Смекни!
smekni.com

Развитие представлений о труде взрослых у детей шестого года жизни в процессе проведения экскурсий (стр. 2 из 10)

Характерными особенностями ранних детских представлений является их смутность, слитность, клочкообразность, бессистемность, неподвижность. Эти особенности представления отчетливо выступают в разных видах деятельности дошкольника, характеризуя как его память, так и воображение.

Исследования психологов (А.А. Люблинской, А.С.Золотниковой) показали, что у детей представление о предмете, не возникает как результат его пассивного отпечатка в мозгу, а для его формирования, также для его воспроизведения, ребенку необходимы практические – конструктивные – изобразительные действия.

Е. И. Игнатьев отмечает, что воспроизведение сохранившихся представлений есть специальный процесс. Сохранившийся образ не всплывает в готовом виде, но восстанавливается, конструируется на основе сохранившихся следов. Такой процесс называют представлением.

Е. С. Решко считает, что в процессе развития представлений у детей сохраненный образ становится осмысленным и оформленным и является образом воссоздающего воображения. Характер действий, выполняемых дошкольником, различен. Они играют разную роль в воссоздании образов. У маленьких детей действия имеют обычно хаотический, пробовательный характер. По мере того, как уточняется задача – создать определенный искомый образ, действия приобретают более организованный, ориентировочно – исследовательский характер. А.С. Золотникова отмечает, что особую роль в сохранении и воссоздании ребенку образа (человека, животного, предмета) играет специально подобранное слово. Оно может лишь обозначать объект, т.е. быть его названием, но может быть использовано и для описания его внешнего облика или для характеристики внутренних черт.

Исследования А.А. Люблинской показали, что в формировании, сохранении и воспроизведении у ребенка образа человека или какого – либо животного важное значение имеет то, какое название было им дано. Если двух девочек в сказке «Морозко» назвать «прилежницей» и «ленивицей», их образы не только сохраняются у детей надолго, но становятся все более яркими и четко дифференцированными.

А.А. Люблинская, А.С. Золотникова при изучении детских представлений определили несколько их уровней, потому, как они характеризуют степень особенности ребенком сохраненных образов:

1.Уровень узнавания. Ребенок сохранил представление о предмете лишь на столько, что можно узнать его при повторном восприятии натуры или изображения.

2.Уровень вызванного (пассивного) воспроизведения. В ответ на знакомые вопросы у ребенка возникает искомый образ. Такие же представления возникают под влиянием какого – либо толчка из вне. В основе таких представлений лежат ассоциации по сходству или смежности. Такая опора на восприятие конкретных предметов совершенно необходима для деятельности воссоздающего воображения у дошкольников.

3.Уровень свободного, произвольного использования имеющихся представлений. Сохранение осмысленных образов, их уточнение и дифференцировка позволяют детям использовать имеющиеся у них представления в играх, рисунках, рассказах.

4.На высшем уровне творческого воспроизведения ребенок может расчленить сохранившийся образ и, выделив лишь какие – то его части, элементы, признаки включать их в новые комбинации, новые сочетания, создавая, таким образом, новые картины, фигуры, орнаменты, рассказы. Такие новые образы используются детьми в разных видах их творческой деятельности.

А.А.Люблинская считала, что в развитии представлений у ребенка на протяжении дошкольного периода происходят заметные сдвиги, которые выражаются в следующем:

1.Увеличивается объем сохраняемых представлений.

2.Благодаря развитию представления о предметах и явлениях, схематичные, слитные и диффузные (расплывчатые, неясные) у детей становятся все более осмысленными, четкими, дифференцированными. Они приобретают вместе с тем все более обобщенный характер.

3.Представления становятся связными и системными они могут быть объединены в группы, категории и картины.

4.Растет подвижность сохраняемых образов. Ребенок может свободно использовать их в разных видах деятельности и в разных ситуациях.

5.Становясь осмысленными, представления, все больше подчиняются управлению.

Л.А.Венгер и В.С.Мухина показали механизм развития представления у детей дошкольного возраста и отметили следующее. В этом возрасте представления еще носят в основном непроизвольный, пассивный характер. Ребенок не ставит перед собой специальные задачи представить себе что–либо и не владеет необходимыми для этого действиями. Образы возникают в ходе игры, рисования, конструирования, слушания рассказов, сказок.

Под влиянием усложнения деятельности ребенка и новых требований, предъявляемых ему взрослыми, перед ним возникают задачи заранее построить замысел игры, рисунка, запомнить материал и потом его воспроизвести. Чтобы иметь возможность решить эти задачи, ребенок начинает пользоваться способами, которые он усваивает от взрослых. Тогда и начинают складываться действия представлений, зарождаются активное воображение и память. В этом возрасте преобладает воссоздающее воображение, которое состоит в воссоздании образов, описываемых в стихах, рассказах, сказках взрослого. Особенности этих образов зависят от опыта ребенка, материалов накопившихся в его памяти, и уровня понимания, что он слышит от взрослого, видит на картинках.

Отличительная особенность образов представления у ребенка – их яркость, эмоциональность, легкость возникновения и смены. Они возникают и меняются по любому поводу, буквально на каждом шагу. Одно из проявлений яркости, возникающих у ребенка образов представления, состоит в том, что ребенок верит в них почти как в реальное явление. Постоянное возникновение образов помогает ребенку узнавать окружающий мир, переходить от известного к неизвестному. Но отсутствие целенаправленных действий представления приводит к тому, что возникающие образы разрозненны. Они не объединяются в целостную картину, а зависят от изменяющихся внешних условий, которые каждый раз служат поводом к появлению новых образов.

Элементы представления ребенка постепенно складываются в игровой, художественной, практической деятельности. Однако, они еще не включены в сам процесс выполнения деятельности и зависят от внешних «толчков» - попадающихся на глаза предметов, случайных результатов собственных действий (Л.А. Венгер и В.С.Мухина).

Таким образом, представление – это наглядный образ предмета или явления (события), возникающий на основе прошлого опыта (данных ощущений и восприятий) путем его воспроизведения в памяти и воображении. Постоянное возникновение наглядных образов помогает ребенку познавать окружающий мир, переходить от известного к неизвестному.

В отличие от восприятия, представление – достаточно ёмкое многоаспектное понятие. В отличие от восприятия, представления могут носить обобщенный характер. Если восприятия относятся только к настоящему, то представления относятся к прошлому и возможному будущему. Представления отличаются от восприятия значительно меньшей степенью ясности и отчетливости. Тем не менее, чувственно – предметный характер представления позволяет классифицировать их по модальности (представления зрительные, слуховые, обонятельные, тактильные и др.). Опора на представления хорошо знакомых сцен или мест служит одним из наиболее эффективных мнемонических средств. Преобразования представления играют важную роль в решении мыслительных задач, особенно тех, которые требуют нового «видения» ситуации [24].

Кроме научного, термин представление имеет обиходное значение неполного, приблизительного, предварительного знания. В процессе познания представление является переходной ступенью от ощущения и восприятия к мышлению [11]. Исключительная роль представления в процессе познания состоит в том, что с их помощью мысленно воссоздается действительность тогда, когда ее непосредственное восприятие невозможно. Вместе с понятиями представление составляют одно из условий, обеспечивающих ориентировку в действительности, дают основу для решения теоретических и практических задач. Однако представление не проникает в сущность предмета. Для развития и функционирования представления необходимо слаженное взаимодействие первой и второй сигнальных систем, без чего представление не может быть выражено в речи и других видах знаковой активности человека (музыкальные звуки, рисование, выразительные движения и др.). Слово и знак позволяют углубить представление о действительности. В практике обучения представление, как правило, выступает в роли чувственной опоры при формировании понятий.

В дошкольном возрасте закладываются основные представления об окружающем мире, которые обеспечивают дальнейшее успешное умственное развитие ребенка [52]. Умственное воспитание может быть определено как группа положений, регламентирующих формы мысли и действия, независимо от того, на какой предмет направлена умственная деятельность. Такого рода правилам подчиняется способ отличия одних представлений от других, сопоставление новых представлений о событии, предмете с прежними; деятельность, вызываемая стимулами, возникновение эмоций [53].

Образы представления отличаются от образов восприятия. По содержанию они богаче образов восприятия, но у разных людей они различны по отчетливости, яркости, полноте. Степень наглядных образов представления может быть различной в зависимости от индивидуальных особенностей человека, от уровня развития его познавательных способностей, от его знаний, от степени наглядных исходных образов восприятия [26], [27].