Смекни!
smekni.com

Развитие творческих способностей детей среднего школьного возраста на примере ролевой игры с элементами фольклора (стр. 2 из 18)

Подлинное творчество – это продолжение многовекового развития человечества, его духовного богатства, его нравственности.

Оно невозможно без длительного, упорного, нелегкого труда, без глубоких познаний того, что создано мыслителями, учеными, изобретателями, строителями, воспитателями, художниками, музыкантами, писателями прошедших веков и тысячелетий.

Музыкант годами отрабатывает навык владения инструментом, архитектор изучает зодчество разных народов и эпох, учится овладевать пространством. Исследователь должен развить в себе умение видеть то, чего не видят другие, уметь в частном прозревать закономерность. И даже обычный костюм может быть скроен и сшит на уровне искусства, если он сделан подлинным мастером своего дела.

Иногда говорят о творческих профессиях: действительно, работа исследователя, артиста, педагога, поэта, скульптора требуют огромного творческого вклада. Но список профессий должен быть расширен, так как в любой профессии возможна шкала творчества: столяр, агроном, учитель, художник, кузнец, садовник могут пользоваться веками выработанными стандартами – с минимальным творческим вкладом, но могут работать на уровне искусства, и тогда из их рук выйдут подлинные произведения творчества, а не рядовые изделия; так родились художественные изделия Гжели, Дымкова, Федоскина, деревянное зодчество Русского Севера, чеканка Северного Кавказа, Златоустовская сталь, донские породы лошадей, этнопедагогика, частушки и многое другое, чем может гордиться народ.

Способности – индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. (4, с. 1139).

Способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам; обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности. Высокий уровень развития способностей выражается и понятиями таланта гениальности. (4, с.1139).

Способности ребенка формируются посредством овладения тем содержанием материальной и духовной культуры, техники, науки, искусства, которое осваивает подрастающий человек в процессе обучения.

Уровень развития способностей зависит:

1. от качества наличных знаний и умений (верные или неверные, твердые или нетвердые и т.д.), от степени их объединения в единое целое;

2. от природных задатков человека, качества врожденных нервных механизмов элементарной психической деятельности;

3. от большей или меньшей «тренированности» самих мозговых структур, участвующих в осуществлении познавательных и психомоторных процессов. (45, с. 140-141).

Передаются ли творческие способности по наследству? Долгие столетия многие ученые и простые обыватели считали, что творческие способности – это исключительно дар Божий, который передается по наследству. Поэтому, если ребенок родился в обычной, ничем не примечательной семье, то ждать от него выдающихся успехов в какой – либо деятельности вряд ли следует. Всем известны семейные династии выдающихся композиторов (семья Бахов), художников (семья Рерихов), писателей (семья Дюма), ученых (семья Кюри). Однако истории известны и выдающиеся творцы, которые вышли из малообразованных или необразованных семей: М. В. Ломоносов, М. Шагал, К. Э. Циолковский, М. Горький, Т. Г. Шевченко и другие. В связи с этим у ряда ученых возникло мнение, что творческие способности никакого отношения к наследственности не имеют и формируются в течение жизни человека путем саморазвития. Так где же истина? Как обычно посередине. Несомненно, что по наследству передаются некоторые задатки к творческой деятельности и семейные династии наглядный тому пример. Вместе с тем, саморазвитие личности в течение всей жизни является главным условием достижения выдающихся результатов в творческой деятельности.

Возникает самый сложный вопрос – как определить к какой деятельности у каждого из нас имеются наследственные задатки? В рассказе М. Твена «Приключения капитана Соммерфилда на небесах» повествуется о том, как капитан Соммерфилд попав в рай приходит в комнату, где проводится совещание всех известных человечеству военных. Он смотрит на лица присутствующих и многих из них узнает, но кто сидит во главе стола и руководит совещанием, сколько бы ни напрягал память Соммерфилд узнать не может. Тогда он спрашивает об этом своего соседа и получает ответ, что человек, который руководит совещанием при жизни был сапожником, но если бы он стал военным, то был бы гением военного искусства.

Знание уже с детства своих задатков, позволило бы развивать их целенаправленно и не терять годы и даже десятилетия на поиск своей профессии и сферы деятельности. Ведь часто еще бывает так, что после окончания университета и нескольких лет работы по профессии человек осознает, что это не его дело. Наша жизнь коротка и потеря даже нескольких лет на мало результативную, не приносящую человеку радости деятельность очень обидно. К настоящему времени разработано много разнообразных психологических тестов для определения способностей детей и взрослых, но до окончательного решения проблемы еще далеко.

Еще один весьма важный вопрос – есть ли предел развития творческих способностей? Репродуктивные способности как известно развиваются до определенного предела. Как бы мы не тренировались завязывать шнурки, намазывать масло на хлеб, рано или поздно мы достигнем предельной скорости, превзойти которую уже не сможем. Творческие способности, как доказали ученые, предела не имеют, они развиваются до тех пор, пока у человека есть желание их развивать. Вывод простой – в творческой деятельности все зависит от нас, точнее от наших наследственных задатков и работоспособности. Именно работоспособность и определяет достигнутые в течение жизни человека результаты деятельности. По-видимому нет целей, которые человек не может достичь при условии, что у него имеются необходимые генетические задатки и высокая работоспособность.

В деле воспитания и образования понятие «творчества» обычно связывается с понятиями «способности», «развитие», «личность», «одаренность». К творчеству наиболее подготовлены те дети, которые отвечают критериям одаренности, а именно:

· ускоренное умственное развитие: познавательные интересы, наблюдательность, речь, сообразительность, оригинальные (нестандартные) решения задач и прочее;

· у многих детей – ранняя специализация интересов, интеллекта, эмоций: увлечение математикой, музыкой, изобразительной деятельностью, конструированием, неродными языками и прочее;

· активность, инициативность, стремление к лидерству, настойчивость и умение достигать поставленной цели;

· хорошая память, развитые познавательные умения;

· готовность и способность к исполнительским видам деятельности.

Обратим внимание на последний критерий: оказывается, условием творчества служит нетворческая деятельность! Но это вполне закономерно и весьма важно, ибо подлинный творец – это труженик, он не пренебрегает кропотливым трудом и глубокими знаниями.

Можно встретить утверждение, будто настоящий талант, гений, пренебрегает логикой, пропускает «шаги» логического рассуждения, сразу делает правильный вывод, который обычными людьми воспринимается как чудо. Но если это так, то возможность и право принимать моментальные решения заслужено огромным трудом, долгими поисками, большими знаниями, четкими интеллектуальными умениями и, конечно же, тщательными проверками, исправлением своих и чужих ошибок.

Таковы некоторые штрихи креативности личности.

К сожалению, по мнению специалистов, под влиянием общего стремления к стандартам в различных областях деятельности людей, жестких технологий в производстве и даже в педагогике, наблюдается увеличение сферы не – творческого мышления.

ПРИЕМЫ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ

Творчество проявляется и в быту – в играх детей, в оборудовании интерьера квартиры, в выращивании цветов, в хобби – коллекционировании, туризме, вязании, вышивке, в составлении букетов. Увлечения всегда имеют шкалу творчества: его может быть совсем немного, но творческий элемент хобби может возвысить его до подлинного созидания, до искусства.

В творчестве осуществляется самовыражение, самораскрытие личности ребенка, взрослого человека, акт не всегда вполне осознаваемый, но всегда характеризующийся высоким накалом положительных эмоций, подъемом всех нравственных и физических сил, мобилизацией всех необходимых знаний, усвоенных ранее, стремлением отдать любимому делу самое ценное, на что он способен, - даже тогда, когда самому автору мнится, будто он действует только для себя. Не это ли состояние называется вдохновением?

Самораскрытие личности – это акт, всегда покрытый дымкой тайны. Возможно, потому, что в нем определенную роль играют факторы, плохо поддающиеся контролю сознания: эмоции, настроения, интуиция.

Но приведенные примеры эпизодичны; для формирования личностных качеств школьника – креативности, готовности к нестандартным решениям, к созиданию в разных сферах, - необходима система.