Смекни!
smekni.com

Теоретический анализ возможностей метода проектов в реализации и развитии творческих способностей школьников (стр. 9 из 10)

3.4 Результаты и выводы

Гуманистическая направленность метода: Учащимся была предоставлена свобода выбора в рамках работы над проектом. Благодаря целенаправленной активности ребенок вступал во взаимодействие с самыми разными объектами и взаимодействовал как носитель собственного сознания, собственной воли и определенного отношения. Метод учебного проекта полностью согласуется с положениями гуманистической педагогики воспитания (48).

Новые знания и умения: Учащиеся в ходе работы познакомились с профессией дизайнера, с планированием, последовательностью ведения работы по оформлению интерьера, основами проектирования, познакомились и научились моделированию из бумаги, научились технике коллажа, получили новый эстетический опыт организации пространства через проектирование.

Формирование эмоциональной сферы: Обучение проектной деятельности проводилось в непринужденной обстановке, что помогает снять психологические барьеры. Через рефлексию прививалось чувство красоты, гармонии. Этапы проекта выполнялись индивидуально или в группах по 2-3 человека. На протяжении всей работы постоянно уделялось внимание созданию и поддержанию творческой атмосферы, разрешался переход из группы в группу. Учащиеся явно получали удовольствие и удовлетворение от работы. Деятельность в рамках учебного проекта вызывала массу положительных эмоций: от эмоциональной реактивности до эмпатии, что можно объяснить искренней заинтересованностью учащихся в результатах труда.

Творческая активность учащихся, их увлеченность были наибольшими по сравнению с традиционными занятиями в рамках предмета «Композиция», проводимых индивидуально, зачастую на темы не связанные с настоящими интересами учащихся.

При осуществлении работы по проекту:

· благодаря значимости участия в празднике, посвященном юбилею школы, у учащихся возникает личная заинтересованность в результатах труда, формируется мотивация к творчеству;

· реализация творческих способностей протекает естественно благодаря присущей творческой мастерской свободе, созданию творческой атмосферы в отсутствии жесткого плана, регламентации работ;

· развитию творческих способностей способствует деятельность, стимулирующая образное мышление (представление информации в графическом виде, моделирование); для воплощения идей приходилось использовать и получать разнообразные накопленные знания (постепенное ведение работы от идеи к эскизу, модели и затем к изделию); потребовались умение рисовать, знания по цветоведению, по моделированию, бумагопластике, масштабированию, т.е. преобразованию эскиза или модели в реальный элемент будущей композиции, умение искать необходимую информацию, решать разнообразные композиционные задачи; проект был рассчитан на порог возможностей учащихся; подражание преподавателю-творцу способствует творческому развитию учеников;

· устанавливается взаимосвязь плоскостных элементов и пространственной среды, что способствует переходу на новый уровень восприятия и понимания окружающего мира учащимися;

· работа в составе коллектива при необходимости принятия самостоятельного решения приводит к формированию ответственности;

· формируется коммуникативная компетентность, что важно для социализации личности;

· происходит эстетическое воспитание учащихся;

· происходит профориентация учащихся;

· для получения достоверных данных о развитии творческих способностей, тестирование необходимо проводить на протяжении длительного времени, многократно;

· внедрение новых форм обучения – метода проектов, в частности – может сопровождаться непониманием со стороны администрации учреждения.

Общий вид реализованного проекта, а также фотографии, иллюстрирующие ход выполнения проекта представлены в приложении. Мною подготовлено слайд-шоу, где последовательно запечатлен процесс работы над проектом.

Проект (за исключением выставки рисунков) после демонтажа был передан в детский сад, где был востребован, став элементом декора интерьера.

Недостатки: Макет был сделан быстро и эскизно. При небольших сроках и количестве участников счел это уместным. Крепление элементов, крепеж (на скотч) так и не был продуман, готовое изделие на стене не выглядело фундаментально.

Выполненная работа обладает субъективной (оценка самих участников проекта) и объективной (оценка преподавателя, присутствующих при презентации, детей и сотрудников детского сада) ценностью.

Считаю поставленные цели достигнутыми, все задачи – выполненными.

Заключение

Итак, проект успешно выполнен, несмотря на сокращение сроков и неприятие администрацией. Дети и их родители довольны достигнутыми результатами, после окончания праздника проект демонтирован и подарен детскому саду, где продолжает радовать детей и сотрудников.

Опыт руководства учебной проектной деятельностью для меня был первым. Оказалось, что дети с выраженным удовольствием участвовали в проекте. Кто-то взял на себя роль лидера, кто-то был исполнителем, не тяготясь, а испытывая радость от совместного труда, кто-то продолжал по собственной инициативе работу дома.

Метод проектов позволяет педагогу в короткий срок узнать особенности своих учеников без тестирования, лишь наблюдая и анализируя свои наблюдения. Традиционное обучение в этом значительно уступает, поскольку обучение методом учебного проекта предполагает проведение занятий при естественном поведении детей. Атмосфера творческой мастерской дает возможность каждому найти участок работы по силам, занять комфортное для себя место в коллективе вплоть до индивидуальной работы, создается среда благоприятная для развития и проявления творческих способностей, для эстетического развития.

Дети раскрепощаются, деятельность вызывает массу положительных эмоций: от эмоциональной реактивности до эмпатии. Можно говорить, что метод проектов способствует формированию эмоциональной сферы.

Даже достаточно кратковременный опыт (практическая работа в рамках проекта велась в течение двух месяцев) позволяет утверждать, что метод учебного проекта предоставляет педагогу и учащимся несравненно большие возможности для раскрытия собственного творческого потенциала, развития творческих способностей, чем обычная репродуктивная практика преподавания, способствует более тесному взаимодействию педагога и учащихся.

Метод учебного проекта заработает, если сам преподаватель творческая личность, так как велика роль примера. Дети часто учатся через подражание и копирование поведения взрослого. Именно поэтому основам профессиональной деятельности должен обучать профессионал. К сожалению, нынешняя система образования зачастую выдавливает творческую личность, достигшую определенного мастерства, в сферу бизнеса и рынка из-за унизительно низкой оплаты труда и небережного отношения к кадрам.

«В конечном счете, в современном мире выживает и процветает то общество, которое в наибольшей мере способствует развитию творческого потенциала всех своих граждан во всех сферах деятельности – научной, практической и художественной», - пишет В.И. Петрушин (38, с. 113). Возможно, он прав, но тогда следует задуматься о социальной адаптации творческой личности или о перестройке общества. Пока же готов полностью соглашаться с канадским психологом Ж. Годфруа: «Остается лишь надеяться, что высказанные здесь соображения когда-нибудь будут восприняты людьми, отвечающими на разных уровнях за образование, и что все будет сделано для повсеместного искоренения различий в окружающей среде, и каждый сможет максимально развить свои врожденные способности. Этого требует наше человеческое достоинство» (8, с.470).


Список литературы

1. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука: Монография. М., 1979.

2. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1984.

3. Бердяев Н.А., Библер В.С. и др. Бердяев Н.А. Философия свободы: смысл творчества. М., 1989.

4. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства: В 2-х томах. М., 1994.- Т.I; Т.II.

5. Библер И.С. Мышление как творчество. М., 1975.

6. Вагин Юрий. Креативные и примитивные. Основы онтогенетической персонологии и психопатологии. http://ezoteric.polbu.ru/vagin_creative/ch09_xi.html

7. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления. М., 1969.

8. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т. 1: Пер. с франц.. М., 1992.

9. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. СПб, 1997 г.

10. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.

11. Демичев П.Г., Черемных Г.В. Художественное оформление в школе. М., 2004.

12. Диагностика интеллекта/ Козловский О.В. М., 2003 г.

13. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М. 2006.

14. Закон Российской Федерации «Об образовании». М., 2003.

15. Кальней В.А. и др. «Структура и содержание проектной деятельности». – Ж. Стандарты и мониторинг в образовании №4. М. 2004г., с.21-26.

16. Конституция Российской Федерации. М., 1994.

17. Костер Джоан Буза Растим художника. М., 2006.

18. Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом. М., 2002.

19. Кузин В.С. Психология живописи. М., 2005.

20. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. М., 2005.

21. Кутявина Елена Веналиковна, http//festival 1september.ru/2004 /.

22. Левин И. Л. Формирование Творческой личности школьника на основе развития художественных интересов в классах с углубленным изучением изобразительного искусства. Нижний Новгород, 2003.

23. Ломброзо Ч. Гениальность и помешательство. М., 1995.

24. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб, 1999

25. Методика обучения учащихся технологии: Книга для учителя /Под ред. В.Д.Симоненко. Брянск, 1998.

26. Миль Дж. С. в кн. Школа самоопределения: Шаг II / Под ред. А.Н. Тубельского. М., 1994.

27. Мишин С.А. Проектный бизнес. М., 2006.

28. Нагель О.И. Учебно-творческая деятельность учителя в общеобразовательной школе. М. 2000.

29. Национальная Доктрина образования в Российской Федерации