, необходимые для пряничного теста. В XVII-XIX веках пряничное дело было распространенным народным промыслом. Сложность изготовления форм и для фигурных пряников, напоминавших по форме глиняную игрушку, и для больших почетных, или подносных, пряников весом 2-5 кг, и для маленьких грошевиков, для которых на доске было от 4 до 120 гнезд, заключалась в создании обратного рельефа. Сами пряники были не только излюбленным лакомством русского крестьянина или горожанина. Они широко использовались в обрядовой и праздничной жизни людей. Их дарили в день именин, подавали на стол во время праздничных трапез. По народным поверьям, пряник обладал магической целительной и привораживающей силой: его использовали при тяжелых болезнях и в случаях, когда хотели привлечь внимание предмета своей любви. Разгонные пряники раздавали пирующим в конце свадебного застолья; появление их на столе служило знаком того, что пора откланиваться и уходить. После свадьбы молодые навещали с пряниками родителей невесты; на пряники молодым дарили деньги. Линии пряничных форм простые, ясные. Вся композиция пряника состоит из основного мотива и оформления. Оформление может быть в виде орнамента или нескольких декоративных элементов.

Педагог рисует на доске варианты композиции пряничных форм.

Дети начинают работу с эскиза, определения общей формы пряника- квадрат или прямоугольник, или какой-то другой. Затем они выбирают сюжет пряника, рисуя его контур. Сюжет пряника может быть зооморфным или растительным, по выбору. А затем прорабатывают форму внутренним орнаментом, причем интереснее будет заполнить каждую часть формы разным орнаментом. Размер элементов орнамента зависит от общего размера заполняемой формы. Когда эскизы готовы, ребята начинают работу в материале, раскатывают глиняный пласт средней толщины на ткани. Контур пряничной формы дети вырезали из пласта, затем тонким стеком наносили рисунок. Работа выполнялась в технике горельефа, дети выбирали глину из пласта специальными петлями. В конце работы дети знакомятся с работами друг друга и педагога. После сушки пряничные формы обжигаются в печи, глазурью они не покрываются.

Детей очень увлекают условные образы народного искусства, выразительно недоговоренные или творчески изменяющие подлинную форму. Образы животных можно использовать при создании детской народной игрушки- свистульки. В соответствии с программой «Керамика народов мира» дети знакомятся с несколькими видами традиционной народной игрушки - каргопольской, филимоновской, абашевской, дымковской и др. Перед тем, как приступить к работе над свистулькой, педагог с детьми посещают музей Декоративно-прикладного искусства. Педагог проводит с детьми беседу об истории развития глиняной игрушки, ее утилитарном назначении, образности и символичности. Особое внимание уделяется тому, в виде каких животных народные умельцы лепили свистульки. Каждое животное привносило в образ свистульки свои качества, свой смысл. Также педагог обращает внимание детей на особенности пропорций и росписи игрушек разных промыслов. На занятиях в мастерской педагог широко использует иллюстрации, слайды, видеофильмы, и, конечно же, изделия народных мастеров и лучшие работы учащихся. После этого ученики приступают непосредственно к лепке, при этом педагог демонстрирует и объясняет подробно каждый этап работы. При создании дымковской игрушки лучше всего начинать с более простых заданий - лепки лошадки, а затем уже барышни и индюка. После сушки и обжига работы грунтуются водоэмульсионной краской. После высыхания грунта дети расписывают игрушки темперой или акрилом. В летний период в школе «Ковчег» мною были организованы и проведены четыре этнографические экспедиции к народным мастерам в с. Хлуднево Калужской области, с. Александрово Прасковьинка Владимирской области, в г. Киров (Вятка) на фабрику дымковской игрушки и по селам Кировской области, по гончарным промыслам Тамбовской области. В экспедициях принимали участие дети 2- 8 классов, от 10 до 15 человек в каждой экспедиции. В экспедициях ребята узнали много нового о каждом промысле, познакомились с народными мастерами. Они увидели и прошли сами весь процесс создания игрушки, начиная с добычи глины, ее подготовки, лепки и сушки, до обжига в земляной дровяной печи на улице и росписи. Все участники этих поездок – и дети, и педагоги приобрели неоценимый практический опыт. Но самым важным в этих поездках было знакомство с живыми людьми, носителями вековых традиций народа. Дети почувствовали себя тоже причастными к этим традициям, а народные мастера были рады передать им свои умения. Это радостное общение было очень важным для всех его участников. По результатам экспедиций дети составили творческий отчет с иллюстрациями, фотографиями и дневниковыми записями, который был представлен на школьный конкурс проектов.

В качестве подведения промежуточных итогов работы в мастерской организуются выставки детских работ и работ педагога. Тематические выставки проходят по окончании работы над каждой темой, например, открытие выставки посуды сопровождалось чаепитием из созданных детьми чашек с участием учителей школы и родителей детей. В конце года - оформляется самая большая итоговая выставка, которая объединяет лучшие работы детей за весь учебный год. Ребята ежегодно участвуют в конкурсах детского творчества «Радуга», «Надежда» - для детей с ограниченными возможностями здоровья, и их работы неизменно бывают отмечены грамотами и ценными подарками. В школе «Ковчег» мною ежегодно проводятся совместные выставки детских работ, сделанных за лето, и моей акварельной живописи по итогам летних творческих поездок (в Киргизию, Туву, по городам России). Открытие этих выставок сопровождается рассказами детей и педагога о своих летних путешествиях, чаепитием. Все учителя, родители и многочисленные гости школы с радостью знакомятся с экспозицией. Проведение таких выставок способствует поддержанию общей творческой атмосферы в школе, стимулирует художественную активность детей в течение учебного года, заряжает их творческой энергией.


Заключение

Дополнительное образование детей расширяет воспитательные возможности школы и ее культурное пространство, способствует самоопределению школьников в личностной, социокультурной, профессиональной областях, включению их в различные виды творческой деятельности, позитивному отношению к ценностям образования и культуры, развитию нравственных качеств и эмоциональной сферы школьников.

Керамика обладает безграничными пластическими, конструктивно-пространственными и цветовыми возможностями, она является уникальным материалом для решения задач образования, воспитания и развития школьников в системе дополнительного образования. Уникальная методика лепки из глины проста в освоении и ни с чем не сравнима по воздействию на творческое развитие учащихся. Личное художественное и педагогическое творчество учителя является непременным условием успешности и качественности педагогического процесса в целом.

Имеет место взаимное влияние творчества учеников и учителя. С одной стороны, ученики стимулируют педагога к поиску новых выразительных средств, форм, новых современных интересных тем в искусстве. С другой стороны, творческий педагог, постоянно сам работая в качестве художника, рад поделиться с учениками своими открытиями, находками. Такой учитель гармонично претворяет в жизнь все составляющие педагогического процесса - развивающую, воспитательную и образовательную, что в полной мере отвечает требованиям настоящего времени. Педагог, сам являющийся творческой личностью, с большим вниманием относится к творческому выражению учеников, что является необходимым в свете современной гуманизации образования, направленной на формирование свободной, творчески активной личности.