Смекни!
smekni.com

Развитие творческих способностей детей среднего школьного возраста на примере ролевой игры с элементами фольклора (стр. 18 из 18)

Известный американский психолог Д. Морисс писал: «Творчество есть не более как проекция детских качеств на жизнь взрослых… если бы процессы, с которыми они связаны, - удивление и любопытство, тяга к пробам, поискам и находкам – можно было предохранить от возрастного увядания, если бы можно было добиваться того, чтобы они преобладали в поведении взрослого, тогда мы бы победили в важной битве – битве за творчество".

В системе дополнительного образования очень важны игровые методы в воспитании детей и мы рассматриваем использование фольклора через игровые действия в целях развития творчества подростков.

Ролевой игрой можно назвать любую игру, в которой игрок воображает себя кем-то иным. Такой вид игр имеет в основе идею, выраженную Л. Кэрроллом - "давай играть, как будто мы...". Развитие творческого воображения, творческого мышления осуществляется подростком в ролевой игре через принятие роли «другого», творческое проигрывание принятой роли.

В центре ролевых игр «Арда» мы провели игру «Мир фольклора».

Игра проходила под Новосибирском о.п. «Льниха» в июле 2003 года. Подготовка к игре велась в течение года. Как можно заметить, для того, чтобы отыграть роль нужно обладать качественными знаниями по истории своего народа, мало знать только народности, необходимо уметь делать вещи, которые умели делать наши предки. Например, если игрок хочет провести обряд, то он должен непременно знать, как это делалось на Руси. К тому же обряд обряду рознь. Свадебный обряд отличается от магического обряда и т.д. В игре присутствуют общие роли, такие как крестьяне (крестьянский быт), как же отыграть этот быт. Дети, готовясь к игре заранее разбились на лагеря, т.е. города, каждый житель данного города осваивал свою профессию. Т.е. если Черниговград живет торговлей, следовательно там есть ярмарки на которых можно продать плоды своего труда, что же продавали? Крестьяне лапти, полотенца, домашнюю утварь и прочее, купцы одежду. Киевград – город скотоводов и ремесленников, основная торговля – это лошади и плоды рукотворные.

Мальчики в течение года подготовки осваивали технику плетения лаптей, выстругивали деревянную посуду, учились резьбе по дереву и т.д., девочки вышивку, бисероплетение, плетение поясов и подвязок и т.п.

Что касается отыгрывание нечисти, то достаточно почитать русские народные сказки и их линия поведения становится достаточна понятна и проста.

Перед подготовкой данной игры мы – психологи центра и Мастера провели краткую диагностику будущих участников на креативность, способность быстрого включения в ситуацию и внимание. Результаты тестов показали, что креативный уровень детей весьма низок, внимание рассеяно, дети долго включаются в процесс тестирования. После подготовки игры, которая велась в течение года, ее проведения мы провели повторный тест, который показал, что творческий уровень детей значительно повысился. Дети стали более самостоятельнее, любознательнее, появился огонек, на тестовые вопросы отвечали легко и непринужденно. Большим результатом я считаю, что при возникновении каких-либо вопросов они не ищут доказательств у взрослых, а пытаются сами найти эти доказательства. Некоторые дети, по итогам прошедшей игры написали песни и стихи.

Таким образом, мы приходим к выводу, что ролевая игра не только возможна в старшем возрасте, но ее использование открывает новые возможности развития как для ребенка, так и для взрослого. Но чтобы сделать реальностью ее широкое использование, необходимо преодолеть предубеждения в отношении ролевых игр, дать людям возможность играть, снять социальный запрет на игру, попытка чего и была предпринята в данной работе.


ОТВЕТЫ:

1. СФОРМУЛИРУЙТЕ КРАТКО, КАКИЕ УСЛОВИЯ ПОЗВОЛЯЮТ ФОРМИРОВАТЬ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ У РЕБЕНКА?

· Знание с детства своих задатков;

· Свободная атмосфера в школе и классе;

· Доверие и уважение к ученикам;

· Предоставление самостоятельности в познавательной деятельности;

· Внимание к интересам каждого;

· Атмосфера общей культуры, высокая нравственность учащихся.

2. ИСПОЛЬЗОВАЛ ЛИ АВТОР ДРУГИЕ МЕТОДЫ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ УРОВНЯ ТВОРЧЕСКИХ УМЕНИЙ ПОДРОСТКОВ?

· Методика «Узелок на память» - предложена Л.С. Выготским и А. Р. Лурия, разработана А.Н. Леонтьевым, цель теста: «исследование уровня опосредованного мышления»;

· Методика изучения уровня внимания школьников – предложена П.Я. Гальпериным и С.Л. Кабылицкой. Цель – изучение уровня внимания и самоконтроля школьников.

· Метод наблюдения.

3. КАКОВ МЕХАНИЗМ ВЛИЯНИЯ РОЛЕВОЙ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ?

Механизм влияния на наш взгляд кроется уже в самом названии игры сюжетно-ролевая. Выбор сюжета – это всегда творчество: его нужно придумать, разыграть. И проигрывание ролей – это тоже творчество. Подростки больше тяготеют к содержательным играм, требующим инициативы, активности мысли. Психологи отмечают, что подростка захватывает сам процесс включения в творческое создание роли. Игра дает простор для творческого выбора поведения.

И сама по себе игра – деятельность, посредством которой человек преобразует действительность, изменяет мир. Игра – уже само по себе творчество.