Ученые отмечают, что развить сразу весь комплекс свойств, входящих в понятие «творческие способности», невозможно. Это длительная, целенаправленная работа, поэтому эпизодическое использование творческих задач не принесет желаемого результата. Познавательные задания должны составлять систему, позволяющую формировать и развивать все многообразие интеллектуальной и творческой деятельности учащихся и обеспечивать переход от репродуктивных, формально-логических, действий к творческим. Необходимо также помнить, что творческие способности рассматриваются как то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет их быстрое приобретение, закрепление и быстрое использование на практике. Поэтому нельзя не отметить огромное значение для развития творческих способностей уровня развития психических механизмов - памяти, внимания, воображения и других. Именно эти качества являются основой развития продуктивного мышления и творческих способностей учащихся.
На занятиях по развитию творческих способностей репродуктивные задания используются большей частью с целью быстрого включения учащихся в работу (разминка) и развития психических механизмов, которые лежат в основе их творческих способностей. Несмотря на имеющиеся негативные стороны репродуктивных заданий можно тем не менее различными способами увеличить КПД репродукции. В одних случаях – ограничивая время на выполнение задания с целью развития быстроты реакции и мышления; В других – интегрируя в одном вопросе различные уровни знаний.
Примеры таких заданий:
1.Задания с ограниченным временем на выполнение (разминка). Проходят в достаточно высоком темпе, на ответ 2-3 секунды. Чередуются вопросы из разных областей знаний. Такая работа придает дух соревновательности, концентрирует внимание, развивает умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Все эти навыки в совокупности войдут в структуру творческого характера, которые могут быть как на уроках, так и на факультативах по разным предметам.
2.Репродуктивные задания, ориентированные на развитие психических механизмов. Как показал опыт, такие задания дают возможность не только быстро и качественно проверить уровень знаний учащихся, но и стимулирует их познавательную активность.
3.Задания с отсроченным вопросом. Сущность их в том, что условие задания как бы ориентирует ученика на уже привычный для него ход решения, который в итоге оказывается ошибочным. На первых уроках многие учащиеся испытывают психологический дискомфорт и просят повторить задание еще раз. Только позже, потренировавшись, привыкают к заданиям такого типа, приучаются быть всегда начеку, концентрируя внимание и память в нужном направлении. При этом заметно повышается их устойчивость к разного рода помехам, затрудняющим выполнение заданий.
4.Интерактивные задания. Позволяют в короткий срок выявить интересы учащихся и наметить пути их развития. Решая творческие, нестандартные задачи, дети испытывают радость приобщения к творческому мышлению, интуитивно ощущают красоту и величие науки.
В соответствии с особенностями и целями применения разного рода задач можно использовать базовую модель урока, направленного на развитие творческих способностей в системе занятий по различным предметам. Его структура включает в себя четыре этапа.
Преобладают репродуктивные задачи.
(памяти, внимания, воображения, наблюдательности).
На этом этапе следует заниматься работой по формированию и усовершенствованию способов запоминания и припоминания на основе специально разработанных репродуктивных и логически-поисковых задач, ввода рациональных приемов ( в том числе и алгоритмов), ориентированных на организацию управляемой ( а не путем проб и ошибок) деятельности учащихся.
Свернутый алгоритм и интеллектуальное творчество проявляется в умении человека в нужный момент «достать» из своей памяти тот или иной алгоритм рассуждения. Задачи данного этапа и выражают именно такой подход к проблеме развития творческих способностей.
Можно разделить задачи на два типа:
1. творческие задания, связанные с той или иной учебной деятельностью, требующие большей или полной самостоятельности и рассчитанные на поисковую деятельность, неординарный, нетрадиционный подход и творческое применение знаний;
2. задачи повышенной трудности интегративного характера, отличающиеся тем, что одно и то же задание ориентировано на применение знаний из различных школьных дисциплин одновременно, то есть на интеграцию знаний и способов деятельности в целом.
Если говорить о формировании детского литературного творчества, здесь уже, пожалуй, не все очевидно. Нужно ли, например, каждого ребенка учить писать стихи? Зачем? Чтобы все выросли поэтами? Разве в этом есть необходимость?
Когда в среднем школьном возрасте дети перестают читать стихи, тяга к сочинительской деятельности, в частности к стихотворству, у них нередко сохраняется.
Выдвинута гипотеза: тяга к литературному творчеству, которая является не врожденным качеством, не природным даром, а результатом воспитания, - эта тяга к творчеству может быть сама обращена в средство педагогического воздействия, в частности в средство эстетического воспитания, в средство формирования потребности читать и способности глубоко и эмоционально воспринимать художественные произведения. Если говорить о поэзии, то из этой гипотезы следует: чтобы научить полноценно воспринимать поэзию, его нужно учить писать стихи.
В попытках создавать художественные произведения ребенок на практике овладевает выразительными средствами искусства, приобретает индивидуальный опыт творческой деятельности. И самое главное: в творческом опыте школьника формируются эстетически ценностные ориентации и особая потребность в общении средствами искусства, необходимая для развитого художественного восприятия.
Специфический мотив художественной деятельности – мотив общения искусством. Стихийно этот мотив не формируется. Для его появления нужен некоторый уровень развития межличностного общения у детей. Отсюда первая стратегическая задача руководства детским творчеством: развивать общение детей друг с другом, их взаимный интерес, взаимное внимание.
Но просто развития общения мало. Чтобы эта возможность реализовалась, должны каким-то образом слиться воедино два потока:
1. Способность ребенка пользоваться художественной техникой и непосредственно воспринимать произведения искусства;
2. Его потребность в общении.
Отсюда следует стратегическая задача: сформировать отношение к продуктам художественной деятельности как к средству общения.
Новое отношение, новый мотив, любое новое свойство психики возникает только в деятельности. Наша задача в том, чтобы, формулируя любые ценные для творчества качества, не погубить прошлые приобретения: творческую активность, не шаблонность восприятия, ассоциативность мышления, искренность, эмоциональность и радость, добровольность занятий искусством. А союзник в этом – игра.
Творчество по заданию – игра, учебное занятие, упражнение. Так и следует к нему относиться. Если же в результате иногда вдруг сложатся хорошие стихи или сказки, пусть это будет приятным сюрпризом и для ученика, и для учителя.
Но, ни в коем случае нельзя сравнивать и противопоставлять по качеству, «талантливости работы». Соперничество, конкуренция внутри детского творческого коллектива губительны. Они сразу же смещают мотив и тем самым видоизменяют деятельность: вместо творчества для общения, для выражения чувств, отношений, позиций начинается сочинительство ради первенства, успеха.
Литературное творчество это не только возместимость самовыражения, самоутверждения. Это еще и необходимое условие понимания других.
Не бывает детей бездарных и глупых. Все дети талантливы и способны от природы. Они по натуре своей любознательны и полны желания учиться. Нужно только умное руководство со стороны взрослых, чтобы помочь раскрыться и развиться этим способностям и талантам.
В связи с темой исследования мы вводим в содержание дипломной работы такие понятия как, деятельность, творческая деятельность:
Деятельность –активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности (28; с.91).
Деятельность – это единица жизни субъекта обусловленная психическим отражением, реальная функция которого состоит в том, что оно ориентирует субъекта в предметном мире (16; с.35).
То есть деятельность – это не реакция и не совокупность реакций, а система имеющая строение, свои внутренние переходы и превращения, свое развитие.
Основными характеристиками деятельности является предметность и субъектность. Субъектность деятельности выражается в активности субъекта: в обусловленности психического образа прошлым опытом, потребностями, мотивами, установками, эмоциями, целями, определяющими направленность и избирательность деятельности. Предметность деятельности опосредована потребностями.