5. Пропагандировать дизайн подготовку через on-lineобучение.
3. Использование программ on-lineобучения в дизайне
Отметим, что Программа on-lineобучения – это программа, основанная на изучении материалов и взаимодействии студента с преподавателем посредством сети Интернет.
Программа On-lineобучения – наиболее перспективное направление и в дизайн-образовании. Так например благодаря созданным в институте высоким технологиям, обучаемый может получить диплом о высшем образовании, практически не выходя из дома или офиса, не покидая своего города.
Эта программа одинаково удобна для всех желающих получить высшее дизайн-образование: для школьников и студентов, для менеджеров и предпринимателей, для молодых мам и успешных бизнесменов.
Преимущества программы on-lineобучения:
· Отсутствие территориальной зависимости от места учебы;
· Индивидуальный учебный график;
· Использование мультимедийных курсов с аудио и видеолекциями;
· Уникальное учебно-методическое обеспечение;
· Общение с ведущими профессорами в режиме on-line.
On-lineтехнологии предоставляют уникальную возможность обучения по программам различных уровней сложности (программы первого и второго высшего профессионального образования, магистерские программы).
Важной характеристикой программы является то, что студенты сами определяют продолжительность обучения. При этом многое зависит от базовых знаний абитуриента, количества времени, которое он может уделить занятиям, индивидуальных способностей к образованию. Но абсолютно каждому эта программа позволяет максимально сократить срок обучения.
On-lineобучение экономит самый дорогой ресурс современного человека – личное время.
4. Методика обучения проектированию в ВУЗе
Процесс проектирования изделия – особый вид мышления и специфическая организация теоретической и творческой деятельности, направленная на преобразование материальной среды. Любое производство изделий имеет свои законы, свои научные критерии и, конечно свою логику, опирающуюся на определенные материальные основы. Именно поэтому в проектировании изделий участвуют в той или иной мере инженеры-конструкторы, технологи, врачи, специалисты по эргономике, социологией представители многих других отраслей технических и научных знаний. Инженеры и технологи обладают так называемым концептуальным умом, позволяющим хорошо решать логические и математические задачи, им присущ производственный тип мышления.
Дизайнер – создатель эстетической ценности предмета, должен сочетать в своей работе чутье, фантазию с аналитическим расчетами здравым смыслом.
В сфере учебной проектной деятельности студент приобретает умения и навыки профессиональной работы, способности самостоятельно творчески ставить и решать проблемы, предлагать новые конструкторские идеи. Это становится возможным благодаря накоплению студентом опыта проектирования изделий под руководством преподавателя. Действия преподавателя направлены на то, чтобы создать условия, побуждающие студента самостоятельно развивать и применять творческие способности на практике.
Учебное проектирование как деятельность имеет много общего с практической (проектно-конструкторской), однако, в учебном процессе методы проектирования приобретают свою специфику.
Методика проектирования преобразует учебную деятельность в целенаправленный и программируемый процесс со своими целями, средствами и результатами.
Целью учебно-проектной деятельности в ВУЗе является овладение студентом профессиональными навыками и воспитание его как творческой личности. В качестве средств проектной деятельности выступают знания по научным, художественным и техническим дисциплинам и приобретаемые в ходе обучения профессиональной подготовки.
В основе профессиональной подготовки лежит принцип интеграции научных знаний и творческих навыков, характерных для всех видов деятельности учителя. Проектирование как основа профессиональных знаний осваивается как система постоянно усложняющихся задач при создании различных бытовых и промышленных объектов. Знания и творческие навыки в процессе проектирования формируются следующими группами дисциплин: инженерно-техническими, технологическими и художественно-конструкторскими.
Инженерно-техническая подготовка выступает одним из факторов определяющих творческую направленность в процессе проектирования изделий промышленного типа. Она осуществляется благодаря единству закономерно расположенных и взаимосвязанных дисциплин.
В основу инженерной подготовки положен системно ориентированный принцип, согласно которому система общетеоретических и инженерно-технических знаний, должна входить в творческий процесс проектирования.
Учитывая специфику образного мышления, инженерно-технические курсы должны содержать не только освоение сложных расчетов, сколько изучение современных методов, типов конструкций, материалов, основ современного производства, не должен подавлять интеллект студента необходимостью запоминать излишнее количество сведений, формул и цифр, но в тоже время использовать в процессе проектирования новейшие достижения инженерной мысли. Студент должен знать технику на столько, чтобы новые материалы и конструкции служили ему источником вдохновения, т.к. инженерно-техническая подготовка должна развивать у студентов логическое, конструктивное мышление и интуицию.
Техническая подготовка должна научить студента экономично и эффективно расходовать материалы и другие разновидности (деревянных, металлических, текстильных) природных ресурсов. Хорошо понимать и уметь путем приближенного расчета определить правильные соотношения, габариты, размеры и экономичность проектных решений. Закрепление знаний способствует исполнению инженерных клаузур на плоские и объемные объекты (выявление конструктивных схем, габаритных размеров, геометрическое формообразование).
Информация по научно-техническим дисциплинам должна учитывать интересы студентов с точки зрения проектирования изделий.
Процесс проектирования нуждается в логическом инженерном мышлении, которое способствует созданию реалистических замыслов, воспитывает интуицию в отношении красоты инженерных построений. Для этого применяют модельный и макетный методы поиска инженерных решений.
Можно также отметить, что инженерно-техническая подготовка тесно взаимосвязана с содержанием процесса проектирования бытовых и промышленных изделий и реальной формой взаимодействия может являться комплексное проектирование объектов.
Как известно общественно значимый результат деятельности – подготовка специалиста. Продукт деятельности – серия проектов – направлен на преобразование сознания студента, на формирование творческого мировоззрения, развитие композиционных способностей, становление его как личности. К числу задач проектной деятельности относят также выработку художественного и эстетического вкуса и графического мастерства, развитие интеллекта студента, пространственного мышления и образного структурного воображения.
Процесс деятельности в течение всех лет обучения совершенствуется под влиянием своего собственного продукта – проекта. Методика проектной деятельности вскрывает диалектический характер проектирования, сложную динамику познавательной и творческой деятельности: учитывает специфику учебной дисциплины проектирования, взаимоотношения педагога и студента и особенности психической деятельности учащегося.
В сферу учебного проектирования входят четыре фазы: первая фаза – творческий процесс, когда студент под наблюдением преподавателя разрабатывает проект, стараясь создать функционально целесообразное и композиционно целостное произведение; вторая фаза – попытка студента критически оценить свой проект, увидеть его со стороны; третья фаза – просмотр проектов коллективом кафедры и качественная оценка проектов; четвертая фаза – групповое и курсовое обсуждение проектов и организация выставки.
В обучении неразрывно связаны между собой три стороны: учебный предмет или содержание обучения; деятельность педагога – преподавание; деятельность учащихся – ученье. Если рассматривать взаимоотношения педагога и студента как две системы – «регулятор» (педагог) и «регулируемый объект» (студент), то можно представить их взаимоотношения как действие одной системы на другую путем прямых и обратных связей. Структура обучения полностью раскрывается при включении во взаимоотношения педагога и студента объекта проектирования. Тогда процесс обучения проектированию будет замкнутой цепью взаимодействия педагога, студента и проектируемого объекта.
Процесс обучения проектированию заключается в консультации и руководстве творческой работой студентов, в осмыслении и переработке программного материала, передаче студенту информации различными способами. Деятельность педагога в процессе учебного проектирования заключается в анализе учебного задания, и выработке вместе со студентами целевой установки. Организуя работу в группе, педагог ставит перед студентами общие задачи в соответствии с этапами творческого процесса, раскрывает содержание и противоречивый характер проектирования, побуждает студентов к творческой деятельности. Педагог использует различные методы на разных этапах обучения, демонстрирует свое профессиональное мастерство, предвидит пути возможного развития проектного замысла, проверяет, контролирует работу студента и оценивает его проектные предложения.
Обучение проектированию в общем виде содержит: восприятие, наблюдение и опыт. Восприятие в процессе учения связано с осмыслением, отбором, ассоциированием и накоплением информации, ее воспроизведением и творческой переработкой. Наблюдение включает внутренний мыслительный поиск и анализ предполагаемого решения, носит разведывательный, познавательный характер. Опыт, в процессе которого внутренний поиск сочетается с процедурой проектирования, способствует приобретению навыков и умений.