Смекни!
smekni.com

Развитие творческих способностей детей среднего школьного возраста на примере ролевой игры с элементами фольклора (стр. 11 из 18)

В игры играют взрослые и дети. Считалось долгое время, что взрослые играют во взрослые игры, а дети – в детские. Детские игры организуются детьми или организуются для них взрослыми. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики, его отношения с окружающими людьми, с самим собой. Сама природа игры уникальна: объединение в общем переживании, деятельном сотрудничестве, общей радости, которую приносит коллективный успех, и горечи общего поражения.

Игра – дело серьезное. В последние годы появился новый тип игр: взрослые и дети играют вместе, используют игры для решения очень важных проблем совместного существования. Условно такие игры можно назвать «взрослыми играми для детей». Авторами сюжетов этих игр являются взрослые, а творческое обогащение содержания игры, естественно остается за детьми.

Игра – один из тех видов деятельности, который используется в целях социализации, обучения различным действиям с предметами, способам и средствам общения.

Игра, есть важнейший компонент технологии воспитания детей, является полигоном для их социальных проб.

В игре складывается особый тип отношений между взрослыми и детьми, и они определяются самой природой игры как деятельности самостоятельной, добровольной, творческой.

В играх присутствуют самые разнообразные ситуации:

· Ситуации выбора игровой роли;

· Ситуации разрешения трудностей, которые обязательно возникают на пути к достижению успеха;

· Ситуация успеха и неуспеха;

· Другие ситуации, в которых происходит изменение самооценки и коррекция собственного поведения участниками игры.

Важнейшей педагогической задачей в процессе проведения ролевой игры является научение детей началам мотивации. Этому, прежде всего, способствует эмоционально значимое игровое окружение и вызывающая положительный эмоциональный настрой система развивающих отношений.

В настоящее время уделяется большое внимание подготовке молодого поколения к творческой деятельности во всех сферах жизни общества. В связи с этим повышается роль школы в воспитании активных, инициативных, творческих мыслящих граждан нашей страны. Развитие творческих возможностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения, но особое значение имеет формирование творческого мышления в среднем школьном возрасте. Это связано с тем, что в начальных классах, особенно на первом году обучения, только начинают формироваться способы учебной работы, закладываются приемы решения учебных задач, которыми учащиеся будут пользоваться в дальнейшем.

Творческое мышление школьника выражается в открытии (субъективно) нового, до того неизвестного: нового способа решения задачи, нового свойства рассматриваемого предмета, новых связей в учебном материале и т. д. Там, где нет этого открытия, нет и творчества. Способность учащихся к созданию чего-либо нового без опоры на образец развивается в деятельности, требующей проявления творчества.

Важную роль в развитии творческого мышления и воображения школьников играют учебные задания, которые выступают в качестве цели мыслительной деятельности и определяют ее характер. Выделяют репродуктивные задания, которые требуют воспроизведения готовых знаний и методов работы без существенных изменений, и продуктивные, выполнение которых предполагает внесение существенных изменений в структуру усвоенных знаний или требует поиска новых знаний.

Различные виды заданий по-разному влияют на развитие мышления и воображения школьников. Преобладание в учебной деятельности репродуктивных заданий формирует у ребенка установку на воспроизведение знаний и способов действий, которые он приобрел раньше, привычку действовать по образцу, что составляет репродуктивную основу мыслительного процесса. Но творческое мышление и воображение предполагает осуществление нешаблонных способов действий, умение ставить новые цели, осуществлять контроль и оценку, планирование, нетривиальные способы анализа, сравнения, обобщения, формирование критериев оценок и т. д. Чтобы сформировать у учащихся указанные мыслительные процессы, необходимо включать на занятиях продуктивные задания, непосредственно направленные на развитие таких процессов творческого мышления и воображения, как целеобразование,планирование, нешаблонный анализ, сравнение, обобщение, а также контроль и оценка.

Известно, что процесс познания совершается в основном опосредованно. Ведущий способ опосредованного познания – моделирование, в процессе которого выявляется структура и взаимосвязь предметов и явлений окружающего мира, формируются общие способы разрешения проблем. Этот способ хорош тем, что разговор с ребенком о сложных структурных связях материального мира ведется на его языке. Способ познания здесь органично соединяется с характерной для ребенка деятельностью – игрой. Дети узнают, что все предметы и явления – суть системы, имеющие свою структуру. Маленькие человечки позволяют не только моделировать, но и анализировать природу вещества или явления.

«Человечками» могут быть сами дети, тогда этот метод будет удовлетворять еще одну их потребность – потребность в движениях. Например, дети сами смогут смоделировать процесс взаимодействия частиц в веществе и, значит, понять как это происходит в предмете.

«Игра эта серьезнее, чем может показаться на первый взгляд. Необходимо лишь выбрать для нее нужный момент. Дети в отношении сказок довольно долго остаются консерваторами. Им хочется, чтобы сказка рассказывалась теми же словами, что и в первый раз, им приятно эти слова узнавать, усваивать в первоначальной последовательности, снова испытывать волнение, как при первой встречи с ними, в том же порядке: удивление, страх, вознаграждение. Детям необходим порядок и успокоение, мир не должен слишком часто сходить с рельсов, на которые ребенок с таким трудом его воздвигает. Поэтому, вполне возможно, что поначалу игра в «перевирание» сказок будет раздражать, будоражить». Но наступает момент, когда сказка, как старая игрушка пришла в негодность и ребенок может с ней расстаться. Дети играют теперь с ней, позволяют себе вольности, рискуя брать на себя ответственность за все то, что может случиться. В некоторых случаях эта игра будет оказывать оздоровительное воздействие. Она поможет ребенку избавиться от иных навязчивых идей. Второй серьезный аспект игры состоит в том, что участник ее должен интуитивно произвести самый настоящий анализ сказки. Альтернатива и пародия могут иметь место лишь в определенных пунктах, а именно в тех, которые являются характерными для данной сказки, определяют ее структуру, а не в ходе плавного развития повествования от одного смыслового узла к другому. (32; с. 61-62)

Сказка «наизнанку».

Один из вариантов игрового метода - «перевирание» сказок состоит в умышленном и более ограниченном «выворачивании наизнанку» сказочной темы. Например:

«Красная шапочка злая, а волк добрый…Мальчик-с-пальчик сговорился с братьями сбежать из дому, бросить бедных родителей, но те оказались дальновидными и продырявили ему карман, в карман насыпали риса, который понемножку сыплется вдоль всего пути бегства. Все - согласно первоначальному варианту, но - как в зеркале: то, что было справа, оказывается слева…» (32, с. 65)

Введение в сказку нового персонажа.

С помощью такого метода игры исследуют способность детей реагировать на новый и по отношению к определенному ряду факторов неожиданный элемент, их умение использовать такое слово в уже известном сюжете, заставлять привычные слова реагировать на новый контекст. Эта игра есть не что иное, как разновидность «фантастического бинома». (32, с. 63)

Придумывание другого конца к известной сказке.

Иными словами, придумывание продолжения сказки. «Сказка кончилась, и тем не менее место для того, что было потом, всегда найдется. Действующие лица потому и называются действующими: мы знаем как они себя ведут, в каких отношениях друг с другом. Суть игры снова в интуитивном анализе сказки. Обыгрывается ее структура, организующая ее систему, причем отдается предпочтение одной из тем». (32; с. 67-68)

1.4 НАРОДНЫЕ ИГРЫ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЭТНОПЕДАГОГИКИ

Народные игры всегда служили источником освоения культуры, способствовали естественному вхождению человека в социальную среду.

Понятие «игровая культура» весьма многозначно. Ее основу составляет непосредственно игровое действие и отношение играющих. Это относится и к традиционным играм народов России. Сравнивая их между собой и с играми других народов мира, видишь, насколько они самобытны и вместе с тем имеют много общего.

Ярко выражены в играх всех народов традиционные виды труда, например, «А мы просо сеяли», «Посею лебеду» и т.д.

В играх отражены не только труд , но и самые разные, практически все стороны жизни человека. Прошедшие через века традиционные игры доносят до нас отголоски старых обычаев, элементы древних обрядов, что видно в таких играх как «Золотые ворота», «Горелки», «Каравай».

Бережное сохранение национальных традиций, самобытности каждого народа, является одним из назначений традиционных народных игр.

В традиционных играх ярко раскрывается характер народа. За русскими играми прочно закрепились эпитеты: «молодецкие, удалые». Об этом же свойстве русской игры писал Е.А. Покровский и другие.

Яркий национальный колорит придает играм широкое использование родного языка и фольклора: песен, считалок, дразнилок, приговорок и т.д. Важнейшей стороной игровой культуры можно считать утвердившиеся в народе традиционные отношение к игре, как к средству развития и воспитания человека. Сложилась и действует у каждого народа своя народная педагогика игры, объединяющая вековой опыт, знания, мысли о применении игры в целях воспитания. Это неотъемлемая часть всей народной педагогики.