Смекни!
smekni.com

Процесс развития логических приемов мышления, сравнения, классификации и сериации у детей старшего дошкольного возраста (стр. 11 из 14)

После выполнения таких заданий, дети стали лучше ориентироваться в числовом ряду, полнее стали их представления. Например, мы предлагали им подпрыгнуть (хлопнуть в ладоши, топнуть ногой и пр.) столько раз, чтобы количество прыжков было, скажем, меньше семи. Проведение таких игр-упражнений позволило подтвердить, что после выполнения упражнений с овалом детям стало легче ориентироваться в последовательности чисел. Постепенно задания усложнялись. В игровой ситуации детям предлагалось «занять свои домики» тем, у кого, например, карточки с цифрой меньше 7 (т.е. должны встать в круг). Все, у кого больше или равны семи, остаться вне круга. Тот, кто ошибается, выбывает из игры. Для того чтобы дети помнили, для каких чисел предназначен круг, нужно поставить в нем знак "<7".

На этом же этапе обучения можно начинать использование и второго овала. Рассмотрим игровую ситуацию. В одном домике поселились числа меньше шести, а в другом больше или равные шести. Ребята должны назвать эти числа. Поменяем условия игры, так чтобы овалы пересеклись. Теперь дети должны ответить: "Какие числа меньше восьми, но больше трёх?" Предложить детям попрыгать на одной ноге (хлопнуть в ладоши, моргнуть, присесть и т. д.) столько раз, сколько требуется по условиям задания.

Оперируя двумя овалами, можно провести игру «Найди свой дом». Это более сложное задание, поэтому для начала числа, которые должны попасть в место пересечения овалов, необходимо дать более успевающим детям или взять воспитателю. Модель «логического древа» также является средством развития представлений детей о числовом ряде и развития логического приема «классификация». Оно, как и раскладывание чисел в кругах или овалах, позволяет классифицировать числа в соответствии с заданным условием. «Логическое древо» может быть представлено детям в виде дорожек в математическом лесу, по которым могут ходить цифры. Воспитатель объясняет, что сначала все цифры (от 0 до 10) могут ходить вместе, а после разветвления дорожек в одну сторону пойдут числа, которые, к примеру, меньше трех, а в другую — все остальные. У одной из ветвей дорожки будет стоять определенный знак.

В начале дорожки взрослый или сами дети расставляют по порядку числа от ноля до десяти, потом каждое число должно пойти по той или иной тропинке. Дети рассказывают, какие числа пошли по дорожке со знаком, а какие - без него. Можно спросить, какой же знак забыла повесить царица Математика у другой дорожки. Оказывается, это должен быть знак, обозначающий числа больше или равные трем.

В одном задании можно сочетать модели двух видов: дорожки и домики (овалы). Сначала детям предлагалось провести числа по дорожкам, а потом на листе бумаги с цифрами положить овалы так, как расселятся числа по домикам. Или наоборот. Числа, живущие в домике отправить гулять по одной дорожке, а остальные — по другой. Воспитатель спрашивает, какой знак нужно повесить для чисел из домика, а какой для всех остальных.

Можно нарисовать дорожки на полу, положить около одной соответствующий знак "...>6" и, дав детям в руки по карточке с цифрой, организовать игру «Не заблудись».

Прием классификации использовался и при обучении старших дошкольников составу числа. С этой целью организовывались подвижные игры «Найди свой домик», «Повтори комбинацию», «Какой комбинации не хватает», «Составь комбинацию» (см. Приложение 5). Эти игры проводились и на занятиях, как часть занятия в виде физкультпаузы, в свободное от занятий время.

Опишем только одну игру «Найди свой домик». В разных местах комнаты висят таблицы – комбинации состава числа, представленных геометрическими фигурами, например, по числу «5». На стульчиках значки — геометрические фигуры треугольника и круга и цифровое обозначение числа, в данном случае « 5 », у детей — значки — геометрические фигуры треугольника и круга. Под современные музыкальные ритмы дети свободно танцуют. Когда замолкнет мелодия, дети разбегаются к таблицам. Каждый должен взять со стульчика соответственно своему значку значок с геометрической фигурой. Группа детей должна составить около таблицы соответствующую комбинацию и дать сигнал, например, поднять свои значки. Победители совершают круг почета. Если кто-то из детей остался лишним, он выполняет танцевальные движения под аплодисменты остальных или выполняет какое-то задание.

Эти игры составлены Л.П. Стасовой [53] и предусматривают усложнение. Например, в этой же игре (но во втором и третьем ее варианте), дети, классифицируя разные комбинации, составляют комбинации в соответствии с принципом «цифры – геометрические знаки», «цифры – цифры».

Организуя подвижные игры, мы столкнулись вначале с тем, что дети часто ошибались, возможно, потому что были поставлены в ситуацию соревнования. Но мы продолжали эту работу, объясняя детям суть задания, показывали детям их ошибки, просили детей аргументировать выбор той или иной карточки. В результате дети меньше ошибались, полюбили эти игры.

Развитие логического приема «сериация». Блок игр на развитие логического приема «сериация» (см. Приложение 6) направлен на решение задач:

1) Учить находить закономерность расположения объектов, упорядоченных по количественному признаку, обучая алгоритму действия упорядочивания.

2) Упражнять детей в аргументации своих действий и точности называния признака сериации.

На первом этапе работы детям предлагались игры, в которых представлен один признак сериации: количество. Это игры «Добавь недостающую карточку (число)». Трудности возникали при пояснении цепочки зависимых действий, аргументации логических связей.

С целью обучения алгоритму действия упорядочивания организовывалась игра «Логическое домино». Игра организовывалась как индивидуально с ребенком (особенно это касалось детей, которые на констатирующем этапе исследования не справились с диагностическим заданием или показали низкий уровень развития сериации), так и с подгруппой детей.

Дидактические игры «Помоги Незнайке», «Кладоискатели», подвижная игра «Поскачем по кочкам», в которых отрабатывается прямой и обратной счет, также способствовали развитию у детей выявлять закономерность в последовательном расположении предметов, действий.

Дальнейшее усложнение задачи состояло в развитии у детей умения выявлять закономерность в последовательном расположении предметов (по определенному принципу) на основе выделения и учета существенных признаков. Сначала детям предлагались несложные логические задачи с предметами, расположенными в один ряд. Например, в игре «Составь узор» ребенку необходимо было внимательно рассмотреть ряд предметов, выявить закономерность в расположении предметов и на пустое место положить карточку с ответом, выбрав ее из нескольких вариантов.

Мы считаем, что игры, в которых происходила активизация поисковой активности детей, были наиболее результативны для решения поставленных задач. Так, в игре «Рассеянный художник» детям по серии картинок нужно было восстановить последовательность событий, связанных с сериацией. Такие жизненные ситуации ребенку были более понятны, что способствовало тому, что ребенок справлялся с заданием. При этом воспитатель побуждал детей при выполнении задания словесно описывать свои действия, аргументируя их. Этим воспитатель добивался осознанности в нахождении закономерности расположения объектов.

Далее включались игры, в которых признак сериации было необходимо выделить наряду с другими признаками (формой, цветом) у объектов, расположенных в два-три ряда. Первое время такие игры вызывали у детей затруднения. В ответ на поставленную задачу найти недостающую фигуру дети обычно указывали на несколько фигур, не обнаруживая и не анализируя самостоятельно закономерности, лежащие в основе построения рядов фигур как по горизонтали, так и по вертикали. Выслушав ответ, воспитатель предлагал: «Докажите, что именно эту фигур нужно поместить в квадрат». Доказательство, в результате которого ребенок должен убедиться в правильности или ошибочности ответа приводит воспитатель, обучая ребенка анализу расположения фигур со свойственными им признаками в рядах. Таким образом, воспитатель, руководя решением задачи, помогает ребенку овладеть способами анализа, выявлять закономерности повторяемых признаков: наряду с другими признаками видеть закономерность расположения объектов, упорядоченных по количественному признаку.

Усвоив способы поиска недостающей фигуры, дети самостоятельно применяли их при решении аналогичных задач, придумывали свои варианты.

Итак, организация комплекса игр по развитию логических приемов мышления в процессе счетной деятельности старших дошкольников была направлена на решение задач, поставленных в начале исследования:

1. Упражнять детей в правильном выполнении приема сравнения в процессе счетной деятельности, способствуя осознанности процесса в уравнивании групп предметов.

2. Продолжать развивать умение классифицировать по количественным признакам, отражая логические связи (взаимосвязь обобщающего слова и правильность классификации) в речи.

3. Учить находить закономерность расположения объектов, упорядоченных по количественному признаку и размещенных в одном ряду, обучая алгоритму действия упорядочивания.

3.3 Результаты опытно-поисковой работы, их анализ

С целью выяснения эффективности проведенной работы проводилось исследование контрольного характера. Оно проводилось по той же методике, что и на начальном этапе работы.

Результаты исследования сформированности логических приемов мышления старших дошкольников на контрольном этапе исследования представлены в Приложении (см. Приложение 3, Таблица 3).