Одним из самых распространенных приемов обучения компьютерной графике является комбинированное занятие, которое имеет неоднородную структуру и обладает рядом достоинств: обеспечивает многократную смену видов деятельности, обеспечивает обратную связь и управление педагогическим процессом, способствует реализации индивидуального подхода в обучении, создает необходимые условия для быстрого применения новых знаний.
Учебные фрагменты на уроках информатики можно классифицировать по объему и характеру использования компьютера. На уроках компьютерной графики в рамках кружка можно выделить три основных вида организационного использования кабинета информатики: демонстрация, фронтальная работа, практикум. Применяются следующие методы обучения: наглядный, словесный, практический.
Во время демонстрации, учитель с помощью локальной сети показывает на мониторах различные учебные элементы содержания курса. Ученики воспроизводят увиденное на экране своих компьютеров. С возрастанием графических способностей современных компьютеров, становится очевидным, что основной дидактической функцией демонстрации является сообщение школьникам новой учебной информации.
Фронтальная работа с учащимися осуществляется в форме лекции-визуализации. Одновременно с объяснением теоретического материала, учащиеся соотносят полученные сведения с практикой: при описании теоретической части программы, преподаватель предлагает ученикам использовать описываемые функции программы. Работа проводится пошагово и одновременно со всей группой. Применяемый метод – фронтальная работа преподавателя с группой. Лекция-визуализация применяется как результат возможности реализации принципа наглядности, которая способствует более успешному восприятию и запоминанию учебного материала, позволяет проникнуть в суть познаваемых явлений.
В отличие от фронтальной работы, когда действия преподавателя и учащихся во время объяснения нового материала должны быть синхронными, в практической деятельности, учащиеся занимаются в различном темпе, а порой даже и с различными программными средствами. Роль учителя во время данной практической работы – наблюдение за работой учащихся, а также, при возникновении необходимости, оказание им помощи.
Учащиеся получают индивидуальные задания для продолжительной самостоятельной работы (в течение одного-двух или более занятий, включая выполнение части задания вне уроков, т.е. получение домашнего задания). Как правило, такое задание выдается для отработки знаний и умений по целой теме пройденного курса.
В ходе практикума преподаватель имеет возможность наблюдать за ходом работы учащихся, оказывать им своевременную помощь. Если возникает необходимость, приглашает всех учащихся к обсуждению общих вопросов, обращая внимание на характерные ошибки.
При длительной работе учащихся за компьютером, преподаватель должен учитывать гигиенические требования к организации работы учащихся за ПК. Необходимо следить, чтобы время непрерывной работы учеников за компьютером не превышало рекомендуемых норм.
В условиях распространения современных технологий компьютерного обучения, которые используют различные интерактивные педагогические средства и берут на себя большое количество педагогических функций, следует отметить, что роль преподавателя сохраняется и ни в коем случае не умаляется. Что же касается самого компьютера, то его роль заключается в содействии и помощи преподавателю и учащимся. Компьютер, вооруженный хорошими педагогическими программными средствами, помогает преподавателю совершенствовать свой стиль работы. Вычислительная машина перенимает на себя многие рутинные функции и оставляет преподавателю широкое поле наиболее творческих, истинно человеческих задач, таких как обучение, воспитание и развитие детей. При всех достижениях технологического прогресса, компьютер не способен вести дискуссии на различные темы, поддерживать дисциплину во время занятий, выбирать необходимый уровень детализации при объяснении нового материала и повторения старого для учащихся с различной степенью успеваемости. Также он не способен заменить личностного общения преподавателя с учениками и.
Также нельзя недооценить применение в учебном процессе метода проектов. В этом случае речь пойдет о разработке учебного проекта, понимаемого как организованная целенаправленная деятельность. Проектом может быть компьютерный курс для изучения определенной темы, логическая игра, макет лабораторного оборудования, смоделированный на компьютере. Даже тематическое общение по электронной почте. В простейшем случае решаются задачи проектирования рисунков животных, строений, симметричных узоров и т.п.
Существует ряд необходимых условий, для реализации метода проектов:
1. Учащимся следует предоставить достаточно широкий набор проектов для возможности выбора. Проекты могут быть как индивидуального, так и коллективного характера. Последние способствуют освоению учениками коллективных способов работы.
2. Учащиеся должны обладать достаточной информацией для осуществления проекта. Преподаватель должен уметь предоставить полную, исчерпывающую инструкцию для решения поставленных задач. При этом важно учитывать индивидуальные способности детей.
3. Для школьника также важна практическая значимость полученного им результата и оценка со стороны окружающих, поэтому учебный проект должен предполагать для исполнителя законченность и целостность проделанной им работы. Желательно, чтобы целостность работы была в игровой или имитационной форме.
4. Как показывает практика, необходимо постараться создать благоприятные условия, при которых школьники имеют возможность обсуждать друг с другом свои успехи и неудачи. При этом обсуждении происходит взаимообучение, которое полезно как для обучаемого, так и для самого обучающего.
Среди средств обучения компьютерной графике можно выделить:
1) Технические средства обучения: компьютерный кабинет, оснащенный компьютерами с соответствующими программами – графическими редакторами (AdobePhotoshop, CorelDraw)
2) Наглядные пособия – лучшие работы учеников по соответствующим темам, а также произведения плакатного искусства, примеры элементов фирменного стиля известных организаций (логотипы, визитки), образцы новогодних открыток и журналов, примеры орнаментальных композиций из истории искусства.
3) Раздаточный материал – диски с библиотеками изображений.
4.4 Тематический план и ход урока
Ход занятия по компьютерной графике в условиях факультативного курса на тему «Графический редактор AdobePhotoshop. Создание иллюстрации к шведской народной сказке».
Тип урока: Тематическое рисование.
Цель: Обучение детей работе в графическом редакторе Adobe Photoshop на примере выполнения иллюстрации к шведской народной сказке.
Задачи:
1. Обучающие:
- Обучить детей навыкам компьютерной графики посредством выполнения иллюстрации к сказке в графическом редакторе Adobe Photoshop.
- Ознакомить учеников с шведским народным эпосом.
2. Развивающие:
- Развить зрительное и эмоциональное осознание детьми окружающего мира.
- Развить творческую и познавательную активность, интерес к современным компьютерным технологиям в области изобразительного искусства.
- Развить интерес к культуре других народов.
3. Воспитательные:
- Воспитать любовь к изобразительному искусству.
- Воспитать эстетическое отношение к окружающему миру.
- Воспитать отношение к компьютеру, как к профессиональному инструменту для рисования и живописи.
Методы обучения:
- Словесные.
- Наглядные.
- Практические.
Видеоряд: Видеофайл, иллюстрирующий возможности графического планшета; изображения персонажей шведских народных сказок.
Оборудование для учителя:
Ноутбук, диджитайзер Wacom Bamboo Fun Pen & Touch А5, таблица с поэтапным выполнением рисунка, изображения сказочных персонажей, картинки-иллюстрации к различным сказкам.
Оборудование для учеников: Компьютер, тетрадь, ручка.
Основные этапы занятия:
1. Организационный момент, постановка цели занятия перед учащимися.
2. Изложение учебного материала.
3. Самостоятельная работа.