Каждая из этих проблемных ситуаций подчинена решению общего вопроса: действительно ли Печорин- герой нашего времени?[ 21 ]
Маранцман В.Г предлагает также отдельные вопросы и задания для проблемного анализа романа Ф.М.Достоевского " Преступление и наказание", разделив их на три блока.
" Двоящийся мир" :
1. Найдите противоречивые черты в портретах героев романа, выписав слова, спорящие друг с другом.
2. Найдите в романе сцены разоблачений, когда действия одного персонажа опровергают утверждения другого. Для начального примера проанализируйте сцену разоблачения Лужина Лебезятниковым и Раскольниковым, выступившим в роли верховного судьи( ч. 5, гл. 3).
3. Приведите примеры того, как меняется оценка людей в речах Катерины Ивановны.
4. Перечитайте 4 главу, часть 3 и объясните, почему Раскольникову приснился страшный сон о старушонке.
" Явка без покаяния" :
1. Какие добрые дела Разумихин пытается сделать для Раскольникова и как они принимаются?
2. Почему Свидригайлов добивается встреч с Раскольниковым?
3. Как Соня содействовала тому, что Раскольников сделал " явку с повинной"?
4. Верите ли вы в воскресение Раскольникова к новой жизни?
" На рубеже добра и зла":
1. Найдите в романе места, где идет речь о Шиллере. Каково отношение разных героев к творчеству немецкого драматурга?
2. Какие ситуации, мысли романа напомнили вам " Гамлета" Шекспира? Найдите аналогии страниц романа в пьесе Шекспира.
3. Чем " маленький человек" в романе Достоевского отличается от Акакия Акакиевича и героев " Петербургских повестей" Гоголя?
4. Какие черты пародии заметны в романе " Преступление и наказание"?
5. Чем отличается отношение к человеку у Пушкина и Достоевского?[ 24 ]
Также элементы проблемного обучения мы можем увидеть в педагогической деятельности Айзермана Л.С., известного московского учителя- словесника, который, например, предлагает сравнить две редакции одной фразы Катерины, являющейся одной из главных героинь пьесы Островского " Гроза" для того, чтобы ученики лучше поняли характер и поведение героини. Было: " То-то и беда моя, что я скрыть ничего не могу". Стало: " Обманывать- то я не умею, скрыть- то ничего не могу". В чем различия этих реплик? Почему Островский изменил текст? Как в связи с этим изменилась и сама Катерина? [ 1, с. 25] Из собственного небольшого педагогического опыта мы можем сделать вывод о том, что большинство десятиклассников не в состоянии ответить на данный вопрос.
Из всех вышеперечисленных позиций, нам близок подход проведения уроков по произведению М.Булгакова " Мастер и Маргарита", разработанный Маранцманом В.Г. Данный подход мы считаем наиболее интересным к организации проблемного обучения на уроках литературы.
Таким образом, Рез З.Я. отмечает, что на уроках литературы проблемная ситуация приобретает целый ряд специфических свойств, обусловленных природой искусства:
1. Многозначность художественного произведения приводит к вариативности читательских трактовок текста, и выбор между различными вариантами решения проблемного вопроса далеко не всегда может быть доведен до категорического решения.
2. Проблемная ситуация на уроках литературы часто разрешается не по принципу исключения конфликтных мнений, а по принципу дополнительности, когда одна позиция дополняется другими.
3. В изучении литературы эмоциональная деятельность учащихся играет столь же значительную роль, как интеллектуальная, ибо художественное произведение требует сопереживания. Исключительно рациональное ( " головное") разрешение проблемных ситуаций обедняет восприятие и отделяет учеников от искусства. Проблемные ситуации призваны разбудить и мысль, и художественную интуицию, и воображение учеников [ 32,с. 112].
2.2 Опытно-экспериментальная работа по использованию проблемного обучения на уроках литературы в 9-ом классе
Экспериментальная часть исследования была проведена в средней общеобразовательной школе № 9 города Елабуги в 9 " Б" классе с 15 сентября по 2 ноября. Класс насчитывает 30 человек ( см. приложение №1).
Перед нами стояла цель: выявить, как введение элементов проблемного обучения на уроках литературы влияет на развитие активности учащихся, повышение их интереса к предмету, отношение учащихся к различным типам заданий на уроке, и в итоге на качество их знаний.
Во время данной работы были использованы различные задания: вопросы и задания проблемного характера, тестовые работы, задания, направленные на развитие творческих способностей учащихся. Все это достигалось посредством использования методов проблемного обучения: метода монологического изложения, рассуждающего метода обучения, диалогического, эвристического методов изложения.
На протяжении всей нашей работы происходило наблюдение за учащимися, было проведено 10 уроков литературы, из которых на 9-ти непосредственно применялись элементы проблемного обучения. Также было проведено два опроса в экспериментальном классе. Первый опрос проводился на начальном этапе нашей экспериментальной работы, а второй - по ее окончанию. Целью данных двух опросов было выявить, вопросы и задания какого характера являются наиболее интересными для учеников. На этот вопрос в опросах содержалось 4 варианта ответов, на которые ученики отвечали исходя из пятибалльной шкалы:
1. самостоятельные задания
2. творческие задания
3. вопросы проблемного характера
4. репродуктивные вопросы
Опросы проводились в письменной форме, варианты оставались неизменными, менялось лишь время их проведения.
Подсчет ответов проводился следующим образом: по каждому виду заданий и вопросов, мы суммировали оценки и разделили на количество учеников. Таким образом, выявили среднюю оценку каждого варианта ответа.
Результаты первого опроса наглядно продемонстрированы на рис. 1., где ось " Х"- вид задания, вопроса, ось " У" -средний балл.
1- самостоятельные задания
2- творческие задания
3- вопросы проблемного характера
4- репродуктивные вопросы
После проведения первого опроса, нами были проведены 10 уроков, общая цель которых - применение элементов проблемного обучения, также мы стремились к развитию логического мышления, творческих способностей, к формированию положительной мотивации у учащихся, к их осознанному отношению к знаниям, стремились заинтересовать учащихся в процессе обучения. Типы, темы, задачи всех проводимых уроков, а также методы и вопросы проблемного характера, можно наглядно посмотреть в таблице 1.
тема и тип урока | задачи урока | методы проблемного обучения | вопросы проблемного характера |
Ж.- Б. Мольер "Мещанин во дворянстве".урок объяснения нового материала | 1.познакомить учеников с судьбой и творчеством Ж.- Б. Мольера;2.повторить ранее изученный материал: жанры классицизма;3.познакомить с особенностями драматургии Ж.- Б. Мольера;4.прочитать и проанализироватьафишу пьесы" Мещанин во дворянстве" и проанализировать ее. | метод монологического изложения,диалогический метод обучения, эвристический метод изложения. | Что является главной ценностью человека?С какой целью в своих произведениях Ж.- Б.Мольер допускает единство комического и трагического? Прав ли он был?Почему автор поместил в афишу действующих лиц список балета? |
Проблема подражания в комедии" Мещанин во дворянстве".комбинированный урок | 1.проверить в письменной форме прочтение пьесы;2.выявить тему и идею произведения;3.проанализировать поступки и поведение героев;4.рассмотреть композицию пьесы " Мещанин во дворянстве";5.выявить признаки классицизма в комедии. | диалогический метод обучения, рассуждающий метод. | Есть ли общее и различное между г- ном Журденом и Дорантом? Какой бы путь выбрали вы?Осуждаете ли вы г- жу Журден, Люсиль и Клеонта за их интригу?Почему эпиграфом нашего урока являются слова: подражай достойным? |
М.Ю. Ломоносов- реформатор русского языка и стихосложения, ученый, поэт.урок объяснения нового материала | 1.познакомить учащихся с судьбой и деятельностью М В. Ломоносова;2.выявить суть реформирования русского языка и стихосложения;3.раскрыть ценность трудов деятельности М.В.Ломоносова. | метод монологического изложения, эвристический метод изложения. | Какова причина реформирования русского языка и стихосложения, начатого Тредиаковским? |
Прославление просвещения, науки в поэзии М.В.Ломоносова. Ода как ведущий жанр М.В.Ломоносова.комбинированный урок | 1.проверить ранее изученный материал;2.дать понятие жанра оды, ее характеристику;3.выразительное чтение " Оды на день восшествия на престол Елисаветы Петровны 1747 года";4.проанализировать " Оду … 1747 года";5.выявить главную мысль этого произведения;6. продолжить развитие логического мышления. | рассуждающий метод обучения, метод монологического изложения, эвристический метод изложения, диалогический метод обучения. | Почему именно ода стала ведущим жанром в творчестве М.В.Ломоносова?Почему в " Оде … 1747 года", посвященной Елизавете, так много внимания уделяется Петру Первому? |
" Жизнь и творчество М.В.Ломоносова"конкурс знатоков. урок- конкурс | 1.проверить и оценить знания учащихся по пройденной теме. | метод программированныхзаданий. | см. варианты заданий данного конкурса в приложении № 2 |
Г.Р.Державин – первый русский признанный поэт 18 века.урок объяснения нового материала | 1.познакомить учащихся с судьбой и творчеством Г.Р.Державина;2. чтение од " Фелица"," Властителям и судиям";3.проанализировать оду " Властителям и судиям";4.выявить особенности жанра оды в творчестве Г.Р.Державина. | метод монологического изложения, диалогический метод обучения, рассуждающий метод. | Почему одни исследователи творчества Г.Р.Державина считают, что произведение " Властителям и судиям " - ода, а другие- стихотворение?Г.Р.Державин обожествляет земных богов или же напротив, сводит их с пьедестала? |
Новаторский характер поэзии Г.Р.Державина.комбинированный урок | 1.вспомнить ранее изученный материал;2.познакомить учащихся с темами, к которым обращался поэт;3.вдумчивое чтение стихотворения " Памятник";4.выявить особенности поэзии Г.Р.Державина;5.подготовить учащихся к тесту по классицизму. | метод монологического изложения, диалогический метод обучения, рассуждающий метод. | Почему именно Г.Р.Державина считают первым признанным русским поэтом 18 века?По какой причине Г.Р.Державин писал произведения на военно– патриотическую тему? |
тест по теме " классицизм"урок проверки и оценки знаний | 1.проверить и оценить знания по теме " классицизм". | ____ | |
Д.И.Фонвизин и его время. Создание комедии" Недоросль".урок объяснения нового материала | 1.проанализировать тестовые работы учащихся;2.познакомить учащихся с судьбой и творчеством Д.И.Фонвизина;3.вспомнить историческую обстановку России во 2 пол. 18 века;4.повторить теорию: особенности драматических произведений, что такое сатира;5.охарактеризовать комедию как драматический жанр;6.познакомиться с действующими лицами комедии;7.дать определение "говорящие фамилии и имена";8.выявить признаки классицизма в комедии;9.выявить три основные темы произведения;10.чтение 1 действия, явлений 1-3. | метод монологического изложения, эвристический метод изложения, диалогический метод обучения, рассуждающий метод. | Почему некоторые исследователи называют"Недоросль" первой реалистической комедией русской литературы?Почему в афише у Простакова нет г- н, а его жену называют г-жой Простаковой?Кто является главным героем комедии?С какой целью автор вводит в комедию крестьян? |
Мир Простаковых и Скотининых.урок углубленной работы над текстом | 1.вспомнить материал прошлого урока;2.проанализировать поведение и поступки героев;3.чтение отрывков из произведения;4.выявить, в чем заключается конфликт произведения;5.сделать выводы по пройденномуматериалу. | рассуждающий, диалогический методы обучения. | Можем ли мы однозначно называть г-жу Простакову презрелой фурией?Почему Митрофанушка вырос таким, каким мы видим его в конце пьесы? Как вы можете связать это со словами Стародума: " вот злонравия достойные плоды"? |
После проведения данных уроков мы снова провели опрос в классе, и результаты были уже немного другими, о чем свидетельствует рис.2