Смекни!
smekni.com

Развитие творческих способностей детей среднего школьного возраста на примере ролевой игры с элементами фольклора (стр. 16 из 18)

Городам удалось создать централизованное государство. Общими силами они выгнали нечисть из их лесов. В конце игры состоялся военный парад и общий праздник.

Ролевая игра учит детей думать перед тем как что-то сделать.

Эта игра помимо заряда энергии, позволила детям глубже познакомится с историей своего народа, почувствовать чем и как жили их далекие предки. Понимание прошлого – это принятие его, а как лучше принять – нужно прожить этим, поучаствовать в этом, пропитаться этим миром, тогда и простое расшитое полотенце и криво сплетенные лапти будут для ребенка дороже золота.

В заключении хочу добавить, что дети, которые посещают центр ролевых игр сейчас сами выбирают эпохи и темы по которым хотели бы сыграть. Чаще всего это века становления Руси, как Централизованного государства, т.е. игра уже обретает конкретный исторический окрас. А для такой игры нужна сильная информационная база. Таким образом я смею делать вывод, что ролевая игра является толчком для более глубоко изучения истории и культуры своего народа.

Я отслеживаю детей, которые ходят в центр ролевых игр. С удовольствием отмечаю для себя, что дети посещающие классы коррекции в этом году были переведены в обычные классы, в беседе с психологом, который наблюдал этих детей я узнала, что дети стали более рассудительные, исчезла агрессивность в поведении, многие стали увлекаться литературой и историей. Учитель по музыке отметила, что проходя тему русские народные песни в их исполнении появилась душа: «Глазки заблестели!» - выразилась она. Учителя теоретического курса отобрали 5 человек для участия в научно-практической конференции по теме «Русь неизвестная», которая проводила их школа, 2-е из них получили дипломы I степени.

Детское творчество неисчерпаемо и мы только должны дать толчок, чтобы их интерес не иссяк.

2.4 ВТОРИЧНАЯ ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ

Соответственно из цели нашего исследования мы исходили из того, что изучение развития творческих способностей должно проводится в русле сопоставления «Что было и к чему пришли».

После года подготовки и работы по развитию творческих способностей детей, после их участия в ролевой игре мы провели контрольное тестирование по тому же тесту, что и в первый раз, только с другими аналогами. Результат тестирования приведен в таблице:

Высокий уровень развития 13 баллов и более 30
Умеренно высокий уровень развития 11-12 балов 45
Средний уровень развития 10 баллов 20
Умеренно низкий уровень развития 8-9 баллов 5
Низкий уровень развития 7 баллов и менее -

Из таблицы видно, что после занятий с детьми их уровень значительно повысился. Дети стали спокойнее, уравновешенней. Большим результатом я считаю, что при возникновении каких-либо вопросов они не ищут доказательств у взрослых, а пытаются сами найти эти доказательства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ролевые игры можно рассматривать как доведенную до некой завершенности концепцию игры как сознательного средства создания второй субъективной реальности, превосходящую по возможностям данную нам реальность. Они в полной мере проявляют силу идеи об онтологичности человеческого сознания "что мыслимо - то существует". Ролевые игры являются, возможно, предельно прямолинейным принятием идеи "действительность будет такой, какой ее определит сам человек", и человек будет таким, каким он захочет быть.

В ролевых играх наиболее развиты организационно-деловые отношения, которые возникают в любой совместной деятельности.

Большую роль играет также и межличностное общение. Свобода, доброжелательность, сотворчество обусловливают и взаимоотношения в игре педагога и ребенка. В игровой среде ребенок не может быть объектом прямого воздействия педагогов, как в учебном процессе, когда их отношения строго регламентированы.

В качестве возможной интерпретации можно предложить следующее рассуждение: расширение сферы знаний ребенка, развитие мышления, вхождение в более независимые социальные группы приводит к развитию новых, ранее не имевших значения, интересов, что в свою очередь приводит к переходу к новым сюжетам игр, более широко и глубоко представляющем действительность.

Но силы и возможности ребенка при моделировании интересующей его действительности ограничены, необходимая ему модель выходит за пределы его возможностей, что приводит к разрыву между его интересами и возможностями.

Но ребенок – гибкое существо. Он оставляет попытки организации ролевой игры (она сводится к играм с правилами и спортивным играм), свое же экспериментирование с моделями действительности он переносит в "комнатные" масштабы. Создаются армии, города, моделируются социальные отношения, целые игровые миры. Да, такое решение исключает возможность социальных взаимодействий со сверстниками и, с одной стороны, делая ребенка полноправным правителем в его мире, с другой - снимает ограничения, накладываемые критичностью товарищей по игре. Можно приписать этому явлению положительное значение, говоря, что это способствует развитию фантазии, воображения. Но при этом не учитывается тот факт, что столкновение с критической оценкой отнюдь не вызывает отказ ребенка от заинтересовавшей его идеи, а приводит к попыткам найти наиболее адекватный способ ее осуществления. Именно этот поиск и стимулирует развитие фантазии, как творческого процесса (вопреки уходу в мир беспочвенных грез). Фантазия же, не встречающая никаких препятствий, едва ли может привести к творчеству в полном смысле этого слова.

В результате мы действительно приходим к выводу о сворачивании сюжетно-ролевой игры, но это происходит отнюдь не в связи с отказом ребенка от нее, а из-за отсутствия объективной возможности ее осуществления на новом уровне имеющимися у ребенка средствами, т. е. Это вынужденный отказ, компромисс. При этом оставшийся в распоряжении ребенка путь вовсе не является наиболее эффективным для его дальнейшего развития. Почему же, в таком случае, не помочь ребенку организовать модель, соответствующую его новым интересам, сняв с него организационную сторону и оставив возможность свободного действия в роли? Можно предвидеть возражения по поводу отнесения такой игры к играм в принятом нами значении, как самодеятельной, возникающей по инициативе ребенка деятельности. Мы можем ответить, что инициатива ребенка есть, и это подтверждается той готовностью, с которой ребенок принимает на себя роль, но она не может быть осуществлена им самостоятельно. Он нуждается в игровой среде, которую мы и создаем. И если мы действительно сможем организовать среду, отвечающую новым интересам ребенка, он включится в нее и проявление им игровой инициативы, действий по осуществлению по осуществлению и развитию своего представления о сюжете, будет наилучшим подтверждением предположения о необоснованности вывода о неизбежности ухода со сцены психического развития ребенка ролевой игры.

Принимая существующее социальное положение игры как данность, не предполагающую иных интерпретаций, Эльконин пишет: "На основе этнографических данных мы приходим к выводу, что в современном обществе взрослых развернутых форм игры нет, ее вытеснили и заместили, с одной стороны, различные виды искусства, а с другой --- спорт.

Игра в развернутой ролевой форме продолжает жить в детстве, представляя собой одну из основных сторон жизни современного ребенка. "И снова сложно не согласиться с конечным выводом. Но действительно ли игра была вытеснена спортом и искусством? А может, наоборот, с их помощью она смогла закрепиться в современных социальных условиях? Утилитарные отношения, уже с малых лет навязываемые ребенку, отучающие его от свободного, спонтанного творчества, проявляемого в игре, признают лишь деятельность, направленную на результат, успешность. Но ведь главная особенность игры и творчества заключается в том, что будучи направленными на сам процесс, принося непосредственное удовольствие, они приносят и необычайно высокие

результаты, порой недостижимые даже кропотливым, сосредоточенным трудом.

Можно ли научить ребенка жить в обществе, исключив из его жизни игру? Что осталось бы от культуры во всем ее объеме, если бы из истории исключить все результаты, принесенные путем творчества, направленного на процесс, а не результат? Не столько количественный урон понесла бы тогда культура, сколько качественный, лишившись своеобразия, став дешевым приложением к "серьезной" жизни. И лишь интуитивно чувствуя необходимость сохранения свободного творчества, общество мирится с искусством и спортом, позволяющих сохранить в обществе возможность продуктивности вопреки репродуктивности, возможность проявления творческих индивидуальностей. Но и эти феномены регулярно подвергаются нападкам со стороны социума, пытающегося то рационально объяснить их полезность, то борющегося с их иррациональными проявлениями. Таким образом, мы видим, что человек, лишенный возможности играть, ищет лазейки в искусстве и спорте, но далеко не каждый может воспользоваться ими, т. к. и эти области все больше становятся доступными лишь профессионалам, попытки же других реализовать себя воспринимаются социумом, в лучшем случае, как чудачества.

Таким образом, мы приходим к выводу, что ролевая игра не только возможна в старшем возрасте, но ее использование открывает новые возможности развития как для ребенка, так и для взрослого. Но чтобы сделать реальностью ее широкое использование, необходимо преодолеть предубеждения в отношении ролевых игр, дать людям возможность играть, снять социальный запрет на игру, попытка чего и была предпринята в данной работе.