ГЛАВА ІІ. ВЕДУЩИЕ ФАКТОРЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ А.С. МАКАРЕНКО
2.1 Принципы воспитания в контексте технологии А.С. Макаренко
Как показывает теоретический анализ, А.С. Макаренко вошел в педагогику со своей системой, которая выделяется определенной регламентированностью, наличием соответствующих рамок, четко определенных перспектив, за которыми скрыта душевная теплота, любовь, вера в счастливое будущее. А.С.Макаренко советует очень тщательно читать, перечитывать каждую страницу, так как скоростное чтение приводит к поспешным выводам. Именно в связи с этим возникли в его адрес ярлыки типа "не национальный", "не современный", "диктатор", "сталинист", "ленинист" и т.д. Педагогическое наследство А.С.Макаренко требует значительно глубокого анализа. Ныне открыты те страницы его педагогического наследства, на которые раньше мы не обращали внимания. Это, в частности, народностьв его педагогической деятельности.
В самой сути воспитания заложен один из природосообразныхпринципов – принцип разновозрастности, что предусматривает объединение людей разного возрастата, который является объективным естественным явлением: разновозрастная семья, объединения, т.д. Именно на основе такого принципа разработал свою педагогическую систему А.С. Макаренко. Она основывается на объединении детей разного возраста – разновозрастные отряды.
Саморазвитие, природосообразность, разновозрастность, самовоспитание – связанные между собою принципы воспитания. Они являются крепким корневищем народного воспитания. И именно они служат основой теоретического и практического наследства А.С. Макаренко.
Воспитанники А.С. Макаренко не имели семьи, их семьей была колония, отцом и матерью – Макаренко, и он радовался, если в их колонию прибывала женщина мудрая, кроткая, чуткая. Принцип разновозрастности помог ему организовать семейные отношения между воспитанниками. Беспокоясь о том, чтобы дети не оставались без рода, без родительской опеки при живых родителях, с чем А.С.Макаренко нередко встречался в своей педагогической практике, он создал "Книгу для родителей" настолько оригинальную, что не каждая аналогичная может сравниться с нею. Как мудрый педагог, Макаренко характеризует и то, что образцы народного воспитания довольно четко представлены именно в этой книге, так как, бесспорно, народная педагогика находит свое ярчайшее выражение в семейном воспитании. Народным воспитанием, как и народной медициной, народным искусством, могут заниматься неквалифицированные специалисты, непрофессионалы. В этом случае воспитатели – дедушки, бабушки, отцы, матери, братья и сестрички, но в роли воспитателя обязательно должен быть старший, так как он призван передавать усвоенный им жизненный опыт. Народный стиль присущий, прежде всего произведениям художественного цикла, в которых он сумел представить воспитание на истинно народной основе, в частности – влияние родителей на детей в "Книге для родителей".
Анализ "Книги для родителей", позволил определить целый ряд эпизодов, которые характеризуют Макаренко как приверженца истинно народного быта, взаимоотношений, обычаев и обрядов. Как захватывающе он описывает элементы народной кулинарии. Предлагаем один из фрагментов: "Грибы – это хорошо придумано. Если у человека денег нет, можно пойти и насобирать грибов. Хорошая приправа, и даром. Ягода – в том же духе. И еще лучше крапива – и только молодая" [31, 44].
Имели место в жизни колонистов и народные традиции, многие из которых превращались в традиции колонии, которые Макаренко очень ценил: "Здесь мы подходим к одной важной детали, которую я хотел бы в особенности отстаивать. Это традиция. Ничто так не скрепляет коллектив, как традиция. Воспитать традиции, сохранить их – чрезвычайно важная задача воспитательной работы" [35, 159]. В педагогических взглядах А.С. Макаренко много места занимают заимствованные у народа сказки, легенды, поговорки, пословицы. Они используются и в оценках событий, и в характеристиках людей.
Самоуправление – важный механизм системы А.С. Макаренко, то есть сотрудничество как важный проводник передачи опыта. Управленческая деятельность Макаренко не сопровождалась никакой официальностью. И такая форма организации работы, как самофинансирование, которая была одним из прогрессивнейших механизмов макаренковской технологии, а ныне – это проблема сегодняшнего дня. Ее старается решить много учебных заведений. Поучительным относительно этого может быть опыт Макаренко, что можно представить под рубрикой – от выживания – к самофинансированию.
С его помощью производство колонии приобрело значительное цивилизованное движение, начиная от изготовления электросверл и завершая известными и по сей день фотоаппаратами ФЕД. Это привело к более цивилизованным формам жизни коллектива колонии. Десять процентов заработной платы коммунаров направлялось в общий фонд коммуны. Остальное средство распределялось по семейному принципу – с взглядом в будущее. Они откладывались как сбережения, которые собирались на протяжении 5-6 лет, которые получали коммунары в период своего становления как самостоятельных граждан [32, 254-259].
Опора на природу ребенка в процессе его самореализации. Человек – природосообразная система. Идею о возможности развития природы и человека в направлении к более совершенным формам мы встречаем впервые у Аристотеля, ее продолжает Коменский, и ведет речь о присущих человеку от рождения стремлениях к знаниям.
Принципприродосообразности имеет свое иерархическое развитие. Производными от него есть принципыиндивидуализации воспитательного процесса, единства воспитания и самовоспитания.
Важным условием является естественная среда, которая считается наилучшим воспитателем духовно богатой и физически закаленной личности. На основе принципа природосообразности формируется и характер ребенка, как внешняя, так и внутренняя его природы. В этом случае особую роль сыграет принцип наследственности.
Как известно, педагогическая деятельность А.С. Макаренко была связана с критикой им разных психолого-педагогических теорий и концепций развития личности ребенка, которые он считал ошибочными толкованиями относительно воспитания детей. В особенности резкой критике была подвергнута теория "свободного воспитания", как довольно сильное влияние на теорию и практику воспитания дисциплины. Принципиально по-иному подошел к этому вопросу А.С.Макаренко, который считал, наказание таким же простым и логически естественным средством, как и другие средства педагогического влияния. Кроме того, "наказание – это не только право, а и обязанность в тех случаях, если наказание необходимо" [26, 158]. В практике А.С. Макаренко применял такие наказания, в которых вместе с тем проявлялись и уважение к человеку и требование к нему. Выступая против теории "свободного воспитания" А.С.Макаренко совсем не был приверженцем авторитарного воспитания. Наоборот, он решительно осуждал, тех, кто рассматривал дисциплину как средство укрощения "дикой живости" ребенка.
Обосновывая индивидуализацию воспитательного процесса своей системы, А.С. Макаренко писал: "Индивидуальный подход к детям не означает, что надо морочится с капризным лицом. Под флагом индивидуального подхода не следует протягивать мещанское индивидуалистическое воспитание. Беспомощный тот педагог, который дает поблажку недостаткам ученика, слепо идет за его прихотями, и сюсюкается, вместо того, чтобы воспитывать и перерабатывать его характер. Надо уметь ставить бескомпромиссные требования к ребенку, который имеет определенные обязанности перед обществом и отвечает за свои поступки. Индивидуальный подход к ребенку в этом и состоит, чтобы соответственно его индивидуальным особенностям сделать его достойным членом своего коллектива, гражданином" [29, 47-48].
А.С. Макаренко являлся большим сторонником индивидуального влияния на личность, а не спонтанного влияния, а индивидуализации, которая основывается на психолого-педагогическом изучении каждой личности.
Следующим выводом следует определить его решительное предостережение от установления полной зависимости душевных переживаний подростка и юноши от половых увлечений, значение которых в данном периоде жизни ни в каком случае нельзя игнорировать, но вместе с тем нельзя к ним сводить и всю полноту переживаний девушки и молодого мужчины. На такого рода события в душевной жизни человека предлагается смотреть как на некоторое "заболевание", неминуемое в известном периоде жизни. Обобщающим выводом должно быть признание того положения Макаренко, которые установлены выше нормы, которые определяют свойства и качества молодого сознания. Таким образом, лишь глубоко индивидуальный подход может привести к утвердительному ответу, который раскрывает рост и развитие отдельного человека. Такая особенность творческой работы с детьми и превращает эту работу в беспрерывное движение, дорогой открытия чего-то нового, неизвестного и необыкновенного. Именно эти чувства неутомимого новаторства ощущаем мы, перелистывая страницы произведений А.С. Макаренко, на которые он подводит итоги своим удивительным педагогическим опытом.
А.С.Макаренко считал, что "хороший воспитатель должен знать о своем воспитуемом. Знание о воспитаннике должно прийти к воспитателю не в процессе равнодушного его изучения, а только в процессе общей с ним работы и наиболее активной ему помощи. Воспитатель должен смотреть на воспитанника не как на объект изучения, а как на объект воспитания" [32, 124-127]. Соответственно предполагались и характеристики на ученика. Эти характеристики могли записываться в дневнике, но "ни в коем случае не должны иметь характер официального журнала" [32, 123]. Мы пришли к выводу, что такой дневник может иметь произвольную форму. Поэтому мы, опираясь на опубликованные материалы ученых, непосредственно труды Н.Л. Коломинского, рассмотрели модель дневника наблюдений за учениками, структурные части которого включали: