Зоркость, о которой идет речь, в высокой степени присуща детям; они нередко замечают несоответствия и пробелы, к которым взрослые уже притерпелись и привыкли.
Очень важно в процессе воспитания не дать угаснуть этой детской зоркости и наблюдательности.
Примеры: Мозг разных людей обладает неодинаковой способностью осваивать и пользоваться различным типами кодов: зрительно-пространственными, словесными, цифровыми, акустически - образными и т.д.
Способность манипулировать с данным типом символов можно развивать, но не беспредельно. Врожденные особенности мозга и условия развития в первые годы жизни определяют преимущественную склонность к использованию тех или иных кодов информации.
Мысленные операции над явлениями и объектами внешних и внутренних миров осуществляются мозгом в тех или иных конкретных кодах.
Если используются зрительно-образные представления, то речь идет о зрительном воображении. При использовании акустически – образных представлений говорят о музыкальной фантазии. Если ребенок склонен к освоению действительности в словесно-образной форме, то говорят о поэтической фантазии.
В процессе мышления нужен постепенный переход от одного звена в цепи рассуждений к другому. Порою это приводит к тому, что не удается мысленным взором охватить всю картину целиком, все рассуждения от первого до последнего шага. Однако человек обладает способностью к свертыванию длинной цепи рассуждений и замене их одной обобщающей операцией.
Свертывание не ограничивается одними лишь мыслительными операциями. Это проявление более широкой способности к замене нескольких понятий одним, более абстрактным, в использовании все более емких в информационном отношении символов.
Экономное и символическое обозначение понятий и отношение между ними - важнейшее условие продуктивного мышления.
Четкое и сжатое символическое обозначение не только облегчает усвоение материала учащимся. Из опыта учителя знают, что порою не поддающаяся усилиям ученика задача, если потребовать от него четкой и сжатой записи условия, «поддается» затем сравнительно легко может быть решена. Ввести изящный способ записи, кратко и красиво изложить уже известное - такая работа носит тоже творческий характер и требует нестандартности мышления.
Важной задачей является развитие способности к «сцеплению» и переносу. Этим словом обозначается способность объединять воспринимаемые раздражители, а также быстро увязывать новые сведения с прежним багажом личности, без чего воспринятая информация не превращается в знание, не становится частью интеллекта, а остается мертвым грузом. Способность объединять вновь воспринятые сведения с тем, что было известно ранее, включать их в уже имеющиеся системы знаний, является предпосылкой другой чрезвычайно важной способности к переносу. Весьма существенна способность применить навык, приобретенный при решении одной жизненной задачи, к решению другой, то есть умение отделить то, что присуще только данной проблеме, от того общего, что может быть перенесено в другие области. Это по сути способность к нахождению аналогий, к выработке обобщающих стратегий, которые могут быть применены при решении широкого круга проблем.
Способность к переносу настолько важна, что развитие ее нельзя предоставить воле случая. Преподаватели должны специально знакомить ребят с этим приемом, раскрывая его громадные возможности и воспитывая у ребят вкус к его использованию.
Широко распределенное внимание повышает шансы на решение задачи. Французский психолог Сурье писал: «Чтобы творить надо думать около». Эта способность мышления названа боковым мышлением. Т.е. способность увидеть путь к решению, используя постороннюю информацию.
В последнее время появилась тенденция пренебрежительно относиться к памяти, противопоставляя ее мыслительным способностям. При этом приводят примеры творческих достижений людей с плохой памятью. Но слова «плохая память» слишком расплывчаты. Память включает в себя способность запомнить, опознать, воспроизвести немедленно, воспроизвести с отсрочкой. Когда школьник ищет решения какой-нибудь задачи, он может рассчитывать на те сведения, которые в данный момент воспринимает, а не те, которые сумеет извлечь из памяти. Преимущество при решении получает не тот у кого запас знаний богаче, а кто быстрее извлечет из памяти необходимую информацию. В таких случаях мы говорим о сообразительности, но одним из ее компонентов является готовность памяти «выдать» нужную информацию в нужную минуту. Это одно из непременных условий продуктивного мышления.
Отсюда насущная задача-тренировка памяти, постоянное упражнение ее. Опыт показывает, что «плохая память»- зачастую неумение сосредоточить внимание; этому нужно обучить. Столь же важно научить школьника сосредоточить усилия на припоминании нужной информации, ибо процесс припоминания - это прежде всего труд.
Для продуктивного мышления нередко имеют значения легкость ассоциирования и отдаленность ассоциируемых понятий, «смысловые расстояния» между ними. Эта способность проявляется, например, в «синтезе» острот. Еще А.С.Пушкин отметил, что именно в остроумии отчетливо прослеживается сближение понятий: «Остроумием называем мы не шуточки, столь любезные нашим веселым критикам, но способность сближать понятия и выводить из них новые и правильные заключения».
Важным фактором продуктивного, творческого мышления является такая способность как гибкость мышления. Гибкость мышления означает способность быстро и легко переходить от одного класса явлений к другому, далекому по содержанию. Отсутствие такой гибкости называют инертностью, ригидностью, застойностью, окостенелостью и даже «застреванием мышления».
Способность к преодолению такой «фиксированности» - одно из проявлений гибкости мышления.
Чрезвычайно важна способность к оценке, и выбору одной из многих альтернатив до ее проверки.
Оценочные действия проводятся не только по завершению работы, но и многократно по ходу ее и служат вехами на пути творческих исканий, отделяющими различные этапы и стадии творческого процесса. На независимость оценочных способностей от других типов способностей первыми обратили внимание шахматные мастера.
Игра в шахматы в руках опытного, умелого шахматного педагога может стать прекрасным инструментом для развития не только оценочных, но и много других из перечисленных способностей.
Еще одна составляющая творческой одаренности - легкость создания идей. Причем, необязательно, чтобы каждая идея была правильной. Логика и математика подтверждают, что чем больше идей порождает человек, тем больше шансов, что среди них будут хорошие идеи. Причем лучшие идеи приходят в голову не сразу. Идея это не просто ассоциативное соединение двух или нескольких понятий. Соединение понятий должно быть содержательно оправданным, т.е. отражать объективные отношения реальных явлений, стоящих за этими понятиями. Соответствие идеи реальным взаимоотношениям явлений - один из главных критериев ценности той или иной идеи.
Другой критерий-широта идеи, т.е. умение охватить большое число разнородных явлений, в том числе и новых, еще не открытых.
Идеи оцениваются также по глубине и фундаментальности. Глубокой считают такую идею, которая устанавливает отношения между объектами или их отдельными свойствами, не лежащими на поверхности, не бросающимися в глаза, не явными, а требующие для своего обнаружения проницательности и проникновения в сущность явлений. Также идеи, как правило оказываются и фундаментальными, то есть служат основой, базой, фундаментом для теорий, исследований. В творческом развитии очень важен такой фактор.
(Беглость речи). Легкость формулирования необходима, чтобы облечь новую идею в слова. Ее можно выразить и другим кодом, например, аналитически (формулой), или графиком, но словесно-речевой код самый универсальный. Бойкость речи иногда ошибочно принимают за легкость генерирования идей.
Между тем это совершенно разные вещи, и нередко бывает, что легкость выражения есть, а сказать ученику нечего: он пуст. Недаром в одном старинном руководстве по риторике первое правило красноречия формулировалось весьма недвусмысленно: «Ежели тебе нечего сказать - молчи».
Очень важно воспитать способность к доработке. Здесь имеется в виду не просто настойчивость и волевой настрой на доведение до конца начатого, а именно способность к доработке деталей, к совершенствованию первоначального замысла. Едва ли нужно объяснять, насколько важна эта способность, позволяющая довести работу до такого уровня, когда она приобретает универсальную значимость и общественную ценность. Один только замысел, каков бы ни был его размах, социального признания, как правило, не получает. «Во всяком практическом деле идея составляет от 2% до 5%, а остальные 95% - 98% это исполнение», - считал знаменитый математик и кораблестроитель академик А.Н.Крылов.
О значении деталей и мелочей в любой работе писал Микеланджело: «Мелочи создают совершенство, а совершенство не мелочь». Очень важно с самого раннего возраста научить детей доводить работу до конца, учить их вниманию к мелочам, заставить понять, что в трудовой деятельности нет мелочей. Здесь же, естественно, возникает вопрос: «А как же воспитывать эти качества?» Конечно, нужна требовательность, порою даже непреклонная требовательность. Но одной требовательности мало - она должна быть подкреплена личным примером воспитателя.
Таким образом, перечисленные этапы творческих способностей, по сути, не отличаются от обычных мыслительных способностей.
Они только по-разному выражены (сильнее или слабее и по-разному сочетаются между собой и с другими свойствами личности), что и создает неповторимый творческий почерк. Эту неповторимость афористически выразил древнеримский писатель Публий Сервилий: «Когда двое делают одно и то же, получается не одно и то же».