3. Игра как "ненужная" и на первый взгляд не необходимая деятельность носит исключительно антропологический характер, будучи присущей только человеку как единственному обладающему сознанием. То, что называется играми у животных, является формой инстинктивной деятельности.
4. Игровая реальность является условной, что обычно осознается субъектом игры. Несмотря на то, что игра носит условной характер, она требует к себе предельно серьезного отношения, в отличие от так называемой реальной жизни, несерьезное отношение субъекта к игре приводит к ее исчезновению.
5. В игре изначально присутствует как минимум относительная свобода игры - она следует из необязательного характера игровой деятельности, и заключается в возможности начать и прекратить игру в любой момент.
Предпосылки существования игры
Фантазия субъекта (точнее, индивидуума) является основной предпосылкой к возникновению игры. Согласно традиционному пониманию, сложившемуся в психологии и философии, фантазия - это способность создавать новые образы, а также воспроизводить образы, сохраняющиеся в памяти. Создание новых образов обычно называют творческой или продуктивной фантазией, воспроизведение прежних - репродуктивной. Между ними нет принципиальной разницы, а существует только количественные различия, и они обе участвуют в игровой деятельности. Мир игры является результатом деятельности воображения, которое творит игровые образы. При этом сама игровая деятельность продуцируются образы для фантазии индивидуума. Видно, что роль фантазии в игре носит двоякий характер - являясь основным средством возникновения и отделения игрового мира как противостоящего миру реальному, она стимулируется этим разделением и создает новые образы. Поэтому необходимым началом игры является удвоение реальности - результат деятельности сознания субъекта. Субъект сознательно разделяет свою реальность на два мира - игровой ("выдуманный") и неигровой ("жизненный"). Разделение обычно в полной мере осознается субъектом, в чем и заключается условный характер игровой деятельности. Два мира, на которые разделена вся реальность субъекта, в некоторой степени противостоят друг другу: игра всегда противостоит повседневности, то есть общепринятому, традиционному порядку вещей.
Удвоение мира есть процесс творения новой действительности, а значит, процесс творчества. Творческое начало субъекта является еще одним началом игры: игровая деятельность произошла из творческого приспособления человека к окружающей его действительности. Это дает основание некоторым авторам рассматривать игру как исходный момент любой культуры и отчасти как синоним творчества вообще.
Развитие игры
Первоначально субъект свободен относительно вступлении в игру и выходе из нее в любой момент. Однако в ходе соприкосновения с игровой реальностью игрок может лишиться даже своей свободы участия или неучастия в игре. Гипертрофированный игровой интерес, привязывающее человека к игре, обычно называют азартом, в основном это связывают с так называемым азартным играм.
Результатом азарта является потеря игроком внутренней свободы и чувства условности игровой реальности. Поэтому печальным итогом для игрока, охваченного азартом, является частичная подмена субъективной игровой реальностью, реальности неигровой. Поскольку точной границу между азартом и интересом, вероятно, не существует - они отличаются количественно, но не качественно, то можно предположить, что при возрастании интереса к игре игровая действительность "пытается" занять все большую часть сознания субъекта, ликвидировав для него удвоение реальности, сведя всю реальность к себе самой. Этот процесс поддерживается деятельностью воображения и фантазии субъекта. Хотя фантазия субъекта является необходимым началом любой игры, которая позволяет создать вторую реальность для субъекта, игровой процесс наполняет фантазию новыми игровыми образами, что, в свою очередь, может приводить к дальнейшему "вживлению" субъекта в игру, и так далее. Не может ли получится в результате такого развития игры так, что этот процесс будет развиваться неограниченно, игровые образы будет играть все большую роль в сознании, и к каким последствиям это приведет для субъекта? Возможно, игровая деятельность, всегда несет в себе скрытую опасность для сознания субъекта.
Таким образом, удвоение реальности приводит к активному противостоянию вновь созданной игровой и существовавшей ранее неигровой составляющих субъективной реальности. Имея изначально абсолютно субъективный характер, в ходе игровой деятельности игра получает статус объективной реальности.
Классификация игр
Несмотря на то, что игра, как и всякое сложное и по сути неопределимое явление, плохо поддается сколько-нибудь определенной классификации, все же существует несколько вариантов деления игр на категории. Взяв за основу классификацию Р. Келиоса , и дополнив ее один пунктом ("игры-задания"), вместо пункта "игр, основанных на доверии", можно получить следующую классификацию игр.
1. Игры чистого шанса.
К ним в основном относятся азартные игры, такие как рулетка. В этих играх человек обычно сражается со слепым роком, с судьбой, не имея возможности влиять на результат игры.
2. Игры-соревнования между игроками или командами игроков - шахматы, футбол.
3. Игры-задания, в которых персонаж должен побороть какие-то трудности, чтобы выполнить некую миссию - логические головоломки, компьютерные аркадные игры, поднятие тяжестей и так далее.
4. Продолжающиеся игры (по классификации М. Роу ) или игры-развлечения (по Р. Келиосу). Они отличаются отсутствием обязательной цели, а их смысл обычно заключен в самом процессе игры. Как следует из определения, такое понятие, как "выигрыш", не является игровой целью продолжающихся игр.
Последний пункт предложенной классификации охватывает, помимо прочего, все возможные варианты так называемых ролевых игр. Результатом удвоения реальности и отделения игрового мира от неигрового неминуемо является удвоение личности игрока. От "Я" субъекта, существующее в обычной жизни, отделяется игровое "Я". Некоторые авторы первое "Я" называют "подлинным", другие же, наоборот, видят подлинность в открывающемся в ходе игры игровом "Я". Если игра дает возможность реализовать различные игровые "Я", то нет оснований утверждать, что игровое "Я" не может является результатом внутренним представлением (возможно, подсознательного) субъекта о самом себе, даже если между обоими "Я" нет на первый взгляд ничего общего. Основой ролевых игр является представления себя другим, это "другой" в принятой терминологии называется ролью или персонажем. Персонаж не является синонимом игрового "Я" (являясь, видимо, его частью), а представляет из себя выдуманного субъекта, действующего в выдуманном мире. Как следует из приведенного ранее определения субъекта, персонаж не обязательно является единственной личностью, им может быть и группа индивидуумов: "Ну хорошо, - сказала Алиса, - ты будешь одним королем и королевой, а я всеми остальными королями и королевами сразу" .
Подходы к ролевым играм
Ролевой игрой можно назвать любую игру, в которой игрок воображает себя кем-то иным. Такой вид игр имеет в основе идею, выраженную Л. Кэрролом - "давай играть, как будто мы...". Активность в ролевых играх не "реальна", и участники игры изначально осознают это. Однако она приносит реальные эмоции и переживания, а иногда и некие реальные физиологические эффекты. Воображаемые аспекты исчезают, когда игроки эмоционально вовлекаются в ролевую игру и начинают думать, чувствовать и действовать естественным образом, то есть в соответствии с характером персонажа (можно было бы сказать - "как в реальной жизни", однако ролевые игры совсем не обязательно есть прямое отражение реальной жизни).
В литературе можно обнаружить несколько достаточно различных описаний понятия "ролевая игра" .
1. Ролевые игры детей, например, "дочки-матери". Детские игры в целом имеют, по мнению психологов, своеобразный характер - они служат в частности особым средством познания мира. Поэтому ролевые игры детей не являются играми в точном смысле слова - они есть необходимая и свойственная ребенку деятельность, которая является для него естественным и неосознаваемым способом адаптации "взрослого" мира к своему собственному, еще недавно не существовавшему.
2. Ролевая игра в самом широком смысле, когда она теряет содержании, превращаясь в синоним деятельности человека вообще в соответствии с фразой из В. Шекспира "Вся жизнь - театр, и люди в нем - актеры". Утверждая, что все поведение человека в реальной жизни есть отыгрывание определенных ролей, можно лишить понятие "ролевая игра" конкретного наполнения, сделав его синонимом поведения человека в социуме. Все люди в той или иной мере играют роли. Если это правда, являются ли все люди неискренними? И почему человек не может быть просто самим собой, не играя никакой роли? Таким образом, существует мнение, что, "каждый человек располагает определенным, чаще всего ограниченным репертуаром состояний своего Я, которые суть не роли, а психологическая реальность".