Смекни!
smekni.com

Музыкально-сенсорное развитие дошкольников (стр. 4 из 6)

При разучивании плясок, хороводов, танцев лучше использовать озвученные игрушки и музыкальные инструменты.

Музыкально-ритмическая деятельность детей проходит более успешно, если обучение элементам танцевальных движений осуществляется в сочетании с музыкально-дидактическими играми с выполнением творческих заданий.

Роль воспитателя в детской игре велика: он направляет ее, следит за взаимоотношениями играющих. Еще А.С.Макаренко писал: «И я как педагог должен с ними играть. Если я только буду приучать, требовать, настаивать, я буду посторонней силой, может быть полезной, но не близкой. Я должен немного играть, и я этого требовал от всех своих коллег». (9; с.38)

Результативность обучения в музыкально-дидактической игре создается тогда, когда воспитатель сам активно участвует в этой игре, становится ее полноправным участником. Игра прекрасная форма деятельности, способствующая привитию умения приблизить, расположить к себе всех детей, в том числе и малоактивных.

Организуя музыкальные игры, необходимо предоставлять детям больше самостоятельности. Практика показывает, что чем больше доверяешь детям, тем сознательнее, добросовестнее они относятся к порученному.

Музыкально-дидактические игры отличаются от пособий тем, что они предполагают наличие определенных правил, игровых действий или сюжета.

Музыкально-дидактические пособия включают зрительную наглядность (карточки, картинки с передвижными деталями).

Различение свойств музыкальных звуков (высота, динамика, тембр) лежит в основе музыкально-сенсорных способностей.

Развитие музыкально-сенсорных способностей является средством активизации слухового внимания детей, накопления первичных ориентировок в языке музыки.

Существуют разные квалификации игр и пособий. Например, Н.А. Ветлугина разделяет игры для развития музыкально-сенсорных способностей на настольные, подвижные и хороводные.

Иногда игры и пособия подразделяются на основании вида музыкальной деятельности, который осваивается с их помощью.

Так Л.Н. Комиссарова выделяет три группы музыкально-дидактических пособий для развития музыкального восприятия. Для различения характера музыки, элементов изобразительности и средств музыкальной выразительности.

Поскольку одной из основных задач музыкального воспитания детей является развитие музыкальных способностей, можно квалифицировать игры и пособия именно по этому основанию – их возможностям в развитии каждой из трех основных музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлении и чувства ритма.

Игры и пособия для развития ладового чувства способствуют узнаванию знакомых мелодий, определению характера музыки, смены построений в отдельных частях произведения, различению жанра. Здесь могут применяться все виды игр и пособий. Это и настольные игры типа лото, где дети закрепляют соответствующий рисунок мелодии, используются подвижные игры, сюжетные и не сюжетные, в которых дети согласуют движения персонажей с характером музыки, сменой жанров.

Игры и пособия для развития музыкально-слуховых представлений связанных с различением и воспроизведением звуковысотного движения.

Детям нравятся игры, включающие воспроизведение мелодии голосом или на музыкальном инструменте.

Для активизации музыкально-слуховых представлений применяются музыкально-дидактические пособия, настольные и хороводные игры.

Моделирование отношений звуков по высоте с помощью различных средств позволяет развивать способность музыкально-слуховых представлений, связывая воедино слуховые, зрительные, и двигательные представления детей.

Развитие чувства ритма, способности активно (двигательно) переживать музыку, ощущать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить – предполагает использование музыкально-дидактических игр и пособий, связанных с воспроизведением ритмического рисунка мелодии в хлопках, на музыкальных инструментах и передачей смены характера музыки с помощью движений.

Применяются все виды игр для передачи ритма и характера музыки в движениях.

Таким образом, музыкально-дидактические игры и пособия соединяют в себе различное сочетание методов музыкального воспитания. Образная, игровая форма, применение разнообразных упражнений позволяют поддерживать у детей интерес к деятельности, осуществлять ее более успешно.

Развитие у детей музыкальных способностей должно быть постоянно в поле зрения педагога, осуществляться различными методами и средствами, в том числе с помощью музыкально-дидактических игр и пособий.

2.2 Проведение практической работы, заключающейся в использовании музыкально-дидактических игр и пособий на развитие музыкально сенсорных способностей у детей и особенно на развитие чувства ритма

Работа велась на базе ГУО «Ясли-сад» № 46 г. Барановичи с детьми старшего дошкольного возраста с разным уровнем музыкальных способностей и возможностей (Приложение А).

Музыкальные занятия проходили в музыкальном зале, оснащенном необходимым оборудованием, позволяющем проводить музыкально-дидактические игры на развитие всех музыкально-сенсорных способностей.

Результативность музыкальных занятий позволила судить о том, что они проводились по установленному расписанию и в соответствии и программными требованиями.

В качестве ведущих методов музыкально-сенсорного воспитания выступали наглядно-зрительный и наглядно-слуховой методы в сочетании со словесным. Широко использовались словесные пояснения, указания, вопросы к детям.

Для того, чтобы музыкально-сенсорные способности детей были успешно сформированы, необходимо наметить пути их формирования. Для этого очень важно знать какова музыкальность каждого ребенка.

Это можно выявить только в ходе многократных наблюдений и занятий. Только тогда, по мнению Л.С.Выготского, можно судить об уровне музыкального развития ребенка.

Поэтому в практической части работа велась по двум этапам:

- подготовительный

- основной.

На подготовительном этапе, который длился в течение двух месяцев, детям было дано общее представление обо всех видах музыкально-дидактических игр с использованием следующих музыкально-сенсорных задач.

1. Развитие звуковысотного слуха

2. Развитие динамического слуха

3. Формирование тембрового восприятия

4. Совершенствование чувства ритма

Были использованы музыкально-дидактические игры Кононовой Н.Г., Комиссаровой Л.Н., Костиной Э.П., Михайловой М.А. На занятие к детям всегда приходил игровой персонаж Незнайка. Дети общались с ним, выступали в роли старших товарищей и «учителей», когда ставилась цель чему-то обучить. Стремясь всему научить Незнайку, дети обучались сами. Благодаря этому все занятия проходили в игровой форме. Дети были очень эмоциональны, активны, откликались на музыкальные задания с большим желанием.

Незнайка в какой-то степени способствовал достижению высоких результатов и эффективности проводимых музыкально-дидактических игр. «Колобок» (Приложение Б).

Потом детям было предложено в качестве усложнения задания изобразить героев сказки. Им были даны шапочки, для того, чтобы они лучше вошли в образ, и должны были спеть определенную фразу, меняя интонацию голоса, в зависимости от того, какого героя они изображают, и при этом еще придумать движения.

Например

Я серенький зайчишка

Меня зовут трусишкой.

Ребенок должен был пропеть это с трусливой интонацией.

Я волк – зубами щелк,

Свирепая интонация.

Я медведь – люблю реветь.

Интонация голоса должна быть грозная.

Я рыжая лисичка

Я хитрая сестричка.

Интонация голоса нежная и в то же время хитрая. (Лиса могла петь и нежной, ласковой интонацией).

Игра позволяла воспитывать у детей внимание, быстроту реакции, умения слушать пение детей. А задания в занимательной игровой форме способствовали не только тому, что дети были очень эмоциональны и активны, но и совершенствованию динамического слуха и певческих навыков.

Для повышения интереса и эмоциональной активности у детей была использована музыкально-дидактическая подвижная игра, инсценировка небольшой сказки, где дети, изображая героев, должны были различать слова «громко», «тихо», «чуть потише», «чуть погромче» и изображать это.

Каждый раз героев играли дети с разным уровнем сформированности динамического слуха, и день ото дня можно было наблюдать что-то новое с элементами творчества детей (Приложение В).

Вся работа помогла выявить, что чувство ритма развито у старших дошкольников наиболее слабо, что и послужило основанием в дальнейшем для проведения, на основном этапе музыкально-дидактических игр только на развитие этой способности. Как известно, чувства ритма составляет основу эмоциональной отзывчивости на музыку. И подобранные музыкально-дидактические игры и пособия, несомненно, должны были служить этой цели.

Для успешного формирования музыкально-сенсорных способностей и для достижения более высокого результата работы был внесен элемент новизны – сочетание любой музыкально-сенсорной задачи с развитием чувства ритма.

Были использованы следующие игры.

«Подумай и отгадай»

Цель: придумывать детали ритмических рисунков, повтор уже знакомых, закрепление длительностей нот.

Материал: карточки (по числу играющих), на которых изображены медведь, зайчик, птичка.

Ход: Детям раздаются карточки. На фортепиано звучат соответствующие мелодии: «Зайчик» Н.Старокадамского, «Медведь» В.Ребикова, «Воробушки» М.Красева. Дети узнают мелодии и поднимают соответствующие карточки.

В качестве усложнения на следующем занятии детям было предложено прохлопать соответствующие мелодиям, ритмические рисунки и попробовать придумать свои, очень простые.

На следующем занятии дети уже должны были под песню «Вместе весело шагать» попробовать показать движениями героев: зайка прыгает - используются четвертные и восьмые ноты; медведь - целые ноты и половинки; птички – восьмые и шестнадцатые.