Система целей: вся педагогическая система А.С. Макаренко построена на основе программирования целей: цель воспитания – программа человеческой личности (программа стандарт и индивидуальный корректив к ней); цели воспитания отвечают общей структуре личности: общие, частичные, индивидуальные. Генератором идей у Макаренко был педагогический центр, который обеспечивал демократический подход к реализации целей.
Методологически-теоретическая – научная подсистема. "Педагогика – наука диалектическая, которая абсолютно не допускает догм", – считал А.С. Макаренко [30, 118].
Диалектическое методологическое направление преобладает в теоретических положениях А.С. Макаренко. Конечно, ведя речь про "синтетическую педагогику", педагог имел в виду ее связь с другими науками, которые изучают природу человека и процесс его воспитания, то есть он обращался и к антропологическому подходу, опирался на достижения классики, но связь педагогики с другими науками он толкует своеобразно, не аналогично общим взглядам официальной педагогики. Его интерпретация, конечно, вызовет противоречивые суждения и у представителей современной педагогики, над чем следует задуматься: воспринимать это толкование лишь как сугубо индивидуальную мысль педагога, которую не следует распространять на процесс развития педагогической науки, как такую, которую все же таки опередило время.
Методически-техническаяили система способов и средств воспитания. Понятие "техническая" в данной подструктурной единице предусматривает понятие "педагогическая техника" как характерное качество сноровки педагога, которое вырабатывается в процессе его практической деятельности и обеспечивается соответствующими методическими способами и средствами, логика соотношения которых с целями воспитания заключается по Макаренко в "принципах и традициях" общества.
Организационно-регулятивная – система условий и реализационных сил. Она объединяет, прежде всего, основные регулятивные силы в педагогической технологии А.С.Макаренко, крепко связывает их самореализацией, организовывает условия, которые обеспечивают систему результативности. Коллектив, педагогический центр, совет коллектива, разновозрастные объединения (отряды), объединения клубного характера, спортивного и т.п., которые одновременно отображают и формы организации деятельности воспитательного учреждения. "Главная беда школы, – считал А.С.Макаренко, – "дисгармония между бушующими, сильными, горячими натурами детей в 12-14 лет и скукою детского коллектива" [40, 281-287].
Ручательством конечного результата воспитанности школьника является, как правило, определенный уровень сформированности у него социального опыта и системы механизмов саморегуляции и самореализации, способности осуществлять самовлияние, самокоррекцию, самоактуализироваться, то есть воспитывать самого себя. И эту способность, как считал А.С. Макаренко, мы призваны воспитывать, воспитывать способность действовать "правильно для себя, для правды, для своей обязанности перед самим собою – и будущего хозяина", способного "с наибольшим эффектом принимать участия в строительстве государства счастливого человека" [40, 343-344], и он старался воспитать такого человека. Весь опыт А.С. Макаренко и главное условие его педагогического успеха – создание школы типа "школы-хозяйства" (в коммуне им. Ф.Э.Дзержинского). Воспитание, считал А.С. Макаренко, может стать не просто трудовым, но и "хозяйственным", "социально-экономическим". "Необходимо воспитать во всех новое генеральное качество личности – хозяйственную позицию по отношению к окружающему миру". "Жизнь педагогического учреждения, его воспитательную организацию нужно направлять по линии экономического прогресса коммуны с учетом центрального воспитательного фактора – экономического прогресса всей страны". Бесспорно, перспектива, направленная на настоящее, перспектива, которая никогда не теряет и не утратит своей актуальности, так как имеет довольно глубокие социальные корни.
А.С. Макаренко положил в основу своей педагогики требования и ожидания, свой идеал воспитанника, но при этом его система не была такой, что надрывает душу и тело тех, кто носил звания колониста или коммунара. Более того, он ставил во главе, как высочайшую меру, не только требование, но и уважение к человеку. А.С. Макаренко возвеличил личность и коллектив.
Практическое программирование целей в современной педагогике, равноценно как и научный уровень изучения проблемы целей воспитания, А.С.Макаренко оценивал низко. В этой критике просматривается конструктивная позиция самого А.С. Макаренко относительно того, что на формирование социального характера может быть направлена школа. Он считал, что "надо иметь перво-наперво мужество, чтобы открыто признать: мы не знаем, кого мы воспитываем".
Формулируя цели воспитания, А.С.Макаренко ориентировался на гуманистический образ человека в мировой культуре. В этом плане на Антона Семеновича оказал большое влияние М.Горький. Сам А.С.Макаренко пишет об этом так: "Я не мог найти никаких "научных выходов". Я вынужден был непосредственно обратиться к своему общему воображению о человеке, а для меня это означало обратиться к Горькому".
Горьковский человек всегда в обществе. Его герои неохотно страдают и для нас, педагогов, это чрезвычайно важно. В этом случае ведущим является горьковский оптимизм. Ведь он оптимист не только в том понимании, который видит впереди счастливое человечество, но еще и потому, что каждый человек у него хороший. Хороший не в моральном и не в социальном понимании, а в понимании красоты и силы.
Видеть хорошее в человеке всегда тяжело. Хорошее видеть почти не возможно, оно слишком прикрыто мелкой повседневной борьбой, оно теряется в текущих конфликтах. Хорошее в человеке приходится всегда проектировать, и педагог это должен делать. Он должен подходить к человеку с оптимистичной гипотезой, пусть даже и с некоторым риском ошибиться. И вот этому умению проектировать в человеке лучшее, более сильное, интересное, и ему надо учиться у Горького... [29, 62-63].
А.С.Макаренко дал образец личностных качеств. С одной стороны несомненный массовый героизм и несомненная жертвенность. С другой – нетерпимость, подозрительность к людям, беспощадность в требованиях.
Теория и практика А.С.Макаренко учат нас конкретно – историческому подходу к постановке целей воспитания. Речь идет не просто, и не вообще о целях воспитаниях, а про цели, которые отображают специфику того или другого этапа развития общества.
1.3 Системообразующие механизмы педагогической технологии А.С.Макаренко
Механизм – понятие греческого происхождения, которое означает "орудие, устройство". Если в реальных процессах, связанных с производственной деятельностью под механизмами мы понимаем разные устройства или детали, с помощью которых осуществляется определенное движение, то в нашем понимании механизм – это совокупность системообразующих средств, которые обеспечивают иерархию и динамизм развития системы, определенную целостность и прогрессию. Механизмы технологии воспитания связанные с органической системой, оказывают содействие на интенсивное развитие и усвоение исторически-культурного опыта, синтезировают психолого-педагогические влияния педагогического процесса. Нет сомнения в том, что одной из сложных систем является личность…"[8,27].
Ведущими технологическими механизмами педагогической системы считают: программирование целей развития и воспитания личности, проектирование педагогических систем и частных явлений и процессов, иерархию как характерный признак педагогической технологии, педагогическую технику, формы, методы и способы организации педагогической деятельности и т.п..
Программирование целей воспитания – ведущий механизм педагогической технологии. Именно на его основе и смоделирована система воспитания А.С.Макаренко.
Цель воспитания Макаренко предусматривал как программу человеческой личности. "Я под целью воспитания понимаю программу человеческого лица, программу человеческого характера, причем в понятие характера я вкладываю все содержание личности, то есть... и характер внешних проявлений, и внутренней убежденности, и политическое воспитание, и знание…" – отмечал Антон Семенович [32, 150].
В своей практической работе Макаренко не мог без такой программы обойтись. Он считал, что ничто так человека не учит, как опыт. В процессе своего практического опыта, наблюдая за несколькими сотнями людей в колонии им. Дзержинского, Макаренко в любом из них видел глубокие привычки. Его часто беспокоила мысль, каким должен быть этот характер, к чему он как педагог должен стремиться, чтобы из каждого мальчика или девочки воспитать гражданина. Опытный педагог понял, что на этот вопрос нельзя дать ответа в двух словах. Подходя к программе личности, Макаренко встретился с таким вопросом: эта программа личности должна быть одинаковая для всех? Она ли должна вгонять каждую индивидуальность в единую программу, в стандарт и этого стандарта добиваться? "Тогда я должен пожертвовать индивидуальной привлекательностью, своеобразностью, особой красотой лица, а если не пожертвовать, то какая же у меня может быть программа! И я не мог этот вопрос так просто абстрактно решить, но он у меня было разрешим практически на протяжении десяти лет" [32, 150].
Предпосылкой для создания такой программы стали выводы, к которым он со временем пришел, то есть, А.С.Макаренко увидел в своей воспитательной работе, в которой, действительно, должна быть и общая программа, и индивидуальный корректив к ней. "Для меня не возникало вопроса: должен ли мой воспитанник выйти смелым человеком, я ли должен воспитать труса. Здесь я предположил "стандарт", что каждый должен быть смелым, мужественным, трудолюбивым, патриотом. Но что же делать, если подходишь к таким нежным особенностям человека, как талант?" [32, 150-151].