Смекни!
smekni.com

Развитие творческих способностей детей среднего школьного возраста на примере ролевой игры с элементами фольклора (стр. 15 из 18)

2.3АНАЛИЗ ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА

РОЛЕВАЯ ИГРА «МИР ФОЛЬКЛОРА»

Хочу напомнить, что ролевая игра тем и отличается от театра, что в ней нет предсказуемых ходов, нет конкретной сюжетной линии, есть только «Дано», какое решение и окончание будет правильным не знает никто. Можно сказать, что все зависит от игроков.

Сценарий игры.

Игра рассчитана на 70-100 человек, время проведения 3-4 дня.

Существует 3 основные команды:

1-ая Киевград:

состав – князь, волхвы (политическая наклонность), кучка сыновей и дочерей (дележка трона), есть сыновья-воеводы (богатыри) – 5 человек, крестьянский быт (50 человек), в экономическом плане город живет за счет торговли, земледелия и скотоводства. Бояре, дворяне входят в категорию владельцев, купцы (торговля), экзотические личности: барды, сапожники, оборотень и т.д. (роли, которые придумывают себе сами игроки).

Цель Киевграда: создание централизованного государства Российского во главе с Киевградом. В городе присутствуют послы из Московии, Новгорода, Чернигова – послы против условий Киева о централизации на их условиях.

2-ая Половцы:

кочевники, экономика оставляет желать лучшего, ничего не умеют делать. Проблема экономический кризис, лучший способ добычи – война. Но предводитель половцев склоняет на свою сторону, что лучше обложить данью Русь, чем постоянно кочевать и воевать, у него есть единомышленники, но и не поддерживающие его точку зрения.

Цель – обложить Русь данью (создать Золотую орду).

3-я Черниговград

Город скотоводов и ремесленников. Разводят лошадей. Богатырем может стать каждый: нужно совершить подвиг (например – «засвистеть» соловья-разбойника), грамотно в русском стиле описать свой подвиг (бахвалятся). Город находится на «перепутье» между Киевом и половцами, могут поддержать и тех и этих. Решать должны жители города, поделиться пополам они не могут либо все, либо никто. Состав города такой же как и у Киевграда, но больше простого люда.

Цель: решить проблему с Соловьем-разбойником, т.к. он мешает развитию их экономики.

Нечисть (или отрицательные герои) Змей Горыныч, Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Соловей-разбойник, оборотни, русалки, кикиморы, лешие и прочая нечисть. Все они находятся в одной команде, но разбросаны по всему полигону, руководит нечистью Кощей Бессмертный.

Цель: уничтожить на Руси русский дух, их цель косвенно совпадает с идеей половцев – не уничтожение, а порабощение, соловью-разбойнику – дань и т.д.

Религия: основная религия – это язычество, но есть в мире и проповедники христианской веры.

Ролевая игра «Мир фольклора» проходила под Новосибирском о.п. «Льниха» в июле 2003 года. Подготовка к игре велась в течение года. Как можно заметить, для того, чтобы отыграть роль нужно обладать качественными знаниями по истории своего народа, мало знать только народности, необходимо уметь делать вещи, которые умели делать наши предки. Например, если игрок хочет провести обряд, то он должен непременно знать, как это делалось на Руси. К тому же обряд обряду рознь. Свадебный обряд отличается от магического обряда и т.д. В игре присутствуют общие роли, такие как крестьяне (крестьянский быт), как же отыграть этот быт. Дети, готовясь к игре заранее разбились на лагеря, т.е. города, каждый житель данного города осваивал свою профессию. Т.е. если Черниговград живет торговлей, следовательно там есть ярмарки на которых можно продать плоды своего труда, что же продавали? Крестьяне лапти, полотенца, домашнюю утварь и прочее, купцы одежду. Киевград – город скотоводов и ремесленников, основная торговля – это лошади и плоды рукотворные.

Мальчики в течение года подготовки осваивали технику плетения лаптей, выстругивали деревянную посуду, учились резьбе по дереву и т.д., девочки вышивку, бисероплетение, плетение поясов и подвязок и т.п.

Что касается отыгрывание нечисти, то достаточно почитать русские народные сказки и их линия поведения становится достаточна понятна и проста.

Отыгрывание боев.

Захватывающее зрелище, когда человек умеет владеть мечом, копьем, луком, арбалетом и прочим снаряжением богатыря. Просто так ни один мастер не даст меч в руки ребенку. На базе центра ролевых игр «Арда» проходят тренировки по фехтованию и овладению прочим оружием. Техника фехтования заметно отличается от техники владения мечом или тем же самым копьем. Тренировки проходят 2 раза в неделю. Оружие, которым пользуются дети не сталь, большинство мечей сделано из пластика и дерева. За год дети научились основным приемам овладения мечевой техники, освоили азы изготовления этого оружия (как уравновесить, какое дерево более прочное, как обработать пластик и сделать заготовку для меча или лука и т.д.) для этого изучалась специальная литература, т.е. игрок приехавший на игру по русскому народному фольклору с рапирой или шпагой дисквалифицируется, т.к. не соответствует эпохе.

В детских ролевых играх мы четко отслеживали бои, ни один бой не происходил без наличия в нем Мастера, и, конечно риск сводился до минимума, поскольку азарт детей гораздо заразительней, чем игра взрослого. Стоит сразу отметить, что данная игра попадает под категорию сюжетно-ролевая и информационно-имидживая, т.е. основной вид игры – не только отыграть свою роль но уметь воспользоваться информацией, способ ее добычи и передачи. Можно сказать, что девиз игры: «И словом можно убить».

В такой ролевой игре творчество необходимый фактор, если хочешь добиться своей цели и отыграть цель команды в целом. Можно разделить творческий подход на командный и индивидуальный. Поскольку, как я говорила выше, ролевая игра – это не театр, где задан сценарий и отрепетированы все роли, а полигон для творческого мышления и поступков, которые совершают игроки. Здесь, как в шахматах нужно просчитывать свои ходы: что за этим последует, как этого избежать, что нужно сделать чтобы чего-то добиться, без творческого мышления – это невозможно. Такая ролевая игра, где нет творческого подхода к проблеме будет просто красивый спектакль без зрителей.

Ролевая игра несет в себе заряд к побуждению решения проблем. Здесь можно отыграть проблему, которая беспокоит тебя в реальном мире, без последствий для окружающих. Поскольку описать весь ход игры, которая длилась 3 дня невозможно, т.к. участников было около 100 человек, то я акцентировала внимание на тех поступках, которые, как мне кажется, отражают творческий подход.

День первый.

Заезд, расселение детей по городам, общий загруз информации. В первый день Черниговград на общем совете решил поднять экономику города, чтобы больше к этому вопросу не возвращаться, а полностью отдаться игре. В течение дня девочки занимались вышивкой и плетением, мальчики плели лапти, делали деревянную посуду (все это предполагалось продать на ярмарке и получить деньги для дальнейшего развития города). Хочется отметить, что дети сумели украсить посуду без наличия при себе красок, гуаши и кистей, что они сделали: нарвали травы, цветов, набрали глины и перемешав все это получили различные оттенки, которыми украсили свои поделки. На ярмарке их посуда пользовалась особым успехом, ремесленники города получили предложение о сотрудничестве с Киевградом. Можно сказать, что командную цель Черниговцы отыграли в первый же день.

Киевград. У Киевграда главной целью было централизованное государство. В первый же день они попытались установить дружеские отношения с близ лежащими городами, но к сожалению не учли того, что на их пути к достижению цели есть половцы и нечисть, которая в изобилии водится на их местности. За день им удалось только организовать ярмарку.

Половцы. Целью было порабощение Руси. Каким методом можно этого добиться? Только войной. Что и сделали дети игравшие команду половцев, они начали готовиться к походу на Русь. В первый же день, собрав весь костяк воинов половцы напали на Киевград. В принципе дети отыграли командную цель, но им не хватило терпения, поскольку можно было привлечь на свою сторону нечисть. До этого они додумались лишь ко второму дню игры. Решено было совершить повторный набег.

Второй день.

Киевград совершил вылазку в лагерь половцев и узнав их планы собрали совет города во главе с князем. Решено было выставить дружину богатырей на защиту города. Но богатыри решили пойти дальше, поймав Соловья-разбойника они привели его в город, где Волхв устроив обряд подчинил Соловья-разбойника своей власти (во время обряда присутствовали Мастера, обряд понравился – Волхв получил карту подчинения). Когда пришли половцы Киевград просто выставил Соловья-разбойника и тот всех засвистел.

Теперь сделаем анализ этой ситуации. Половцы – прекрасно отыграли роль воинствующего народа, но не просчитали ход с Соловьем-разбойником, поскольку их цели косвенно совпадают. Киевград – классический пример творческого подхода к проблеме осады. У них было несколько вариантов: 1. Сдаться без боя и тихо платить дань; 2. Организовать защиту города (что и было сделано), но исход осады не предсказуем, нет уверенности, что они победят половцев, которые превосходя их численностью да и техникой; 3. Немного творческого подхода и одним выстрелом двух зайцев – и Русь спасли от Соловья-разбойника и половцев победили малой кровью, но для этого нужно было всего лишь подумать и просчитать свои ходы.

Какой урок могли вынести дети из данной ситуации? Благодаря творческому подходу проблема решается малой кровью. Это вполне применительно и в реальной жизни.

Третий день.

Поскольку Киевград очистил дорогу до Чернигова от Соловья-разбойника у них появилась возможность соединить силы для дальнейшей победы над остальными, т.е. нечистью и остатками недобитых половцев, не дать им соединиться и образовать новую силу. Черниговцы на переговорах с половцами предлагают им начать новую жизнь за стенами их города. Благодаря продуманному ходу в первый день игры о стабильности экономики своего города, они в достаточной мере располагают средствами чтобы оборудовать новые мастерские, построить дома и т.д. Половцы, а их осталось не так уж и много (после боя с Киевградом) принимают предложение Черниговцев.