Смекни!
smekni.com

Обучение книжной иллюстрации старших школьников на уроках компьютерной графики (стр. 8 из 13)

Требования единства стиля придает изданию художественную завершенность: единообразие структурных элементов, основного и дополнительного текстов, иллюстраций и подписей к ним.

В таком процессе как верстка издания должно достигаться выполнение всех указанных требований.

Условно верстку можно классифицировать по следующим признакам:

1. По виду издания:

1. Книжно-журнальная верстка.

2. Газетная верстка.

3. Акцидентная верстка

2. По конфигурации материалов:

1. Прямая верстка (каждый материал – прямоугольник, колонки одинаковы по высоте).

2. Ломаная (преобладают материалы ступенчатой формы, колонки разновелики по высоте).

3. По расположению материалов относительно центра полосы – вертикальной или горизонтальной линии, делящей полосу на 2 равные части.

Верстка бывает симметричной и асимметричной. Симметричная верстка, если она не формальна, графически уравновешивая противоположные части полосы, уравнивает и их содержательную значимость. Асимметрия, благодаря своему динамизму, ярко подчеркивает главное на полосе.

4. По ширине колонок материала: постоянная (одинаковое количество колонок одного размера) и переменная.

5. По расположению текстового и иллюстративного материала:

1. Открытая – изображения размещаются вверху или внизу каждой полосы.

2. Закрытая – изображения размещаются внутри текста и соприкасаются с текстом двумя или тремя сторонами.

3. Глухая – изображения в многоколонном макете размещаются внутри текста и соприкасаются с ним всеми четырьмя сторонами.

4. Вразрез – текст, потом фото, потом опять текст, т.е. фото делит текст на части

5. В оборку – иллюстрация в углу, которую с двух сторон огибает текст.

6. На полях – небольшие изображения располагаются на полях.

Верстка является не только сборочным процессом, но и оказывает существенное влияние на создание определенной формы издания. Поэтому стиль оформления, наряду с текстом и иллюстрациями, следует рассматривать в качестве исходного компонента верстки.

1. Исходя из функций верстки, она должна отвечать строгим требованиям дизайна и обеспечивать определенные моменты:

2. Наиболее выгодную композиционную структуру издания.

3. Компактное расположение материалов на странице и максимальное использование полезной площади бумаги

Эстетический, привлекательный и выразительный внешний вид будущего печатного издания.

Электронная верстка осуществляется с помощью различных программ. Их представлено на рынке несколько. Наиболее распространенными из них являются программы для подготовки многостраничной верстки – продукты корпорации Adobe (PageMaker, FrameMaker, InDesign), QuarkXPress, Corel Ventura Publisher, TeX. Считается, что у каждой из них своя специализация. Для книжной верстки более адаптированы программы PageMaker, InDesign и XPress, т.к. рассчитаны на работу с иллюстрациями..

Существует достаточно точек зрения на тему того, какая программа идеально подходит для верстки книг. Основными конкурентами являются, конечно, InDesign и XPress. Ярые сторонники есть и у той, у другой программы для верстки. Однако большинство профессиональных верстальщиков сходятся на том, что пока ничего лучше InDesign для верстки книг не изобрели.

Успех задуманной книги большей частью определяется грамотным подходом к созданию файла верстки, вне зависимости от того, в какой программе он будет сделан. Главным образом, верстальщик должен четко представлять структуру книги – рубрикацию. От этого будет зависеть выбор шрифта заголовков, подзаголовков и т.д.

Макет — это набор правил, согласно которым располагаются элементы страницы. Таким образом, макет — это основа верстки. Создание макета верстки предполагает наличие повторяющихся элементов (расстояние между колонками текста, размер запечатываемой области полосы, отступы перед заголовками, размеры полей), одинаковые во всей верстке. Оптимальный дизайн не просто определяет образ книги, от него зависит, сколько усилий придется потратить в процессе верстки. При грамотно выполненном макете верстальщику не нужно задумываться над тем, как расположить элементы на странице, поскольку их положение жестко задано или определено макетной сеткой. Результатом четкого планирования верстки является единый шаблон или несколько шаблонов, по которым создаются все внутренние страницы.

При продумывании композиции книги необходимо не забывать правило золотого сечения, но применять его условно, в зависимости от конкретных задач и возможностей.

Существует много пропорций страницы, т.е. линейных отношений ширины к высоте. При подготовке макета к верстке в основном используются следующие:

1. Геометрически определимые иррациональные пропорции 1:1,41 (отношение стороны квадрата к его диагонали); 1:1,538; 1:1,618 (золотое сечение); 1:1,732

2. Простые рациональные пропорции 1:2, 2:3, 3:4, 5:8 (приближено к золотому сечению), 5:9. Остальные пропорции являются случайными.

Хотя и необъяснимо, но доказано, что человеческий глаз воспринимает плоскости, имеющие геометрически ясные пропорции более приятными или красивыми, чем плоскости, наделенные случайными пропорциями.

Все элементы в книге должны гармонично сочетаться между собой: грамотно подобранный шрифт подходить под формат издания, полоса набора уравновешена размером полей, графические элементы не должны смотреться вычурно и выбиваться из общей стилистики книги. Допуская небрежность хотя бы в одном из элементов книги – в тексте, в цветах, в подборе шрифта, в противоречивом негармоничном оформлении, в выборе низкокачественной бумаги – дизайнер-верстальщик может безвозвратно испортить общее эстетическое впечатление о книге.

Основные элементы макета:

Текстовые элементы по своей значимости имеют разные уровни иерархии, поэтому после определения параметров основного текста необходимо выбрать стили для заголовков. Эффектным является сдвиг заголовка влево относительно вертикали выравнивания текста. Это позволяет быстро просмотреть заголовки по вертикали.

Расстояние между текстом и последующим заголовком, как правило, больше, чем расстояние от этого заголовка до относящегося к нему текста. Все связанные между собой элементы должны отделяться одинаковым по размеру пустым пространством (например, заголовки и относящиеся к ним тексты, иллюстрации и подписи к ним).

Используемая в заголовках гарнитура или кегль должны контрастировать с основным текстом. Подзаголовки должны быть менее контрастными, чем заголовки, но более контрастными, чем основной текст. Основные заголовки (заголовки первого уровня) имеют кегль обычно на 2 пункта выше, а заголовки второго уровня — на 1 пункт выше или тот же кегль, что и у основного текста. Для заголовков любого уровня часто применяют капители. Капителью называют начертание шрифта, когда строчные знаки выглядят как уменьшенные прописные; капитель нельзя путать с прописными уменьшенного кегля, т.к. такое начертание отличается контрастностью и удобочитаемостью по сравнению с истинными прописными.

Колонтитулом называются заголовочные данные, помещаемые над или под текстом каждой страницы. С помощью колонтитулов можно усилить единство всей публикации. Место расположения постоянных колонтитулов принимается в соответствии с типом выключки заголовков в тексте. Колонтитулы должны легко отличаться от основного текста.

Колонцифры (номера страниц) обычно помещаются на одну строку с колонтитулом вверху страницы с выключкой влево или вправо, или в строку нижнего колонтитула с интервалом в одну строку от последней строки текста на странице. В качестве колонцифры чаще всего используют арабские цифры. Иногда колонцифры служат элементом дизайна страницы.

Иллюстрацию следует верстать близко к тексту, к которому она относится, после ссылки на нее. Иллюстрация, равная по ширине наборной полосе, может быть установлена вверху, внизу или на оптической середине полосы вразрез. При заверстке вразрез двух иллюстраций одна под другой между ними должно быть не менее трех строк текста, не считая подписи, и обе иллюстрации должны располагаться на оптической середине полосы. Правило приводности при заверстке иллюстраций вразрез также строго выполняется, т.е. размер иллюстрации с подписью и отбивками от текста сверху и снизу должен быть кратен интерлиньяжу основного набора. Иллюстрация отбивается от текста в пределах цицеро.

При создании макета книги Шведских народных сказок была использована программа электронной вёрстки AdobeInDesign. В настройках документа был выбран размер листа формата А4, значения полей выставлены на 2,5 сантиметра по верхней и боковым сторонам и 4,5 сантиметра по нижней стороне. К верхней, нижней и внешней сторонам был применен учет выпуска на обрез 2 миллиметра. На обложку книги был учтен выпуск на обрез 5 миллиметров.

После заполнения поля параметров документа, на страницы переносятся иллюстрации, сохраненные в формате *.tiff. Далее производится перемещение слоя с изображением на задний план, помещаются буквицы и текстовый фрейм через меню Файл – Поместить.

В книге Шведских народных сказок для заголовков был использован несистемный шрифт. Чтобы избежать проблем во время печати, он был переведен в кривые и заблокирован по позиции.

После завершения вёрстки макета книги, он был сохранен в формате *.psd под печать.

3.4 Подготовка к печати, печать и после печатная доработка

Допечатная подготовка — это комплекс мероприятий, позволяющий воспроизвести физиологически (или, по крайней мере, психологически) точную копию оригинала при помощи того или иного печатного процесса, а также позволяющий учитывать большую часть ошибок, которые могут возникнуть при печати, и, соответственно, их исправить (или не допустить), и который заканчивается изготовлением печатных форм.