3. Чтобы достичь конкурентоспособности личности необходимо изменение традиционной системы образования на личностно-ориентированное. Так как л.о.о. нацелено, прежде всего, на раскрытие развитие личности каждого ребёнка, его самобытной индивидуальности. «Хороший» ученик в этом случае понимается как инициативный, творческий деятель, способный принимать самостоятельные и ответственные решения, делать выбор на правах партнера сотрудничать с другими детьми и с учителем.
Глава 2. . Апробация курса «Самопознание» в начальной школе (ГУ Пригородная СОШ г. Семей)
Гуманизация, гуманитаризация и информатизация образования относятся к глобальным проблемам современности, особенно они актуальны и важны для современного образования. Это весьма непростые процессы, но именно они определяют истинный смысл, сущность и цель новой парадигмы образования — гуманистического образования. По нашим наблюдениям, сознание большинства педагогов и руководителей ориентировано только на внешние признаки этих процессов: обновление учебных планов и программ, подключение общественных органов к управлению школой, создание психологической и валеологической служб, приобретение компьютерной техники и т. п. Все это, несомненно, важно. Однако эти частные проявления не захватывают глубинных основ гуманизации, гуманитаризации и информатизации, касающихся изменения межличностных отношений, самого человека - участника образовательного процесса, содержания образования, уровня информационной культуры человека и культуры управления.
Гуманизация, гуманитаризация и информатизация по своей сути лучше всего соответствуют идеи неогуманизма — философии переходного времени и, как прогнозируют многие ведущие мыслители современности, — мировоззрению XXI в. Именно неогуманизм делает акцент на самом человеке, его внутреннем мире, на процессах самопознания, саморазвития, самореализации. Важно подчеркнуть, что, с точки зрения философии неогуманизма, техника и информационные технологии являются не самоцелью образования, а инструментарием для интенсивного развития человека.
В первое десятилетие независимости, так называемый транзитный период, в казахстанском обществе преимущественно осознавалась лишь задача формирования функциональной грамотности людей и их адаптации к условиям становления рыночной экономики. На практике пренебрежительное отношение к воспитательной функции общества и системы образования в значительной степени повлияло на рост бездуховности, культа потребления, привело к снижению патриотизма граждан и отчуждению в семьях. Эти драматические реалии выявили острую потребность в разработке национальной модели образования, адекватной потребностям суверенной страны. В новом историческом контексте нужно было в первую очередь обеспечить сохранение гуманистических национальных идеалов, единства народа, ценностей семьи и личности.
Социальный заказ казахстанского общества образованию определили программные установки Президента страны Нурсултана Назарбаева, заложившие образ будущего страны как «общества максимальных возможностей, где уважается личность и свобода человека», «ценятся честь, достоинство и репутация каждого, где присутствуют высокая мораль, этические стандарты и духовные ценности».
Стало очевидным, что задача гармоничного развития человека в образовательном процессе может быть решена только через ценностное освоение им лучших образцов мировой и национальной культуры, ведь образование качественно в той мере, в какой обеспечивает выработку мировоззренческих и поведенческих ориентиров личности.
В этих условиях Первая леди Сара Алпыскызы инициировала широкомасштабную образовательную программу «Самопознание» по нравственно-духовному развитию подрастающего поколения. Автор идеи изначально была убеждена в том, что вершина мудрости – Любовь, а секрет счастья – в познании человеком самого себя, раскрытии своих неограниченных возможностей для достижения счастья и жизненного успеха. Глубоко символично, что начало эксперимента по апробации программы «Самопознание» совпало с началом нового тысячелетия. По мнению культурологов, с этого момента начался новый период в мировой истории, именуемый «культурой антропоцентрического типа». Содержание этого этапа предполагает ценностное осмысление сущности человека и его места в окружающем мире.
К сожалению, школа недостаточно чувствительна к возрастным особенностям детей, зачастую нивелирует их творческую индивидуальность, не формирует базовых жизненных навыков. Инновационная педагогическая система призвана восстановить соответствие образовательного процесса духовной природе человека, учитывать особенности внутреннего мира каждого ребенка, его эмоционально-чувственный и ментальный опыт.
Суть программы «Самопознание» заключается во всесторонней педагогической поддержке ученика в процессе его личностного становления и социализации. Стержень программы – предмет «Самопознание» – призван стать своеобразным компасом подрастающего поколения в современном мире.
В учебно-методических комплектах по новому предмету авторы раскрывают разные грани жизненных ценностей и личностных качеств людей. Материалом для них послужили духовный опыт человечества и последние научные достижения в области квантовой физики, нейрофизиологии, психологии, энергоинформационной педагогики.
На курсах повышения квалификации в ВКО ИПК ПРО 2006 года по теме «Формирование ценностных ориентаций личности. Духовно –нравственное воспитание в курсе «Самопознание», в условиях 12-летнего образования » мы познакомились с теорией и методикой данного предмета.
В педагогике утвердилось положение о решающей роли нравственного воспитания в развитии личности. Это можно заметить в изречениях великих мыслителей прошлого. «Единую задачу воспитания можно выразить в одном только слове: нравственность» писал И. Гербарт. К.Д. Ушинский утверждал: «Убеждение в том, что нравственность, не есть необходимое последствие учености и умственного развития, мы еще убеждены и в том, что … влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями» [29;429]. «Великий поэт-мыслитель казахского народа Абай выдвигает гуманистическую концепцию нравственного воспитания, высокая цель которого сделать из ребёнка замечательного труженика, настоящего патриота, разносторонне развитого, высоконравственного человека, живущего интересами, мыслями и чаяниями родного народа.» [12;36]. К.Н. Вентцель полагал, «что цель нравственного воспитания – не «внушение добра», а побуждение в ребёнке самостоятельной свободной нравственной воли, самобытного нравственного творчества»[ 7; 119]
Учитывая актуальность духовно – нравственного воспитания, мы решили апробировать предмет «Самопознание» в практике начальной школы.
Для этого нами была разработана программа исследования на тему «Формирование конкурентоспособной личности младшего школьника через внедрение курса «Самопознание Работа проводилась в несколько этапов.
Этапы | Содержание работы | Сроки |
Диагностический | Анализ проблемы.Постановка проблемы.Изучение литературы по самопознанию, личностно-ориентированным технологиям. | 2006-2007г. |
Прогностический | Определение цели и задач работы над темойРазработка системы мер, направленных на решение проблемыПрогнозирование результатов | 2007г. |
Практический | Внедрение передового педагогического опыта, системы мер, направленных на решение проблемыИспользование методического комплекса самопознанияМониторинг и диагностика самопознания и саморазвития личностиКорректировка работы | 2007-2009 уч. год |
Обобщающий | Подведение итогов работы по теме самообразованияОформление результатов работыПредставление материаловИспользование и распространение опыта работы | 2009-2010 уч.год. |
Курс «Самопознание» был введен в практику во 2 «б» классе 1 час в неделю. В классе было 13 человек в возрасте 7-8 лет. Дети из семей разного социального статуса.. Из учебно-методическом комплекса у детей была «Тетрадь- помощница», а у учителя методические рекомендации.
На начальном этапе, конкретного инструментария по диагностики в методических рекомендациях не было. Изучив диагностики отдельных качеств развития личности, в качестве стартовых индикаторов мы исследовали:
-Самооценку ребёнка
-Я- концепцию
-Предпочитаемый предмет
-Мотивацию учения
Мы выявили:
-заниженную самооценку – 65%
-детям было трудно выразить понимание своего Я (из 10 возможных ответов дети смогли сформулировать 5)
- наблюдалась разрозненность в предпочтении предметов
-преобладала внешняя положительная и внешне-отрицательная мотивация.-50%
Уроки самопознания проходили в комфортной обстановке, так как не было специально оборудованного кабинета, то наиболее подходящим стал кабинет предшкольной подготовки, с различными зонами для детей.
Самым главным для апробации уроков оставалась личность учителя. Преподавать самопознание должны люди, считающие свою профессию миссией, а не ремеслом. Размышляя о необходимости изменения менталитета педагогов, в книге «Этика жизни» Сара Алпыскызы пишет: «Сама жизнь подсказывает, что следует отходить от устаревших, давно покрывшихся пылью представлений о ребенке и о самих себе, педагогах. А для этого их, как тех же первоклашек, нужно учить жить духовно и мыслить космически. И еще – учить «алгебре» любви и милосердия».
Учителями для меня стали мои ученики, которые помогли увидеть ученика и ситуацию в новом свете, свете самопознания. А было это так: на уроке технологии дети выполняли аппликацию «Кораблика». Все было как обычно, как учитель со стажем работы мне уже было ясно кто и как сможет справиться с работой. И вот итог урока- выставка работ, их анализ. Выходит мои «слабый» ученик с поникшей головой и говорит: «У меня не- хорошо получилось, клей разлился». И действительно сверху аппликации разбрызганы капли канцелярского клея. Тут же из класса слышу: «Смотрите, у Андрюши настоящее море получилось, с брызгами!» после чего все ребята и сам автор признали этот парусник самым лучшим, потому что он не стоит на месте, а плывет на всех парусах. Как изменилась самооценка ребенка и моя! Я благодарна своим ученикам за то, что они научили меня смотреть на вещи с позитивом, видеть казалось бы в очевидном отрицательном – положительное. Уметь фантазировать, мечтать, воображать, а главное, безусловно, верить в своего ученика. И теперь я точно знаю «случайности не случайны»!