Смекни!
smekni.com

Характеристика личностей Конфуция, Макаренко и Пирогова с позиции их пригодности к педагогической деятельности (стр. 1 из 4)

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Дальневосточный государственный технический университет

(ДВПИ им. В.В. Куйбышева)

Инженерно- экономический институт

Кафедра ПЕДАГОГИКИ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Специальность НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГРУППА 3.2 П спб

Контрольная работа

По теме: Характеристика личностей Конфуция, Макаренко и Пирогова с позиции их пригодности к педагогической деятельности

Студент

Ермошина Лилия Асхатовна

Руководитель

Боровкова Т.И.

Владивосток 2011


Содержание

Введение

1. Конфуций - первый крупный педагог Китая

2. Педагогическая деятельность Н.И. Пирогова

3. А.С. Макаренко — педагог-новатор

Вывод

Список литературы


Введение

В соответствие со структурой профессиональной педагогической деятельности выделены педагогические способности и умения личности педагога: гностические, проектировочные, конструктивные, организационные, коммуникативные.

Эффективность решения профессиональных задач непосредственно зависит от личности профессионала, в нашем случае педагога. В разные времена представители разных сфер деятельности, проявляя в полной мере качества педагога, смогли успешно решать задачи в области обучения и воспитания подрастающего поколения.

Цель данной работы – на примере трех известных личностей показать их с позиции пригодности к педагогической деятельности, наличия педагогических умений и способности решения профессиональных задач. Для поставленной цели мною будут рассмотрены следующие деятели:

1. Конфуций;

2. Н.И. Пирогов;

3. А.С. Макаренко.


1. Конфуций - первый крупный педагог Китая

Известный древнекитайский мудрец, основоположник философской школы "Жуцзя" Конфуций (551-479 гг. до н.э.) был первым крупным педагогом Китая не только с хронологической точки зрения, но и по значимости вклада, который он внес в развитие образования и педагогической мысли.

Благодаря Конфуцию Китай в современной человеческой цивилизации предстает как уникальная страна — хранительница древней культуры. По словам известного китаеведа В.М. Алексеева (1881-1951), "конфуцианское учение дало Китаю историческое и культурное сознание... Культура каждого народа индивидуальна... Для китайской культуры характерен культ письменного слова... Китайская литература... — это основа всей духовной культуры Китая. По Конфуцию, литература (вэнь) есть высшее выражение высшей мудрости, есть лучшее слово, сообщающее современника с идеей древнейшей абсолютной правды... Книга есть нечто неприкосновенное, священное..."

Тезис Конфуция: "Нет ничего лучшего, чем следовать древним" — можно рассматривать как вечный девиз воспитания по китайскому образцу.

Конфуций не занимался специально разработкой общих вопросов бытия и не задавался вопросом о происхождении мира и человека. Он, прежде всего, известен как автор этико-политического учения, в центре которого стоял человек — член семьи, общества.

В процессе учебы, считал Конфуций, человек становится лучше и нравственнее, стремится к исправлению недостатков и неправильных поступков. Он выступал за просвещение народа с целью заставить его следовать правильным путем, который сам народ выбрать не может, ибо это — высшая мудрость, доступная лишь немногим, призванным править людьми и своим примером вести их за собой. Так Конфуций обосновывал необходимость существования слоя образованных правителей. При этом он ограничивал обучение гуманитарными предметами и совершенно игнорировал приобретение трудовых навыков. Особое внимание он обращал на изучение древности, когда существовало совершенное правление, ее литературно-исторических памятников. Конфуций, его ученики и представители конфуцианской философской школы любовно хранили и пропагандировали памятники древней литературы. Благодаря им эти памятники дошли до наших дней как живые свидетельства о древней китайской культуре и системе воспитания.

Конфуций считал, что нравственность составляет главную основу поведения человека, и поэтому оценивал людей прежде всего с моральной точки зрения. По его мнению, все люди по своей природе близки между собой, но им присущи разные привычки. Одни становятся добрыми и нравственными, а другие — дурными и злыми. Человека высшей добродетели Конфуций называл "благородным мужем" и противопоставлял ему "низкого человека", лишенного этого качества.

"Благородный" человек, считал он, должен постоянно самоусовершенствоваться, исправлять свои ошибки, соблюдать идеальные правила, или "нормы поведения". Они существовали в китайском обществе задолго до Конфуция и представляли собой установленные обычаями образцы того, как надо поступать во всех случаях жизни в зависимости от положения человека в семье и обществе. Мудрец исходил из незыблемости этих установок и постоянно их пропагандировал, понимая под "нормами поведения" не просто житейские правила, а "принципы "должного", "благопристойного" поведения человека по отношению к другим людям"8, в которых должны проявляться такие добродетели, как искренность, преданность, скромность, умеренность, уступчивость.

"Чего не желаешь себе, не делай и другим", — утверждал он. Это качество в понимании Конфуция, сумма всех добродетелей: "Победить себя и возвратиться к "нормам поведения" — значит стать гуманным человеком".

Конфуций и его последователи считали, что в первую очередь надо любить своих родственников, а потом уже всех остальных. Поэтому сыновняя почтительность и братская любовь рассматривались ими как важные стороны понятия гуманности. Дети должны быть послушными и уважать родителей; те, в свою очередь, — любить детей и проявлять по отношению к ним снисходительность; младшие братья обязаны служить старшим. Лишь примерный сын и брат могут быть хорошими подданными. В отношениях между друзьями важны прямота и честность, тогда дружба облагораживает их, помогает приобретать знания и нравственно совершенствоваться. Что же касается женщины, то конфуцианство отводило ей незавидную участь. До замужества она должна служить своим родителям, после свадьбы — мужу, после смерти мужа — его родителям и сыну. Согласно конфуцианской морали, женщина должна быть добродетельной, уметь поддерживать разговор, следить за своей внешностью, проявлять искусство в рукоделии. Она не учится в школе и получает воспитание исключительно в семье.

Конфуций считал, что воспитание и образование для человека так же необходимы, как добывание материальных средств к существованию. В книге "Лунь юй" ("Беседы и суждения"), представляющей собой запись бесед Конфуция с учениками, описывается следующий случай. Однажды Конфуций с одним из своих учеников по имени Жань Ю посетил царство Вэй. Конфуций спросил воспитанника, сколько в данном месте проживает людей. Жань Ю ответил, что население растет так быстро, что непонятно, как быть дальше. "Обогащайте его", — сказал Конфуций. — "А когда мы его обогатим, что тогда делать дальше?" — спросил тот. "Воспитывайте его", — ответил Конфуции. В этой связи китайский историк педагогики Шэнь Гуаньцюнь подчеркивает, что Конфуций высказал своего рода формулу: "Шу — фу — цзяо" (народ — богатство — воспитание). Другими словами, сначала люди должны стать сытыми и одетыми, иметь прожиточный минимум, после чего следует осуществлять их воспитание. Конфуций высказывал идею "малого благоденствия" — "сяокан", согласно которой правитель обязан заботиться об обеспечении народа одеждой и питанием.

Конфуций считал, что правители должны заботиться о просвещении народа, для чего следует расширять сеть школ и других учебно-воспитательных заведений.

Он выступал против дискриминации в обучении и воспитании и создал первую в Китае частную школу, в которую могли поступать все люди независимо от их социального положения. Проф. Кун Течэн подчеркивает, что, предоставив своим ученикам равные возможности, Конфуций начал проводить в жизнь идею всеобщего образования. Он первым стал обучать простолюдинов, утверждая, что "в обучении не должно быть различия между людьми". Его интересовало не происхождение учеников, а они сами как личности.

В своей школе он не придерживался регламентированных по времени и содержанию учебных занятий, не читал лекций, не занимался опросом учащихся, не проверял их знания. Обучение и воспитание происходило в процессе непринужденных, свободных бесед, часто носивших эвристический характер. Конфуций наблюдал за своими учениками и изучал их, постоянно находился с ними в контакте, проводя занятия даже во время странствий.

Древний философ не оставил специально разработанной педагогической теории. Его педагогические взгляды и идеи подробно изложены в книгах "Лунь юй" ("Беседы и суждения") и "Ли цзи" ("Книга этикета, правил поведения"). Первая представляет собой собрание отдельных высказываний Конфуция, записанных его учениками после его смерти, и свидетельствует о том, что он был великим педагогом, теоретиком и практиком. Многие китайские исследователи истории педагогики отмечают, что метод учета индивидуальных способностей учащихся берет свое начало именно от Конфуция: он очень ценил те или иные качества своих питомцев и стремился развивать их природные задатки и способности. Это дает основание утверждать, что Конфуций является создателем первой в Китае авторской школы.

2. Педагогическая деятельность Н.И. Пирогова

Николай Иванович Пирогов (1810—1881) родился в Москве. По окончании Московского университета (медицинский факультет) он подготовлялся в Дерпте (г. Тарту) к профессуре и после защиты диссертации на степень доктора медицины в течение двух лет занимался в Германии усовершенствованием своих знаний. B возрасте 26 лет он стал профессором хирургии сначала в Дерптском университете, а затем в Медико-хирургической академии в Петербурге.