Учитывать принцип доступности, который вытекает из требований, выработанных многовековой практикой обучения, с одной стороны, закономерностей возрастного развития учащихся, организации и осуществления дидактического процесса в соответствии с уровнем развития учащихся, с другой. [458] То есть дидактические игры должны учитывать индивидуальные и возрастные особенностей детей.
Реализоваться принцип прочности, в котором закреплены эмпирические и теоретические закономерности: усвоение содержания образования и развитие познавательных сил учащихся – две взаимосвязанные стороны процесса обучения; прочность усвоения знаний учащимися учебного материала зависит не только от объективных факторов: содержания, структуры этого материала, но также от субъективного отношения к этому материалу, обучению, учителю; прочность усвоения знаний учащимися обуславливается организацией обучения, использованием различных видов и методов обучения, от времени обучения[42,454]. В связи с этим успешное проведение игр требует их повторности. Для прочного усвоения сенсорных эталонов необходимо неоднократное повторение игр. Однако, повторность должна осуществляется в разных вариантах. Повторение дидактических игр без всяких изменений имеет свои положительные стороны, так как дает возможность путем упражнений закреплять получаемые знания и умения. Вместе с тем точное воспроизведение может привести к снижению заинтересованности детей. Эффективность дидактических игр с детьми во многом зависит от эмоциональности их проведения. Добиваясь путем повторения прочных знаний и умений, следует заботиться о том, чтобы сохранить у детей интерес. Дети быстрее овладевают доступными им умениями, если этот прочес вызывает у них положительное отношение, чувство радости, удовольствия. Для реализации этого принципа необходимо помнить, что эстетике материалов. Дети будут заниматься с удовольствием, если все, что им показывают имеет привлекательный вид, рассматривание их должно доставлять ребенку радость. Усложнение знакомой игры также ведет к развитию интереса, а решение новой задачи приносит чувство радости и удовлетворения, возникает стремление к умственной деятельности.
Педагогами Юнкман Л.И., Лихачева Т.Н., опираясь на теорию М. Монтессори, выделяют предметно-развивающую среду, как одно из условий успешного формирования качеств личности. Развитие познавательных процессов.
В настоящее время в период совершенствования и обновления системы дошкольного воспитания, гуманизации направленности педагогического процесса, особое значение придается созданию развивающей среды.
Среда, по определению Т.А. Ильиной, включает в себя все то, что окружает ребенка с рождения и до конца жизни, начиная с семьи и ближайшего окружения и кончая средой социальной. Среда может сдерживать, а может активизировать развитие, но быть безучастной к развитию не может.
Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического облика. [147]
В разных источниках дается большое количество описание сенсорных материалов, интересных дидактических игр на развитие органов чувств.
По мнению педагогов Юнкман Л.И., Лихачевой Т.Н. многообразие и их большое количество создало некоторый беспорядок в их применении, поэтому в своей работе они упорядочили систему применения сенсорных материалов для планомерного, систематического пользования их детьми на занятиях и в свободной деятельности. [147]
В этом и помогает система М. Монтессори, построенная на организации деятельности в Монтессори-группах в детском саду в "свободной работе", то есть дети имеют возможность и умение свободно реализовывать свою познавательную активность. В условиях свободного выбора и при умении выбирать (о чем должен позаботиться Монтессори-учитель) ребенок может сам подойти к тому материалу, который внутренне необходим ему именно сейчас. В этих условиях Монтессори-учитель, наблюдая за выбором ребенка, имеет возможность определить уровень его актуального развития и наметить перспективы работы в зоне его ближайшего развития, заранее предлагая ребенку познакомиться с соответствующим дидактическим материалом.[] По определению М. Монтессори содержание этого длительного сензитивного периода (от 0 до 5,5) по сенсорному воспитанию составляет множество относительно коротких периодов, когда актуальным для ребенка становится развитие отдельных сторон или проявлений того или иного органа чувств, и он в разное время становится наиболее восприимчивым к цвету, форме, размерам предметов.
В связи тем, что все дети разные предметно-развивающая среда позволяет определить ребенку зону своего актуального развития.
Также современная развивающая среда должна предусматривать зону ближайшего развития.
Таким образом, педагоги пришли к выводу, что правильно организованная предметная среда может способствовать возрастному, индивидуальному, личностному развитии детей.
В своей работе мы также можем учитывать влияние предметно-окружающей среды, как одно из условий успешного формирования представлений о сенсорных эталонах цвета.
Изучение и анализ психолого-педагогической литературы, работы по решению данной проблемы позволили прийти к следующим выводам:
- определена сущность понятия «сенсорного воспитания», под которым понимаются целенаправленные, последовательные и планомерные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование у ребенка чувственного познания, развитие у него процессов ощущения, восприятия, наглядных представлений через ознакомление с сенсорной культурой человека;
- определены ее содержание и структурные компоненты, в качестве которых выступают овладение общественным сенсорным опытом, освоения наиболее рациональных способов обследования предметов, соотнесение с сенсорными эталонами;
- проанализировано современное состояние проблемы формирования сенсорных эталонов цвета у детей младшего дошкольного возраста и установлено, что традиционно усвоение сенсорных эталонов цвета включено в общую систему образования и воспитания детей в детском саду;
- проанализированы психологические особенности детей младшего дошкольного возраста и определены этапы формирования сенсорных эталонов цвета, ими являются: отождествление и идентификация предметов; обучение нахождению идентичного предмета по цвету; соотнесение цвета предмета с эталонами цвета; выбор ребенком предметов определенного цвета по словесной инструкции взрослого; формирование у ребенка словесно обозначать цвет; обучение обобщению и классификации предметов по признаку цвета; обучение передаче цвета предмета в продуктивной деятельности (травка зеленая и т.д.).
- рассмотрены пути и средства формирования сенсорных эталонов цвета у детей младшего дошкольного возраста. Основными методами являются обследование предмета, в качестве основных форм выступают: дидактические игры, занятия, а также установлены условия обеспечивающие эффективность проведения дидактических игр. Этими условиями являются: последовательность и систематичность использования дидактических игр; повторность их проведения с постепенным переходом от простого к сложному; индивидуальный подход с учетом возрастных особенности детей.
Глава II. Экспериментальное исследование по формированию представлений о сенсорных эталонах цвета посредствам дидактических игр у детей младшего дошкольного возраста
2.1 Первой констатирующий эксперимент, выявление уровня представлений о сенсорных эталонах цвета у детей во второй младшей группе
В данном параграфе осуществляется описание хода и результатов первого констатирующего эксперимента, целью которого является определение исходной степени сформированности представлений о сенсорных эталонах цвета.
Экспериментальное исследование проходило в МДОУ №169 во второй младшей группе, в обследовании участвовало 10 детей.
В ходе 1 констатирующего эксперимента применялась методика Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной по изучению восприятия цвета, описанная в «Практикуме по детской психологии», а также наблюдения за детьми во время занятий по изобразительной деятельности.
К началу исследования была проведена подготовка, приготовлен материал для обследования: кружки диаметром 3см, окрашенные в основные, дополнительные цвета и оттенки; коробочки таких же цветов и их оттенков; 4 карты размером 25х10см, разделенные на 10 квадратов. На первой карте наклеены кружки основных цветов, на второй – дополнительных, на третьей – оттенки цветов, четвертая карта – пустая.
В нашей работе критериями оценки сформированности восприятия цвета является знание детьми сенсорных эталонов цветов, которое проявляется по следующим показателям: умение соотносить цвета с образцом, умение располагать цвета в соответствии с образцом, умение находить цвета и оттенки по названию, называние детьми сенсорных эталонов цвета: основных цветов (белого, черного, красного, синего, зеленого, желтого), дополнительных цветов (оранжевого, фиолетового) и оттенков (серого, розового, голубого).
Знание данных цветов и оттенков детьми 3 - 4 лет выбрано согласно программе М.А. Васильевой, в которой указано, что дети второй младшей группы должны знать не менее пяти-шести цветов (белый, черный, красный, синей, зеленый, желтый), а также младших дошкольников знакомят с оттенками (серого, розового, голубого). Выбор дополнительных цветов (фиолетового и оранжевого) опирается на исследования Л.А. Венгера, который считает, что после подготовительного этапа, начинается знакомство детей с цветовыми эталонами – образцами хроматических и ахроматических цветов, применяются все семь цветов спектра, белый и черный.