Смекни!
smekni.com

Музыкально-сенсорное развитие дошкольников (стр. 5 из 6)

Эта музыкально-дидактическая игра значительно улучшила реакцию детей на различение длительностей нот, способствовала более быстрому формированию звуковысотного слуха и чувства ритма.

«Прогулка»

Цель: закрепление длительностей нот, развитие чувства ритма.

Игровой материал: музыкальные инструменты по числу играющих (молоточки, барабан, бубен, кселофон, металлофон, колокольчик, музыкальные тарелки).

Ход игры: Взрослый: «Сейчас, ребята, мы отправимся с вами на прогулку, но это будет необычная прогулка, мы будем гулять, помогут нам в этом музыкальные инструменты. Вот мы с вами спускаемся по лестнице (медленные удары молоточком по столу), а теперь мы вышли на улицу. Светит яркое солнышко, мы обрадовались, побежали (частые удары по барабану или можно молоточками по столу). Мы гуляли, веселились, но вдруг появилась туча, подул ветер, ударил гром, сверкнула молния, и пошел дождь. Сначала это были редкие капли, а потом начался частый сильный ливень (ритм ускоряется, дети могут стучать в барабан, бубен, молоточками по металлофону, ударять в тарелки, колокольчиком передавать редкие капли дождя; используются все инструменты для передачи состояния погоды; редкие капли дождя и сильный частый ливень дети передают в определенном ритме, вследствие чего у них закрепляются знания о длительностях нот)».

Взрослый: «Испугались ребята такой погоды и побежали домой, - снова быстрые и ритмичные удары».

Игра постепенно усложнялась, дети с помощью взрослого придумывали новые события, которые происходили на «прогулке», и каждый раз ритмические рисунки становились все разнообразнее и сложнее.

2.3 Анализ и результаты практической работы

Все используемые музыкально-дидактические игры и пособия применялись в течение нескольких занятий, постепенно становясь разнообразней и сложней, что позволило судить о своеобразии музыкального развития каждого ребенка и соответственно корректировать содержанием музыкальных занятий.

Кроме того, для более успешного развития у старших дошкольников чувство ритма были использованы фрагменты системы элементарного музицирования австрийского композитора Карла Орфа.

В результате музыкальных занятий было выявлено:

- слуховое внимание детей стало более организованным;

- появилась быстрая и четкая реакция на высокие и низкие звуки;

- ритм, передаваемый детьми, стал более точным не только в хлопках, но и в передаче его звучащими жестами и на металлофоне;

- улучшилась реакция детей на определении инструментов по тембровому и динамическому звучанию.

Завершает работу конкретный практический материал, который отражен в приложении (Приложение Г).

Проведенная работа показала, что в соответствии с целью, объектом, предметом исследования, и в процессе изучения методической литературы по проблеме у детей музыкально-сенсорных способностей, мы пришли к выводу, что именно дошкольный возраст чрезвычайно важен для развития общих музыкальных способностей ребенка, в том числе и музыкально-сенсорных. И развитие этих способностей у каждого ребенка должно быть постоянно в поле зрения у воспитателя, музыкально руководителя, осуществляться различными методами и средствами. В том числе с помощью музыкально-дидактических игр и пособий.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В практической части проводимой работы мы убедились в том, что если в процессе музыкальной деятельности будут развиваться музыкально-сенсорные способности у всех детей без исключения это не пройдет бесследно для их последующего музыкально развития.

Предлагаемые музыкально-дидактические игры, фрагменты занятий не являлись самоцелью, а лишь способствовали развитию не только музыкально-сенсорных способностей, но и творческих.

Наработанный наглядный вспомогательный музыкальный материал позволил в простой доступной игровой форме дать детям представление о свойствах музыкального звука, о выразительных возможностях музыки, научить различать гамму чувств, настроений, предаваемых ею.

Мы пришли к выводу, что музыкальные задания, выполненные с помощью музыкально-дидактических игр и пособий, вызывает интерес, активность у детей, развивают самостоятельность в музыкальной деятельности, которая приобретает творческий характер.

Предлагаемый обобщенный, систематизированный опыт со старшими дошкольниками по развитию у них музыкально-сенсорных способностей доступен в овладении любым педагогом, музыкальным руководителем, и может быть рекомендован для использования его в детских дошкольных образовательных учреждениях, как на музыкальном занятии, так и в индивидуальной работе с детьми.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Ветлугина, Н. А. Методика музыкального воспитания в детском саду. – издательство «просвещение». – Москва. - 1989. - 367с.

2 Козлова, С. А. Дошкольная педагогика / С.А.Козлова, Т.А.Куликова. – М.: Изд-во центр «Академия», 2000. - 280с.

3 Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум. — СПб.: Питер, 2005. - 940с.

4 Кураев, Г. А. Возрастная психология. Курс лекций / Г. А. Кураев, Е.Н. Пожарская. – Ростов - на-Дону, 2002. – 140 с.

5 Мухина, В. С. Возрастная психология. Учебник для вузов / В.С. Мухина. – М: Академия, 1999. – 456 с.

6 Никашина, Г. А. Воспитание эстетических чувств у дошкольников на музыкальных занятиях: Пособие для музык. рук. и педагогов дошк. Учреждений. Мн., 2000. – 168 с.

7 Никашина, Г. А. Восприятие музыки как творческий процесс // Новые технологии в воспитании и обучении дошкольников: Материалы междунар. научн. - практ. конф., 27 -29 мая 1996 г. Могилёв, 1996. – С. 26-29.

8 Нікашына, Г. А. Музычнае ўспрыманне // Пралеска. 1993. №10. – С. 18-20.

9 Нікашына, Г. А. Музычная гульня як сродак развіцця эмацыянальнай спагадлівасці // Пралеска. 1995. №3 (2). – С. 16-21.

10Никашина, Г. А. Педагогические условия воспитания эстетических чувств у старших дошкольников на музыкальных занятиях // Материалы исследований молодых ученых, аспирантов, соискателей и студентов. Могилев, 1997. – С. 101-104.

11 Павлова, Л. С. Раннее детство: воспитание любознательности / Л.С. Павлова Дошкольное воспитание.- 2006.- №12. – С. 113-118.

12 Петрова, И.А. Обучение, воспитание и развитие детей шестилетнего возраста. : Пособие для учителя / И.А. Петрова.- М.: Просвещение, 1990.- 95с.

13 Рева, В. П. Восприятие музыки школьниками: Пособие для учителей: В 2 ч. Мн., 2000. Ч. 1: Развитие музыкального восприятия у школьников. – 134 с.

14 Смирнова, Е. А. Ранний возраст: игры, развивающие познавательную активность Е. А. Смирнова Дошкольное воспитание. - 2009. - № 2. - С. 22-27.

15 Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. – Москва, 1992.- 387с.

16 Тарасова, К. В. Онтогенез музыкальных способностей: (Педагогичская наука – реформе школы). М., 1988. – 176 с.

17 Теплов, Б. М. Избранные труды: В 2 т. Сост. Н. С. Лейтес. М., 1985. Т. 1 – 329 с.

18 Ходонович, Л. С. Игра как форма диагностики в музыкальном воспитании дошкольников Личность и музыка: Материалы междунар. конф., 1-3 окт. 1988 г. Мн., 1998. – С. 49-51.

19Холопова, В. Н.Музыка как вид искусства: В 2 ч М., 1990. Ч. 1: Музыкальное произведение как феномен. – 139 с.

20Цеплитис, Л. К. Анализ речевой интонации. Рига, 1974. – 272 с.

21 Чехонина, О. Н. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности. / О. Н. Чехонина // Дошкольное воспитание. - 2007.- № 6. - С. 13-16.


ПРИЛОЖЕНИЕ А

Список детей группы

1. Алексеенко Алексей (5 лет 2 мес.)

2. Грицевич Антон ( 5лет 11мес.)

3. Громыко Марк (6лет 3мес.)

4. Климко Евгений (6лет 4 мес.)

5. Лемешевская Валерия (5лет 1мес.)

6. Моисеев Илья (5лет 2 мес.)

7. Малащенко Егор (5лет 3 мес.)

8. Наливко Максим (6 лет 3 мес.)

9. Петкун Андрей (5лет 4 мес.)

10. Покало Анна (5лет 3мес)

11. Плиско Карина (6лет 4 мес.)

12. Рубашкина Александра (6лет 1мес.)

13. Талерчик Александра (6 лет)

14. Севрук Варвара (5лет 4 мес.)

15. Чернобай Евгений (6лет 1мес.)

16. Шепелюк Маргарита (5лет 3мес)

17. Ёрш Ангелина (5лет 4 мес.)


ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Игра «Колобок»

Цель: развитие слухового внимания, динамического слуха, учить менять интонацию голоса.

Игровой материал: вырезанный из бумаги колобок, небольшие предметы, изображающие стог сена, елку, пенек, домик, гриб, указка, игровое поле-стол, шапочки зайца, волка, лисы и медведя.

Ход игры: все предметы расставлены на игровом поле. Водящий выходит за дверь или отворачивается от играющих. Участники договариваются, за какую фигурку они спрячут колобка, затем зовут водящего. Входит водящий и в это время звучит текст:

Укатился колобок, колобок – румяный бок.

Как же нам его найти, к деду с бабой принести?

Ну-ка, Оля…(имя любого ребенка) по дорожке походи

И по песенке веселой колобок ты отыщи.

Играющие поют песню «Журавлики» Парцхаладце. Водящий берет указку, водит ею от фигурки к фигурке. Если указка находится далеко от той фигурки, за которой спрятан колобок, то все поют тихим голосом, если близко – громким.


ПРИЛОЖЕНИЕ В

Игра «Кот и мыши»

Жил кот Василий. Ленивый был кот!

Острые зубы и толстый живот.

Очень тихо всегда он ходил.

Громко настойчиво кушать просил.

Да чуть потише на печке храпел.

Вот Вам и все что он делать умел.

Кот как-то раз видит сон вот такой

Будто затеял с мышами он бой.

Громко крича, он их всех исцарапал

Своими зубами, когтистою лапой.

В страхе тут мыши тихо взмолились:

- Ой, пожалей, пощади, сделай милость!

Тут чуть погромче воскликнул кот «Брысь!»-

И врассыпную они понеслись.

Пока кот спал, происходило вот что:

Мыши тихо вышли из норки,

Громко хрустя, съели хлебные корки,

Потом чуть потише смеялись над котом

Они ему хвост завязили бантом.

Василий проснулся и громко чихнул;

К стене повернулся и снова заснул.

А мыши лентяю на спину забрались,

До вечера громко над ним потешались.


Игра «К нам гости пришли»

Цель: развитие тембрового восприятия, совершенствование чувства ритма.