Смекни!
smekni.com

Педагогика Нового и Ветхого завета (стр. 4 из 5)

На основании приведенных педагогических документов можно прийти к заключению, что педагогические идеалы наших предков гораздо больше строились на воззрениях Ветхого Завета, чем Нового. Конечно, в основу всего воспитания ставили душеспасительность, охрану детей от дурных примеров, от зла в его различных видах, высшую цель воспитания они видели в обучении детей страху Божию, повиновению их заповедям Господним. Самую грамотность они определяли как "начальное учение человеком, хотящим разумети божественного писания".[2] Они чрезвычайно почитали книгу как глаголы самого Бога. Книга и божественная мудрость, София, у них отождествлялись; они высоко ставили храмы как место благодатного просвещения, как место, где собраны средства для спасения человека; они почитали монахов и священников, как учителей, наставников, руководителей, и внушали повиноваться им во всем; но отношение свое к детям понимали по-ветхозаветному, не уважали и не ценили детской личности, подавляли самые простые и естественные проявления детской природы — веселье и смех, относились к детям крайне сурово, опасаясь проявить к ним излишнюю любовь и снисходительность. Нежного, кроткого, любвеобильного христианского духа, бережного, заботливого отношения к человеческой личности они не усвоили из христианства, ограничиваясь общими фразами о ценности добродетели и гнусности порока; они более почитали иконы и посты, чем божественное и глубоко человечное учение Христа. Конечно, недостаток настоящего христианского настроения и евангельских отношений родителей к детям не исключал естественной любви к детям со стороны родителей и их забот и попечений о них.

Таким образом, педагогическая система наших предков зарождалась в тесной связи со Священным Писанием. Но при этом учитывалось не истинное значение сути Ветхого и частично Нового Завета, а лишь внешняя, основанная на обрядности и строгой подчиненности традициям. Но с развитием общества, развивалась и педагогическая идея, а вместе с ней и роль Писания в социальной структуре общества.

2.2 Библия в современном обществе

Если при зарождении педагогической системы, Библия играла фундаментальное значение, то сейчас все совсем наоборот. В современном обществе продолжаются беспрецедентные по размаху реформы, затрагивающие все без исключения стороны политической, социальной, экономической и нравственной жизни страны. Незначительные позитивные результаты этих нововведений и преобразований, наметившиеся в последние годы, омрачаются деструктивными тенденциями, которые можно охарактеризовать как кризис нравственности и бездуховности семьи, молодежи и общества. В наиболее явном виде этот кризис проявляется в следующем:

1. Дисбаланс социальных идеалов, который выражается, прежде всего, в явной и безусловной доминанте материальных ценностей над духовными. Естественным следствием этого являются крайне мутные представления детей, молодежи и даже взрослых о таких добродетелях, как любовь, вера, благочестие, целомудрие, милосердие, великодушие, сострадание, справедливость, честность, совестливость, ответственность, гражданственность и патриотизм.

2. Общий рост социальной агрессии. Эта негативная тенденция наиболее ярко выражена у подрастающего поколения и проявляется в формах культа силы и насилия, неадекватной агрессивности и немотивированной жестокости. В стране сохраняется недопустимо высокий уровень детской и подростковой преступности и правонарушений.

3. Бездуховность подрастающего поколения стала почвой для распространения наиболее опасных и разрушительных форм оккультизма, сектантства, наркомании и половой распущенности. [4]

Нет оснований сомневаться, что объективно складывающаяся в молодежной субкультуре система социальных идеалов, ценностей и интересов деструктивна, а подчас социально опасна.

Искажение религиозно-нравственного сознания (определяющего нравственный выбор); эмоциональная, волевая, душевная и духовная незрелость прослеживаются сегодня не только у молодежи и подростков, но и у детей младшего школьного возраста. Современная социальная ситуация развития подрастающего поколения носит драматический характер, о чем свидетельствуют статистические данные средств массовой информации.

При сохранении существующих тенденций в нашем обществе даже позитивные изменения в политической, экономической и социальной сферах не могут положительно повлиять на духовно-нравственное состояние подрастающего поколения. Целостное оздоровление общества и выход его из кризисного состояния возможны лишь при обращении к духовным ценностям народа и историко-культурному наследию. Сама история государства, письменности, культуры, искусства, экономики, общественного уклада жизни и воспитания формировалась под тенью Православия. Без всякого преувеличения можно сказать, что Христианство явилось исторической первоосновой. Особый уклад и образ жизни, имеющий главным ориентиром учение Церкви, непреложным идеалом – Богочеловека Иисуса Христа, а целью – достижение Царства Небесного. [7,52]

Современная семья, как правило, безукладна и живет вне церковной традиции, все более становясь неспособной к духовно-нравственному и трудовому становлению своих чад. Подобная безучастность также растет, и все более наблюдается во взаимодействии семьи и школы.

Современная светская школа, к сожалению, секулярна. Она стоит и хочет стоять вне религиозной жизни, в отрыве от Библии, вновь выдвигая идеал всестороннего развития личности, стремясь к формированию научного мировоззрения, сохраняя свой гуманистический курс. Поэтому сейчас как никогда перед обществом стоит задача духовно-нравственного и культурно-патриотического воспитания подрастающего поколения.

Без обращения к вопросам истории, духовного наследия, православной традиции невозможно вполне оценить кризисное состояние общества, семьи и современной школы. Всякая педагогическая система всегда сильна истинным основанием, многовековой традицией, преемственностью, духовным содержанием, тем, что называется педагогической школой. На протяжении многовековой истории русская педагогика всегда была верна духу Церкви и ее учению. Важно всмотреться в это триединство с педагогической позиции и определить назначение и призвание каждой из этих сфер в деле воспитания подрастающего поколения.

Как известно, воспитание происходило прежде всего и более всего в семье, где ребенок проводил большую часть жизни. Именно в семье закладывались первоосновы воспитания, обучения и даже образования, на которые человек опирался в своей последующей жизни. В семье он впитывал дух, уклад, обычаи и образ отношений всех домочадцев, получал первоначальные трудовые навыки, представления о мире, Боге, Церкви, человеке. Но семья своими силами не могла решить задачу образования, поэтому на помощь ей приходила школа, значительно расширяя и углубляя полученные в семье знания. Школа, в историческом процессе возникшая значительно позже семьи, была призвана поддержать семейное воспитание и восполнить его необходимым комплексом знаний, формирующих христианское мировоззрение учащихся.

Еще более важную – освященную – роль имела Церковь, где подрастающее поколение приобщалось к подлинной церковной жизни – к вероучению, к богослужению, к Таинствам, столь необходимым в духовно-нравственном становлении личности под руководством пастырей.

Этот триединый союз указывает нам на жизненную необходимость объединения усилий семьи, школы и Церкви, а значит, родителей, педагогов и пастырей в воспитании детей и юношества. Безучастность одного из этих трех институтов в попечении о «малых сих», как правило приводит к ущербности в воспитании.

Следует отметить, что сейчас на этом пути чрезвычайно важно триединое сотрудничество государственной школы, семьи и Церкви в их педагогическом попечении о подрастающем поколении детей. Церковная педагогика может обогатить государственную опытом развития духовно-нравственного уклада жизни в многовековой православной традиции, воспитании целостно-гармонической личности, христианским миропониманием. А государственная педагогика – дополнить церковную разработанными научными концепциями, методиками и подходами преподавания.

Назрела необходимость создания целостной концепции Церкви, поддерживающей духовно-нравственные, национально-патриотические традиции и отвечающей современным требованиям психолого-педагогической науки.

Сущность педагогики – душеспасительное попечение и служение больших меньшим. Прежде всего, обратимся к пониманию сущности, к назначению и цели педагогики в христианском осмыслении, главной отличительной особенности и ее категорий. В древнегреческом обществе педагогом именовали раба, приводящего сына своего господина в школу к учителю. Новозаветное понимание, опираясь на этот же смысловой символ, под рабом Господина понимает верующего в Господа педагога. Школой жизни является Библия, а тем таинственным Учителем – сам Христос, который Себя признает и именует Учителем всех учителей.

А) …Вы называете Меня Учителем и Господом (Ин. 13:13);

Б) …не многие делайтесь учителями, ибо один у вас Учитель, Христос.

Назначение педагогики – содействие, развитие и раскрытие богодарованного в личности в период ее становления.

Направленность педагогики – детовождение ко Христу и во Христе через веру и Церковь.

Цель христианской педагогики – приблизить детей к Богу, посредством изучения Библии.

Исходными категориями педагогики являются понятия главного ее предмета и цели. Между этими категориями и выстраивается траектория всего педагогического процесса.

Главным предметом православной педагогики является человек (ребенок) – развивающаяся богоподобная личность с присущими ей психовозрастными, половыми и наследственными особенностями.