Смекни!
smekni.com

Развитие творческих способностей детей среднего школьного возраста на примере ролевой игры с элементами фольклора (стр. 12 из 18)

Хотелось бы подчеркнуть гуманность и демократизм народной игры – народная игра принимает всех, не отвергая, как спорт, неперспективных, не говоря уже об ослабленных детях. Большинство народных игр очень «гостеприимны», в них много юмора, шуток, соревновательного задора. Даже заклички детей перед игрой дают понять, что сейчас они войдут в этот замечательный волшебный мир и приглашают туда всех желающих:

«Кто будет играть

В интересную игру,

Подходи по одному.

Раз, два, три – пошли…»

Раньше способ сбора участников назывался хоровод, звучали эти песни-зазывания плавно и распевно:

Ай да за тыном было, да за тыном,

Дак за зеленой было за сосенкой.

Дети, переняв традиции сбора у юношей и девушек перевели сюжетное действие в реальное, а чтобы было интереснее ввели элементы игрового ухаживания:

Тай, тай, налетай,

В интересную игру,

А в какую – не скажу.

Догадайтесь сами,

Девочки с усами,

Мальчики с косами!

Поскольку игра открывала облегченный путь к освоению культуры, то первые шаги на этом пути становятся доступны человеку уже во младенчестве. Вряд ли можно найти сторону культуры и воспитания, для которой не существовало бы целого набора связанных с ней игр.

Игровой фольклор широко бытовал и среди взрослого населения. Народные хороводы, их ведь, по выражению самого народа, «играли»: в них игровое начало гармонично сочетается со словесно-поэтическим, драматическим, а часто и музыкальным, танцевальным жанром («А мы просо сеяли», «Бояре, а мы к вам пришли»). Большие возможности имеет применение игры в трудовом воспитании, что соответствует сфере профессиональной культуры. Еще в дошкольном возрасте начинаются игры в строителей, поваров, моряков. Это направляет внимание детей на разные профессии, дает некоторые элементарные знания и навыки.

Традиционная игровая культура имеет богаты арсенал игр на бытовые темы для всех возрастов и, в особенности для молодежи, готовящейся завести семью и домашнее хозяйство. В таких играх отражаются взаимоотношения людей. Больше всего игр на самую волнующую тему – выбор жениха и невесты («Бояре»). В игре нравственные требования заключены не в словесных наставлениях, а в содержании игры .

Во все времена особо подчеркивалась роль народной игры в воспитании детей. Игра – это своеобразная школа социализации ребенка.

Народные игры как раз содержат набор важнейших педагогических приемов, способствующих развитию маленького человека.


ГЛАВА II - ДИАГНОСТИКА И ОПЫТ РАБОТЫ С ПОДРОСТКАМИ ПО РАЗВИТИЮ ИХ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СРЕДСТВАМИ РОЛЕВОЙ ИГРЫ.

2.1 ПЕРВИЧНАЯ ДИАГНОСТИКА ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ

Перед началом эксперимента мы провели диагностику детей на уровень творческого мышления. В диагностике участвовали психологи, педагоги школы №190 и Мастера Центра ролевых игр. В качестве диагностируемых мы взяли детей, которым предстояла ролевая игра, но подготовка к ней еще не начиналась. Дети – учащиеся 7-9 классов, большинство из них посещают классы коррекции, весьма не сдержанны в поведении. Для первичной и вторичной диагностики мы выбрали следующий тест:

1. Тест-аналог. Цель: выявление характера творческих связей и отношений между понятиями.

Тестовый материал.

Пример Задание
1

Лошадь

Жеребенок

Корова

Пастбище. Рога. Молоко. Теленок. Бык.

2

Тонкий

Толстый

Безобразный

Красивый. Жирный. Грязный. Урод. Веселый.

3

Свинец

Тяжелый

Пух

Трудный. Перина. Перья. Легкий. Куриный.

4

Ложка

Каша

Вилка

Масло. Нож. Тарелка. Мясо. Посуда.

5

Яйцо

Скорлупа

Картофель

Курица. Огород. Капуста. Суп. Шелуха.

6

Коньки

Зима

Лодка

Лед. Каток. Весло. Лето. Река.

7

Ухо

Слышать

Зубы

Видеть. Лечить. Рот. Щетка. Жевать.

8

Собака

Шерсть

Щука

Овца. Ловкость. Рыба. Удочка. Чешуя.

9

Пробка

Плавать

Камень

Пловец. Тонуть. Гранит. Возить. Каменщик.

10

Чай

Сахар

Суп

Вода. Тарелка. Крупа. Соль. Ложка.

Интерпретация результатов.

Обычно испытуемый усваивает порядок решения задач после 2-3 примеров. О неустойчивости, хрупкости процесса мышления, утомляемости можно судить в том случае, если испытуемый делает случайные ошибки 3-4 раза подряд, выбирая слово по конкретной ассоциации, а потом без напоминания решает правильным образом.

По типу связей можно судить об уровне развития мышления у испытуемого – преобладание логических или наглядных форм.

Высокий уровеньразвития мышления 13 баллов и более 15
Умеренно высокий уровеньразвития 11-12 баллов 10

Средний уровень

развития

10 баллов 30

Умеренно низкий уровень

развития

8-9 баллов 45

Низкий уровень

развития

7 баллов и менее

По результатам тестирования выделяют три группы детей:

Высокий уровень – 15%

Средний уровень – 55%

Низкий уровень– 30%

Хочется отметить, что дети сильно зажаты, как морально, так и физически. На вопросы отвечают неохотно, создается впечатление, что большая часть из них живет в своей скорлупе и никого туда пускать не собирается. Очень неуверенно чувствуют себя на публике, если в их присутствии есть взрослые люди, не доверяют словам; любимая фраза:

«Чем докажете?»

2.2 РОЛЕВАЯ ИГРА И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ

Игры как особый самодостаточный вид человеческой деятельности сравнительно недавно начали интересовать философов. Например, И. Кант видел в игре лишь средство педагогического воспитания и обучения детей, а З. Фрейд даже полагал, что игра прекращается с взрослением человека. Представление об игре как одной из неотъемлемых сторон человеческого существования, причем свойственной только человеку как единственному известному разумному существу, появилась не так давно. Ролевые же игры в основном рассматривались либо как средство, используемое психологами, либо в ипостаси детских игр, когда ребенок воображает себя кем-то иным. Но уже почти двадцать лет существуют "живые" ролевые игры, не имеющие своей целью изучения психики и не ставящих целью репрезентацию человеческих отношений из реальной жизни, но определяющих свою игровую реальность наиболее оригинальным из всей индустрии игр способом. Таким образом, существует потребность в определении взаимосвязей различных видов роевых игр, выявления их специфичных признаков и вне игровых функций.

Определение и признаки игры

Само понятие "игра", как и любой сложный феномен человеческого существования, не может быть четко определенно или выражено через другие понятия. Несмотря на то, что существует несколько родственных игре видов деятельности - например, "отдых" или "развлечение" - игра вряд ли определима через их комбинацию, так же как и через очевидную противоположность - "работу". Э. Берн, тем не менее, приводит собственное почти полностью формальное определение игры: "Игрой мы называем серию следующих друг за другом скрытых дополнительных транзакций (особых единиц общения людей) с четко определенным и предсказуемым исходом". Таким образом, Берн называет игрой некие скрытые сценарии общения, а целью изучения таких игр является выявление этих сценариев в жизни и поиск методов выхода из сценария. Определение Берна можно трактовать как пример подмены одного понятия другим, не имеющим ничего общего с первым , но с таким же названием - "игра". Еще одной крайностью в определении игры является предельное расширение этого понятия, лишающее термина "игра" конкретного наполнения и превращающее его в синоним почти любой человеческой деятельности.

Можно попытаться выделить некоторые признаки игры как явления, хотя и нельзя уверенно утверждать атрибутивность каждого из них.

1. Самонацеленность игры как отсутствие у игры каких-либо целей, лежащих вне ее самой, обычно выделяется как основной признак игр. Отсутствие явно выраженных внешних целей отделяет игру от иных феноменов человеческого бытия, в первую очередь от работы - одной из возможных из противоположностей игры. Можно также отметить, что игры является одной из форм отдыха - неявной целью игры всегда является получение субъектом игры удовольствия, источник которого различен для разных игр.

2. Изначально игра носит абсолютно субъективный характер. Она зависит от субъекта, и прекращает свое существование без него. Понятие "субъекта" не является синонимом конкретного индивида, игрока. "Субъект игры - это некая интеллектуально-волевая целостность, способная самостоятельно продуцировать ценности и регулятивы собственного поведения и мировосприятия главная характеристика субъекта его активность, проявляющаяся во всех видах деятельности, в том числе и в игре". В субъективности явлений культуры, в том числе и игры присутствует, безусловно, личностное начало, однако понятия "личность'' и "субъект" в игре нетождественны. Субъект не ограничен строго индивидуализированным действием и сознанием, субъективным началом может быть и групповое и даже всеобщее, когда оно отвечает предложенным характеристикам субъекта ( в качестве синонима субъекта используется также понятие "Я"). Такой подход к субъекту относится и к играм: субъектом игры может быть личность, коллектив, общество и даже человечество в целом (например, если речь идет о войне как о игре с точки зрения Э. Берна). "Главное, чтобы субъект был наделен способностью оценивать окружающую действительность и свой собственный внутренний мир и, в зависимости от этой оценки, конструировать новый, что и происходит в игре". Таким образом, удвоение мира в любой игре ярко выраженный аксиологический характер, то есть игровая действительность не существует вне ценностной ориентации субъекта.