МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Факультет изобразительного искусства
Отделение очного обучения
Кафедра дизайна и декоративно-прикладного искусства
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ (ДИПЛОМНАЯ) РАБОТА
Тема: «Обучение книжной иллюстрации старших школьников на уроках компьютерной графики»
Специальность – 050602 (изобразительное искусство)
2010 год
Оглавление
Введение
Глава I. Теоретические основы книжной иллюстрации
1.1 Понятие иллюстрации
1.2 История искусства книжной иллюстрации
1.3 Знаменитые художники-иллюстраторы
Глава II. Компьютерная графика в книжной иллюстрации
2.1 Понятие компьютерной графики
2.2 Применение компьютерной графики в книжной иллюстрации
2.3 Графические редакторы, используемые в школе на уроках компьютерной графики
Глава III. Технология выполнения дипломного проекта
3.1 Проектный анализ книги
3.2 Выполнение иллюстраций
3.3 Верстка издания
3.4 Подготовка к печати, печать и послепечатная доработка
Глава IV. Методика обучения книжной иллюстрации старших школьников на уроках компьютерной графики
4.1 Эстетическое воспитание ребенка средствами компьютерной графики
4.2 Цели, задачи и содержание занятий факультативного курса
4.3 Методы, приемы, средства обучения компьютерной графики
4.4 Тематический план и ход урока
Заключение
Список литературы
Введение
Проблема исследования и его актуальность. В наше время компьютерная графика стала основным средством связи между человеком и компьютером, т. к. в графическом виде результаты становятся более наглядными и понятными. С каждым днем компьютерные технологии развиваются и приобретают все более широкое распространение в разных областях жизни, в том числе и в сфере изобразительного искусства. Как известно, дети и подростки усваивают новые знания и навыки проще, чем взрослые, при условии интереса к изучаемому предмету. По этой причине занятия компьютерной графикой должны стать неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса.
Серьезной проблемой в контексте современной реальности является недостаточное внимание к обучению компьютерной графике в школе, а также отсутствие необходимых условий, средств и квалифицированных специалистов в данной области. Поэтому необходимо создать все условия для реализации обучения компьютерной графике в каждой общеобразовательной школе. Потребность в применении информационных компьютерных технологий в области художественного образования подтверждает целесообразность, своевременность и актуальность данного исследования.
Цель исследования – разработка и экспериментальное апробирование содержания и педагогической технологии обучения компьютерной графике учеников общеобразовательной школы.
Предмет исследования – разработка методики обучения учащихся общеобразовательной школы компьютерной графике на примере работы над оформлением книги сказок для детей.
Объект исследования – дидактические аспекты процесса обучения компьютерной графике учащихся средней общеобразовательной школы.
Методологической основой исследования являются труды ведущих педагогов, психологов, теоретиков искусства, и практикующих художников: С. В. Симоновича, Г. А. Евсеева, А. Г. Алексеева, С. В. Кошелевой, А. С. Дерягина, Л. С. Выготского, Е. В. Лебедева, Р. Черных, Б. Дехтерева, Д. Херна, М. Паулина Бейкера и др.
Востребованность компьютерной графики возрастает в разных отраслях дизайна: промышленного, архитектурного, полиграфического, художественного и других. Ребенок ежедневно встречается с компьютерной графикой, листая свои первые книжки, разглядывая иллюстрации, всматриваясь в текст. Как правило, эти книги сверстаны с помощью компьютерной издательской системы, иллюстрации разработаны или отсканированы, а затем обработаны в каком-либо графическом редакторе.
Наверное, многие из вас смотрели современные зарубежные мультфильмы «Мадагаскар», «Ледниковый период», «Сезон Охоты», а также российские мультфильмы «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Алеша Попович и Тугарин Змей», «Князь Владимир». Всё это продукты компьютерной графики. Также ее элементы часто встречаются в программах, посвященных путешествиям, кулинарным рецептам, юмору, в фильмах и передачах можно увидеть анимированных героев.
Этот список можно продолжать бесконечно, поскольку многочисленные элементы дизайна и окружающей человека неодушевленной среды все чаще создаются с помощью компьютерной графики, а количество специализированных программ постоянно растет.
Таким образом, компьютер в наше время стал универсальным инструментом художников, оформителей, дизайнеров и мультипликаторов.
Компьютерная графика зародилась на рубеже 40-х и 50-х годов в США, но "доступ в массы" получила в первой половине 80-годов. Это было связано с возникновением персональных компьютеров, доступных на Западе практически каждому. Ряд уникальных свойств, которыми обладает данный вид искусства, отличает ее от всех традиционных способов создания графического образа. Прежде всего, это легкость манипулирования изображением. Ребенку очень просто не только стереть какие-то его части и добавить новые, но и заменить один цвет на другой, высветлить или затемнить и даже поменять всю гамму. С помощью графического редактора на экране компьютера дети могут создавать сложные многоцветные композиции, редактировать их, меняя и улучшая, вводить в рисунок различные шрифтовые элементы, получать на основе созданных композиций готовую печатную продукцию.
Работая с большим интересом, дети легко и быстро входят в мир компьютерной графики. Этому способствуют дружественные интерфейсы современных графических оболочек. Например, самый простой программный продукт по созданию компьютерной графики, интегрированный в ОС Windows, графический редактор Paint. Программа легко поддается освоению детьми даже младшего школьного возраста, для старших школьников она выступает первой по счету программой для ознакомления с компьютерной графикой. Работы, выполненные в редакторе Paint, радуют глаз своими яркими, насыщенными цветами. Работая в Paint, дети становятся подготовленными для освоения более сложных программ, таких как Corel DRAW, Adobe Photoshop и др.
На уроках компьютерной графики дети приобретают базу знаний в области компьютерного изобразительного искусства, изучают его основные направления и возможности при освоении наиболее распространенных и часто используемых программных средств. На примере программ Paint и Adobe Photoshop дети осваивают азы растровой графики. Возможности векторной графики изучаются на основе программы Corel DRAW.