В данном случае мы видим, что проявлены элементы творческого мышления. На вопрос: «У кого может быть холодная кровь?» – дети отвечали: - «У Снежной королевы. Потому что она холодная и злая». Или «У Деда Мороза и Снегурочки. Потому что они сделаны из снега и льда».
Также был апробирован вид работы над стихами.
Детям нравится такой вид деятельности. Он принес им радость и в игровой форме многому научил. Например, игра «Допиши две строчки», смысл которой в том, что нужно подобрать к стихотворному началу окончание так, чтобы получилось смешное четверостишье. Например:
«В зоопарке бегемот,
Проглотил ежа,
И вот…»
Были попытки подобрать ритмически верные фразы при этом не отходя от смыслового содержания:
«… И вот он врача к себе зовет».
«… И вот плачет бедный бегемот».
Здесь учитель:
· Задает замысел, поставив задачу: «Допиши две строчки, чтобы было смешно».
· Подсказывает путь к решению, ограничив зону поиска средств: задает ритм, количество строк, юмористический характер концовки, даже отчасти лексику.
· Играет роль критика, но в скрытом виде!
· Оценочное действие самих детей. С критериями оценок дети знакомы с игр – сравнений «Что на что похоже?» и «Открытия». Это неожиданность и точность, новизна, совершенство выражения и т. д.
В данном виде творческой работы учителю важно задать такую атмосферу, чтобы ребята ожидали, хотели услышать удачные варианты, радовались им и успехам участников игры, а не получали удовольствие от возможности сделать критическое замечание товарищу. Стремление учителя было формировать чувство ритма внутри фразы.
Интересной находкой в нашей работе было ведение тетрадей – копилок. Такая работа воспитывает у детей внимание к художественному слову, прививает вкус к прекрасному.
В тетрадь – копилку или в словесную «шкатулку» ребята вписывают слова или предложения, поразившие их точностью, яркостью. Например:
«Ночь подкралась серой волчицей».(М. Шолохов).
«Поймал репейник у дороги
Теленка рыжего за хвост». (М. Тимонин).
Дети с удовольствием несут свои находки в класс. «Открытия детей» используются в дальнейшем на уроках русского языка (например, для подготовки к сочинениям) и чтения.
Девиз этой работы: «Открой в себе волшебника! Поделись радостью открытий!»
Таким образом, казалось бы обычная работа со словом, может способствовать развитию у детей творческого мышления. Важно только так организовать эту работу, чтобы дать возможность детям самим придумывать, дополнять, опровергать, делать открытия в огромном мире русского языка.
Поскольку сочинения для детей имеют определенный жизненный смысл, то и писать их нужно тех жанров, которые им близки, интересны, а также, которые помогут приобрести детям новый для них речевой опыт. Мы решили сочинять загадки.
Конечно, уроку проведения сочинения предшествовала долгая подготовительная работа. Мы играли в сравнения («на что похоже?»), учились подбирать точные слова для словесного рисунка, играли в рифмы, отгадывали загадки, наблюдали за тем, как они «устроены». Этой подготовкой была обеспечена база для проведения коллективной творческой работы.
Как же происходил урок?
На мой вопрос – «Кто любит отгадывать загадки?» – все дети подняли руки.
-А хотите, спросила я, - попробовать их сочинять?
Зазвучали восторги детей. Некоторые боязливо спросили: «Это наверняка трудно?» Я сказала, что помогу им, и предложила обратиться к готовой загадке, чтобы уточнить, как она «устроена».
- Так кто же это? (Улитка).
- В загадке названо слово «улитка»? (Нет)
- Каким же образом вы догадались, что это улитка? Назовите те слова, или слово (носит дом за спиной).
- А почему такое сравнение? (Улитка живет в своем домике, прячется в него).
- Какие важные признаки этого дома указаны? (Дом витой, улита носит дом за спиной).
- Есть ли рифма? (Деле-еле, витой-спиной).
Учитель на доске во время разбора делает следующие записи (перечень основных признаков):
· Предмет не назван;
· Назван другой, похожий на него;
· Показаны важные признаки;
· Рифма.
Ребята прочитывают запись, чтобы проверить все ли правильно сказано о загадке. Конечно загадки бывают разных типов, мы для работы выбрали те, которые отвечают выделенным признакам.
На доске появляется рисунок бочки.
- Про что будем сочинять загадку? (про бочку)
- Можно использовать слово бочка? (нет)
- На что, на кого похожа бочка? (На дом, на тыкву, на самовар, на толстую женщину в широком платье).
Из нескольких сравнений мы выбираем «Похожа на толстую женщину в широком платье».
- Какое же слово нам подойдет, чтобы заменить предмет? (Выбор делается из слов представленных на доске: бочка, кадка, малышка, толстуха, толстушка).
Остановимся на слове толстушка, объясняя, почему другие не подходят или хуже.
Так записывается первая строчка:
Стоит толстушка
- Из чего сделана бочка? (Из дерева).
- Какой же она формы? Какой у нее живот?
- Деревянный живот. (записывается вторая строка загадки).
- Для чего нужна бочка? (В бочке засаливают огурцы, помидоры, хранят воду). (В себя воду не берет).
Выбрали: Воду хранит. Читаем получившиеся строки:
Стоит толстушка,
Деревянный живот.
Воду хранит.
Обсуждаем, все ли удачно. Ребята говорят: все правильно, не складно, нет рифмы. Тогда ребята по просьбе учителя подобрали слова, рифмующиеся со словом живот.
Стоит толстушка,
Деревянный живот.
Воду не пьет,
А в себе бережет.
Дети хором прочитывают загадку, еще раз проверяют, получилась ли она, и списывают ее к себе в тетрадь, чтобы загадать ее дома, друзьям. Подобного рода занятия можно проводить коллективно (как в данном случае), по группам и индивидуально, включая элемент соревнования.
Проведенная работа подтолкнула детей к творческому мышлению. Дети сами стали сочинять загадки, а это самое главное. Ведь при этом у них и речь развивается, и больше обращают внимание на художественную литературу.
Каждый из нас, учась в школе, написал много различных сочинений. Можем ли мы, оглядываясь назад, сказать, что эти сочинения сыграли важную роль в нашем речевом развитии, что они помогли накопить опыт в создании тех типов высказываний, которыми мы потом пользовались в реальной речевой практике. Можно ли утверждать, что после каждого сочинения становились более грамотно оформленными, «живыми» наши мысли?
Ведь именно сочинения дают возможность самостоятельно и непринужденно выплескивать на бумагу свои наблюдения, свое понимание окружающей жизни, творить прекрасные образы будущего, мечтать, фантазировать, одним словом, развивать свое творческое мышление.
Границы творчества трудно уловимы, ибо оно может проявиться и в малом: в особом, насыщенном чувством звучании голоса; в уместной шутке, создании юмористической ситуации; в сопереживании литературному герою, в перевоплощении в него; в быстроте соображения при решении задачи; в наблюдательности – способности заметить то, чего не замечают другие, сделать неожиданный вывод, обобщение…
На грани творчества находится и такое чтение, когда юный читатель как бы живет в мире книги, он верит всему, что происходит в книге: это – наивно-реалистическое восприятие читаемого.
Но возможен и прямо противоположный подход: юный читатель оказывается как бы рядом с писателем, изменяет сюжет рассказа, иногда вводит новые эпизоды; наивно-реалистического подхода уже нет, наоборот, читатель сам распоряжается судьбами героев… Первый случай может быть расценен как эмоционально-творческий, второй – как логический. Из первого вытекает выразительное чтение, драматизация, музыкальная композиция, иллюстрирование, свободный пересказ; второй вариант предполагает составление плана, расстановку и характеристику персонажей, моделирование сюжета, его изменение, введение новых героев, но не исключает и первого набора приемов.
Итак, первый компонент системы – это предпосылки и зародыши творчества, которыми насыщается учебно-познавательный процесс. Малозаметные, трудноуловимые моменты творчества как раз и составляют основу креативности личности; творчество не всегда публично. Человек нуждается в минутах и часах одиночества, ему нужно побыть наедине с самим собой, помечтать, пофантазировать, проникнуться чувством единства с природой, послушать разговоры птиц, цветов и шепот звезд. В системе творческого развития должны быть созданы условия для таких минут и часов.
Школьник не должен чувствовать себя постоянно исполнителем чужой воли, это подавляет творчество. Ученик не должен чувствовать себя «ведомым» в процессе познания. Педагогика творчества рекомендует учителю незаметно создавать такие ситуации, где ученик чувствовал бы себя ведущим в познавательном процессе, - хотя бы в малом.
В учителе, во взрослом, с которым ребенок общается, он видит старшего, опытного, остроумного, образованного, доброго друга, с которым интересно и тепло.
Важно, чтобы сам себя он, школьник, осознавал как субъекта познавательной (и иной) деятельности, а не как «ответчика», озабоченного тем, как правильно угадать, чего ждет от него учитель. Даже если его самостоятельность – иллюзия, и он позже поймет это.
Второй компонент системы предполагает интеллектуальное, научное творчество детей, творческого вклада. При этом путь познания является творческим лишь для ученика – субъекта познавательного процесса, но элемент творчества постепенно возрастает.
Обычные каналы усвоения знаний из рассказа учителя, чтения страницы учебника, усвоения готового определения или правила, модели или таблицы бывают полезны, а иногда – необходимы, но они лишь косвенно подготавливают ученика к творчеству. Выведение тех же знаний из самостоятельного наблюдения, их эксперимента, сравнения явлений, выполнения практических работ содержит несомненный творческий элемент.
Самовыражению личности школьника служат самые разнообразные виды сочинения: из личных жизненных наблюдений, по картинам, отзывы о книгах или фильмах, дневники наблюдений и особенно личные дневники, сказки, фантастика, пьесы и сценарии… В них выражается личность автора, хочет он того или нет. Это может быть тонкое эстетическое восприятие прекрасного вокруг нас, это может быть любовь к человеку или четвероногому другу, восхищение добрым поступком, неприятие зла и неправды, а иногда - равнодушие. Бывает, ребенок раскроется в одном слове (Моя собака – Лохматик, Черноносик, Медвежья Лапа), в необычном образе («Дождь – барабанщик» - дети в палатке под дождем; «Мороз – художник, он приехал не с севера, а с юга, потому что рисует пальмы»). Детское творчество неисчерпаемо.