Активность человека, по мнению М.С. Кагана, «призвана обеспечить не только его биологическую, но и его социальную жизнь» [29, с. 39].
Итак, активность в философском смысле означает коренное свойство материи и характеризует способность организма приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни с целью самосохранения. Она выражается в определенном поведении организма. Активность человека имеет социальную природу. Благодаря сознанию, человек способен целенаправленно взаимодействовать с природой и обществом, изменяя и преобразуя не только окружающую среду, но и самого себя. Активность выступает как социально одобренный способ поведения и деятельности человека, результатом которого являются соответствующие социально и личностно значимые изменения.
Теоретическая разработка проблемы активности в психологии проводилась К.А. Абульхановой-Славской, Л.Ф. Алексеевой, Б.Г. Ананьевым, Л.С. Выготским, Н.Ф. Добрыниным, А.Г. Ковалевым, А.И. Крупновым, А.Ф. Лазурским, В.Г. Леонтьевым, Б.Ф. Ломовым, В.Н. Мясищевым, А.В. Петровским, С.Л. Рубинштейном, С.Д. Смирновым и др.
Обратимся к рассмотрению сущности понятия активность, даваемому в психологической литературе и попытаемся выделить ее особенности, значимые для понимания профессиональной направленности познавательной активности учителя.
Понятие «активность», по утверждению А.Ф. Лазурского, является основополагающим в психологии. Человек в теории личности А.Ф. Лазурского выступает как активный деятель в окружающей среде. Под «средой» автор понимает не только вещи, природу, людей, «человеческие взаимоотношения, но также идеи, духовные блага, эстетические, моральные и религиозные ценности и т.п.» [43, с. 8]. Человек является не только элементом среды, для существования в которой ему необходимо приспособиться к ней. Но сама среда не является неизменной, она меняется, и эти изменения обусловлены самим человеком. Характер взаимодействия человека со средой зависит от степени одаренности человека (богатство и интенсивность прирожденных способностей) и внешних условий окружающей среды (благоприятствующих или препятствующих проявлению способностей человека). Активность, по мнению автора, это не волевое усилие в узком смысле, а нечто гораздо более широкое, лежащее в основе всех психических процессов и проявлений личности.
Однако человек не сразу становится активным преобразователем среды. Чтобы стать таковым, ему необходимо начать с приспособления, подчинения среде, подражания действиям и поведению других людей, и лишь затем, по мере своего духовного роста, постепенно, становится творцом и преобразователем жизни. Важную роль в процессе становления человека как активного деятеля играют, согласно А.Ф. Лазурскому, процессы воспитания и образования, в ходе которых природные задатки человека могут быть преобразованы в личностно и социально значимые качества личности.
В теории личности В.Н. Мясищева активность рассматривается через категорию «отношение», которое определяется как потенциал избирательной активности человека в связи с различными сторонами действительности. Отношения, и, следовательно, активность возникают там, где есть субъект и объект отношений. В качестве объекта отношений выступает окружающая действительность (предметы материальной и духовной культуры и их свойства, деятельность, люди и т.д.). Один и тот же объект вызывает у разных людей различные реакции, действия и переживания. Разнообразие реакций обусловлено, по мнению В.Н. Мясищева, особенностями индивидуального опыта человека и степенью значимости объекта отношений. Поэтому связи и отношения человека с окружающим миром, его активность в целом носят, во-первых, индивидуально избирательный характер, и являются продуктом индивидуального развития человека. Во-вторых, имеют разный уровень проявления. Чем более значим для личности объект ее отношений, тем выше уровень активности личности. Отношения личности (ее потребности, интересы, склонности), проявляемая ею активность, согласно автору, является результатом взаимодействия человека с конкретной окружающей средой, и с тем, насколько данная среда предоставляет условия для проявления и развития его активности и индивидуальности [55].
В культурно-исторической теории развития высших психических функций Л.С. Выготского, активность является ведущей характеристикой человека. Активность человека, по его мнению, специфична. Она имеет не столько биологическую природу, сколько социальную и обусловлена созданием и употреблением человеком орудий и знаков. Орудия и знаки являются продуктом социальных отношений между людьми. В них в концентрированном виде содержится социальный опыт предшествующих поколений людей. Развитие человека основано на употреблении знаков и включении их в общую систему поведения, благодаря чему человек становится способным к активному преобразованию социальной ситуации.
Среди разных форм активности человека, направленной на окружающий мир, важными Л.С. Выготский считает формы сотрудничества ребенка с взрослыми и коллективную деятельность детей [12].
Таким образом, рассмотренные некоторые подходы к определению сущности активности позволяют отметить, что активность человека имеет отличия от активности животного мира. Две формы активности (животного и человека) обладают разной природой, разной сущностью. С возникновением человека и общества, активность приобретает новые качественные характеристики. Она направлена не столько на приспособление организма к среде, сколько среды к нуждам и потребностям человека. Специфика активности человека определяется не только его сознанием, особенностями психики, но и наличием и воздействием системы общественных отношений, культуры, которые создаются самим человеком и в которой он действует.
Основной сферой самовыражения человека является деятельность. Активность личности рассматривается в психологии в тесной связи с деятельностью, как способностью человека производить общественно и личностно значимые преобразования действительности. При этом активность является характеристикой уровня развития личности и интенсивности самой деятельности.
Так И.А. Джидарьян высказал предположение о том, что в содержании понятия «активность» имеются такие смысловые значения, которые не могут быть полностью раскрыты через категорию деятельности, а потому делают возможным существование обеих категорий. Проведя сопоставительный анализ категорий активность и деятельность, автор приходит к выводу о том, что активность и шире, и уже деятельности. Если рассматривать активность как характеристику психики, то она уже деятельности, так как психика включена в деятельность в качестве ее регулятора. На личностном уровне объем понятия «активность» шире деятельности, так как человек является не просто деятелем, преобразователем бытия, а проявляет чувства, отношения, связанные с преобразованием окружающего мира. Активность, таким образом, не просто включена в деятельность, а придает ей индивидуальную (личностную) окраску. «Кроме того, – пишет автор, – посредством категории активности подчеркивается то особое качество человека как субъекта деятельности, благодаря которому он выходит за пределы заданных условий и обстоятельств жизнедеятельности, проявляя инициативу, творческий поиск, добиваясь максимальной мобилизации внутренних резервов и возможностей для целенаправленного изменения и преобразования мира» [22, с. 85–86].
Соотношение объемов понятий активность и деятельность обсуждается в работах К.А. Абульхановой-Славской. «Необходимость обращения к понятию активности, – как пишет автор, вызвано тем, что оно шире деятельности, поскольку активность проявляется и в познании, и в общении, и, главное, в жизненном пути в целом» [2, с. 45]. В системе понятий «личность» и «деятельность», активность занимает промежуточное положение, выступает связующим звеном, позволяющим «рассматривать, как личность объективирует себя в деятельности,… выявить способ ее самовыражения» [1, с. 23]. Личность, обладая индивидуализированной психологической структурой (установки, притязания, ожидания, готовность, способность, воля, сознание и т.д.), строит собственную систему деятельности с учетом требований общества (социальных, профессиональных) и возможности проявления самостоятельности (саморегуляции, самоопределения) в данной деятельности [8].
Принципиальное различие между активностью и деятельностью состоит, по мнению К.А. Абульхановой-Славской, в источнике побуждения. «Деятельность исходит из потребности в предмете, а активность – из потребности в деятельности» [1, с. 77]. В остальном структуры и объем понятий «активность» и «деятельность» совпадают.
Итак, анализ различных подходов к определению содержания активности позволяет отметить, что на данный момент в науке отсутствует четкое определение понятия «активность». Имеющиеся определения данного понятия не являются исчерпывающими, а взаимодополняющими друг друга, подчеркивающими различные грани активности человека. В аналитических работах исследователей понятие активности рассматривается в тесном единстве с категориями личности и деятельности, подчеркивается, что активность есть важнейшая сторона деятельности, ее качество, динамическое условие ее становления, видоизменения, самореализации и самодвижения. Но деятельности без конкретной личности не существует, поэтому активность является существенной характеристикой не только деятельности, но и субъекта, реализующего ее – личности. Специфика активности заключается в двойственности ее бытия: с одной стороны это сложное динамическое качество личности, в котором интегрирована вся ее психологическая структура, деятельная сущность личности. С другой – сознательная, заинтересованная деятельность, которая организуется и регулируется самой личностью путем согласования требований общества к избранной деятельности и возможностей личности реализовать деятельность и выразить себя в ней.