Смекни!
smekni.com

Влияние дидактических игр на умственное развитие детей подготовительной к школе группе (стр. 8 из 10)

11. Дьяченко О. Игры и упражнения для развития умственных способностей детей. // Дошкольное развитие.– 2008. – №4. – С.46-58

12. Каличенко А.В., Микляева Ю.В. Развитие игровой деятельности дошкольников. – М.: Высшее образование, 2004. – 296 с.

13. Козлова И.Ф., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Наука, 2008. – 256 с.

14. Логинова В.И. Развитие и развитие детей в детском саду. – СПб: Питер, 2005. – 374 с.

15. Логинова ВИ, Саморукова П.Г. Дошкольная педагогика. Ч.1. – М.: ФРОНТ, 2008. – 487 с.

16. Мухина В.С. Игрушка как средство психического развития ребенка. / Вопросы психологии. – 2008. – № 2. – С. 123-128.

17. Мухина В.С. Психология дошкольника. – М.: Просвещение, 2005. – 348 с.

18. Немов Р.С. Психология. КН. 2. – М.: Владос, 2003. – 497 с.

19. Пинкевич А.П. Педагогика. – М.: Наука, 2008. – 286 с.

20. Программа воспитания и обучения в детском саду / Васильева М.А. – М.: Инфра-М, 2007. – 196 с.

21. Психология и педагогика игры дошкольника. / Под ред. А.В.Запорожца и А.П. Усовой. – М.: АзБука, 2006. – 278 с.

22. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. – М.: ФРОНТ, 2009. – 245 с.

23. Рыжкова И. Учимся играя. // Дошкольное развитие. – 2004. – № 2. – С. 23-27

24. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. Пособие для воспитателя д/с. – М.: Просвещение, 2002. – 359 с.

25. Сорокина А.И., Батурина Е.Г. Игры с правилами в детском саду: сборник дидактических и подвижных игр. – М.: Наука, 2002. – 243 с.

26. Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. – Минск, Беларусь, 2006. – 348 с.

27. Умственное развитие детей дошкольного возраста. / Под ред. Н.Н. Поддьякова, Ф.А.Сохина. – М.: Просвещение, 2004. – 342 с.

28. Урунтаева А.Г. Диагностика психологических особенностей дошкольника. – М.: Инфра-М, 2006. – 274 с.

29. Урунтаева А.Г. Дошкольная психология. – М.: Наука, 2009. – 483 с.

30. Калинченко А.В. Значение игр с моделями в умственном развитии детей дошкольного возраста. // Материалы V городской научно-практической конференции молодых ученых и студентов высшего и среднего образования городского подчинения. – М.: МГППУ, 2006. – 320с.

Приложения

Приложение 1

Методика «Нелепицы»

Инструкция испытуемому.

Ребенку предлагается рассмотреть картинку. Через 30 секунд экспериментатор спрашивает: «Рассмотрел?» Если ответ отрицательный или неопределенный, дается еще время. Если утвердительный, испытуемому предлагается рассказать, что нарисовано на картинке. В случае затруднения ребенку оказывается помощь:

- Стимулирующая. Исследователь помогает ребенку начать отвечать, преодолеть возможную неуверенность. Он подбадривает ребенка, показывает свое положительное отношение к его высказываниям, задает вопросы, побуждающие к ответу: «Понравилась ли тебе картинка?», «Что понравилось?», «Хорошо, молодец, правильно думаешь»,

- Направляющая. Если побуждающих вопросов оказывается недостаточно, чтобы вызвать активность ребенка, задаются прямые вопросы: «Смешная картинка?», «Что в ней смешного?»,

- Обучающая. Вместе с ребенком рассматривается какой-то фрагмент картинки и выявляется его нелепость: «Посмотри, что здесь нарисовано?», «А такое может быть в жизни?», «Тебе не кажется, что здесь что-то перепутано?», «А еще здесь есть что-нибудь необычное?».

Приложение 2

Нахождение недостающих частей рисунка среди предложенных на выбор

Приложение 3

Задания на нахождение предметов, объединенных каким-то общим признаком (обобщение и классификация):

Приложение 4

Задания на нахождение закономерностей:

Приложение 5

Методика «Простейшие умозаключения»

Приложение 6

Задания на установление логических связей:

Приложение 7

Игра «Город строителей»

Дидактическая задача: позволяет раскрыть творческие способности.

План города может включать не только архитектуру зданий, но и парков, садов, зон отдыха, пляжей, игровых площадок, дорожных развязок. Реализовать замысел позволяет конструктор. Дети с интересом строят указанное на придуманной плане и рассказывают, как в городе живет выбранная ими кукла или сказочный герой. Такая игра очень продолжительна по времени, и почти всегда требуется прервать ее.

Дети рисуют и оформляют настольную игру. Разработанная заранее модель показывает, где будет дом путешественников, сколько «шагов» от их дома до леса, в котором можно заблудиться; где течет река, по которой на лодке можно спуститься вниз по течению и избежать множество ловушек; где будет засада разбойников, или логово хищного зверя, около которого нельзя останавливаться фишке, а где спрятаны сокровища, которые путешественники должны непременно отыскать.

Изготовляя по модели игру, дети строят домики и избушки из конструктора и ставят их на лист-основу игры, рисуют на этом листе реку, наклеивают на него деревья из бумаги, отмечают «шаги», по которым будут идти путешественники по приказу кубика.

Приложение 8

«Узнай элементы узора»

Дидактическая задача. Уточнить и закрепить представления об основных элементах какой-либо росписи, учить вычленять отдельные элементы узора, развивать наблюдательность, внимание, память и быстроту реакции, вызвать интерес к росписи.

Материал. Большие карты, украшенные какой-либо росписью, в нижней части которых три-четыре свободных окошка. Маленькие карточки с отдельными элементами узора, среди которых вырианы росписи, отличающиеся цветом, деталями.

Игровые правила. Определить какие из предложенных карточек с изображением элементов росписи подходят к элементам узора основной карты.

Ход игры. Получив большую карту и несколько маленьких, внимательно рассмотрев их, играющие выбирают те элементы, которые встречаются в узоре, и выкладывают их в пустые окошки. Ведущий следит за правильностью выполнения задания.

Варианты. Игрокам выдают большие карты, у ведущего – маленькие. Он показывает карточки по одной. У кого из игроков найдется такой элемент в узоре на большой карте, забирает его себе. Выигрывает тот, кто быстрее соберет все элементы своего узора.

Игрокам выдают большие карты, маленькие – у ведущего. Чтобы получить нужную карточку игрок должен описать ее, например: «Мне нужна карточка на красном фоне, на которой есть черная смородинка». Если задание он выполнил точно и правильно, ведущий выдает ему карточку. Если в описании допустил ошибки, пропускает ход.

До начала игры воспитатель составляет комплект из трех – четырех карточек, элементы которого соответствуют узору одного из изделий. Большие карты перемешиваются. Игроки получают по одному двум приборам. Их задача: к имеющемуся набору элементу подобрать карту с изделием. Выигрывает тот кто выполнил задание.

Приложение 9

«Домино»

Дидактическая задача. Закрепить представления об основных элементах какой-либо росписи, научить различать и сравнивать их между собой, правильно называть, пользуясь названиями, придуманными мастерами промысла, развивать наблюдательность, внимание, быстроту реакции, вызвать интерес к росписи.

Материал. Карточки прямоугольной формы, разделенные на две части. На каждой из них изображен элемент узора; варианты отличаются цветом, деталями.

Игровые привила. Игроки выкладывают карточки, чтобы изображение какого-либо элемента точно соответствовало тому же изображению другой карточки. Выигрывает тот, кто первым выложит все свои карточки

Ход игры. Принимают участие от двух и более детей. Все карточки выкладывают в центр стола рисунками вниз – это «базар». Каждый игрок набирает определенное количество карточек, о чем договариваются до начала игры. Первым делает ход тот, у кого есть карточка-дуплет. Следующий игрок находит у себя карточку с таким же элементом и кладет ее к первой. Если нет нужной игрок пользуется «базаром». Если «базар» пуст – пропускает ход. Выигрывает тот, кто раньше других освободится от карточек.

Вариант. Игрок делает ход и называет элемент росписи. Если название не верное, ход пропускается.

Приложение 10

«Найди пару»

Материал. Прямоугольные карточки, разделенные на две клеточки: одна с элементами узора, другая – пустая. Карточки с вариантами элементов узора, образующие пары к рисункам на полосках.

Игровые правила. Игроки подбирают карточки в соответствии с рисунком на больших картах. Выигрывает тот, кто первым подберет пары всех элементов на своих карточках.

Ход игры. Принимают участие от двух и более детей. Ведущий раздает каждому одинаковое количество двойных карт, маленькие перемешиваются в центре стола. По команде ведущего играющие подбирают пару элементам на своих карточках.