Смекни!
smekni.com

Теоретический анализ возможностей метода проектов в реализации и развитии творческих способностей школьников (стр. 5 из 10)

Противоречие между рассмотренными позициями можно считать диалектическим. Разногласия сторонников двух подходов - "вращивания" и "выращивания", концентрируются в понятии интериоризации. С помощью содержания этого понятия можно попытаться решить проблему неоднозначности взаимодействия внутреннего и внешнего по отношению к личности ребенка. Например, эту проблему попытался начать решать А.Н. Леонтьев: "Интериоризацией называют переход, в результате которого внешние по своей форме процессы с внешними же, вещественными предметами преобразуются в процессы, протекающие в умственном плане, в плане сознания; при этом они подвергаются специфической трансформации – обобщаются, вербализуются, сокращаются и, главное, становятся способными к дальнейшему развитию, которое переходит границы возможностей внешней деятельности". Таким образом, А.Н. Леонтьев, беря на вооружение идею Л.С. Выготского о переходе внешних процессов во внутренние, не оставляет исторические особенности человека неизменной копией внутри ребенка, но придает им развивающую функцию, позволяющую ученику переходить за границы возможностей первоначальной внешней деятельности (46).

Первой ступенью к развитию творческих способностей должно быть освоение теоретических (по различным дисциплинам) и практических (знание ремесел) знаний, так как это в дальнейшем станет основой интуиции, которая и лежит в основе творчества. Без знаний интуиции не бывает, считал французский физик Анри Пуанкаре. Только, когда будет дана сеть, можно начинать ловить рыбу. Чтобы что-то сделать в первый раз, нужно увидеть и понять, как это делается.

Мой личный опыт свидетельствует: если мы хотим развить определенные способности ребенка, его надо привлекать к деятельности, этому способствующей, и чем раньше, тем лучше. Данные литературы, исторические свидетельства подтверждают мои наблюдения. В.С Кузин приводит следующие интересные факты: «В 1764 г. при Академии художеств было создано "воспитательное училище", куда начали принимать мальчиков 5-6 лет. В первый же год в училище приняли 61 мальчика, причем набор осуществлялся без учета личных интересов и способностей детей. Однако из поступивших в 1764 году в "воспитательное училище" сформировались такие крупные художники, как Иван Прокофьев – профессор скульптуры, Тарас Марков – профессор живописи, Иван Тупылев – профессор исторической живописи, Иван Кранцов – художник-анималист, Федор Матвеев – известный пейзажист, Яков Герасимов (Фароронтьев) – перспективист.

Такую же картину мы наблюдаем и в последующие годы, когда из числа учеников училища, принятых в возрасте 5-6 лет, формировались замечательные живописцы, графики, скульпторы. Достаточно назвать Г.И. Угрюмова (поступившего в училище в возрасте 6 лет), А.И. Иванова (поступившего в училище в возрасте 5 лет), В.И. Демут-Малиновского (поступившего в училище в возрасте 6 лет), О.А. Кипренского (поступившего в училище в возрасте 5 лет) и т.д.

До открытия в г. Арзамасе школы рисования были известны лишь редкие случаи проявления художественных способностей у горожан и жителей окрестностей. Когда же в 1802 г. А.В. Ступин открыл в городе художественную школу, многие юноши, поступившие в эту школу, в основном выходцы из крестьян, показали себя очень способными живописцами и рисовальщиками.

Несмотря на всякие препятствия, которые чинили помещики-крепостники, многие из учеников Арзамасской школы стали в дальнейшем известными художниками. Ярким примером может служить и школа, организованная А.Г. Венециановым в 1824 г. в селе Сафоновка Тверской губернии» (19).

Развитие творческих способностей необходимо либо стимулировать, либо опираться на внутренние причины, побуждающие к творчеству. Страх является очень действенным стимулом. Я однажды спросил у моего учителя по жизни, одного из создателя ракет средней дальности, Старожилова А.В., как он мог что-то изобретать в «обезьяннике», были такие конструкторские бюро на зонах в эпоху социализма, ответ был прост: «Дуло автомата к голове приставят – будешь». В Англии, в привилегированных учебных заведениях, до недавнего времени существовала для учеников такая мера наказания как порка. В обществе, где гуманизм провозглашен высшей ценностью, развитие человека под действием страха неприемлемо, надо искать гуманные методы.

Эффективен подход, основанный на потребностях и интересах обучаемых. Потребность выполняет активирующую функцию, мотив и интерес – побуждающую. По В.А. Крутецкому интерес – это активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет, явление или деятельность, связанная с положительным эмоциональным отношением к ним. «Чтобы реализоваться в деятельности, мышление порождает (творит) интерес как целостную структуру, которая создает сугубо индивидуальную систему всевозможных отношений своих компонентов (воли, эмоции, интеллекта) к имеющейся потенции реализации, свою аксиологическую парадигму, свой «язык» жизни и деятельности. В нашем понимании, «интерес» – креативная сила актуализации избирательности восприятия и познавательной деятельности человека, выполняющая функцию ориентации личности в социокультурной среде и являющаяся главным стимулом самореализации личности» (22; с.64). Как и мотив, интерес несет побуждающую функцию.

«Эстетический, в том числе художественный интерес, формируется следующим образом: случайные ситуации обстановки взросления человека, его непосредственное окружение, общение, впечатления детства, вплетаясь в его имманентную структуру, преобразуют внутреннюю – интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы индивидуума, определяя основной личностный ориентир – ориентир деятельности человека. Искусство входит в жизнь человека, когда он ещё не осознал себя. Оно входит с присутствием близких, с той атмосферой, в которой родился, с предметами быта, светом, цветом, запахом, с пищей». Но если «случайный», ситуационный интерес возникает в силу не зависящих от воспитателя причин, то развитие эстетического интереса в учебной деятельности предполагает целенаправленную, творческую работу учителя» (22).

1.7 Возрастные особенности детей младшего школьного возраста

Младший школьный возраст (7 – 11 лет) называют вершиной детства, так как ребенок еще сохраняет много детских качеств – легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Это начало школьной жизни. Переход от дошкольного возраста к младшему школьному проявляется в кризисе семи лет.

У ребенка, поступающего в школу должны быть: определенный уровень развития познавательных интересов, готовность к изменению социальной позиции, желание учиться. Совокупность психологических качеств составляет психическую готовность к школьному обучению.

Новая социальная ситуация вводит ребенка в строго нормированный мир отношений и требует от него организованности, дисциплины. То есть новая социальная ситуация ожесточает условия жизни ребенка: он обязан учиться и в процессе учения изменять себя.

Он имеет теперь обязанности, которые накладывает на него общество, и несет за свою учебную деятельность серьезную ответственность перед школой и родителями. Учебная деятельность – это ведущая деятельность в младшем школьном возрасте, основным содержанием которой являются всеобщие способы мышления и теоретические формы сознания (научные, художественные, правовые). В жизни ребенка начинается та учеба, о которой он мечтал дошкольником, вместе с учебной деятельностью приходится соблюдать дисциплину во время урока: не шуметь, не ходить по классу, слушать объяснения учителя.

Главное отличие этой деятельности от всех предыдущих заключается в том, что он начинает получать теоретические знания. У ребенка начинается развитие теоретического мышления и изменяется творческо-личностный уровень практических действий.

У ребенка развивается притязание на признание со стороны взрослых. Он имеет совесть, и мы можем взывать к ней. Когда ребенок набедокурит, он знает, что значит «должен» и «обязан», у него проявляются чувства гордости или стыда в зависимости от поступка.

Стремление к самоутверждению стимулирует ребенка к нормативному поведению, к тому, чтобы взрослые подтвердили его достоинства.

Успехи ребенка в освоении норм жизни в новых условиях поддерживаются, прежде всего, в семье и формируют у него потребность в признании не только в прежних формах отношений, но и в учебной деятельности.

В результате общения в школе у детей устанавливаются новые взаимоотношения, они начинают присматриваться к поведению соседа по парте, устанавливают контакты с одноклассниками, которые симпатизируют им или обнаруживают сходство. Учебная деятельность становится ведущей. Взаимосвязь учебной деятельности детей с другими видами деятельности служит психологической основой единства обучения и воспитания (20).

По теории Пиаже, к шести годам интеллектуальное развитие осуществляется уже больше, чем на треть, к 8 годам наполовину и к 12 годам на три четверти. Таким образом, эти годы играют важнейшую роль и составляют критический период, от которого зависит все будущее человека, как взрослый человек будет воспринимать и познавать мир, рассуждать, выносить оценки или самовыражаться (8).

В нашей детской школе искусств именно 4-й класс по семилетней программе обучения, состоящий из детей 9 – 10 лет, оказался наиболее сплоченным и нацеленным на достижение результата, что и определило мой выбор выполнить квалификационную работу вместе с ними.

Глава II. Метод проектов

2.1 Метод проектов как универсальное дидактическое средство. Теория и практика

Технологическое образование (трудовое обучение) учащихся до настоящего времени построено на принципах и нормах индустриального (экстенсивного) этапа развития общества. Проблема состоит в том, что его содержание и результаты перестали соответствовать характеру реальной преобразовательной деятельности, ее результатам, последствиям и тенденциям. Сложившаяся система образования вводит учащихся в ту же самую парадигму преобразовательной деятельности, которая привела к возникновению множества локальных и глобальных проблем, снижающих устойчивость жизни.