У каждого учителя есть свои «любимчики», и это мешает ему объективно подходить к определению критериев. Более того, принципиально важным становится именно его личный интерес и возможность его удовлетворить. Можно даже сказать, что учитель как бы берет на себя миссию продвижения исследовательской деятельности того или иного учащегося.
Думается, что для повышения эффективности своей работы по организации исследовательской деятельности учащихся любой руководитель образовательного учреждения или его педагог должен принять во внимание следующие критерии отбора старшеклассников для подготовки к исследовательской деятельности, которые были выявлены нами в ходе анализа работы школ, преуспевших в этом виде деятельности. (Гимназия №4 г. Елабуга и СОШ №1 г. Менделеевск). К ним мы относим следующие:
– стремление старшеклассника к поисковой деятельности, желание узнать как можно больше об исследуемом предмете или явлении, чем это дает школа. Даже чувство неудовлетворенности может положительно отразиться на личности старшеклассника, сподвигнуть его на творческую активность;
– терпеливость (настойчивость). Данное качество способствует достижению поставленной цели, несмотря на возникающие время от времени трудности;
– готовность отстаивать свои убеждения обуславливает четкую линию поведения юного исследователя, остающегося верным своим принципам;
– творческое воображение как способность представить себе конечный продукт своей исследовательской деятельности или же ее отдельные компоненты. Оно связано с развитием творческого мышления. При диагностике творческого воображения и креативности вообще используются специальные методики, игры и упражнения, задачи на развитие воображения, упражнения на применение воображения в различных ситуациях;
– самокритичность – очень важное свойство характера юного исследователя, позволяющее ему не останавливаться на достигнутом, постоянно открывая себе все новые и новые горизонты;
– дивергентное мышление, предполагающее умение находить несколько вариантов решения проблемы, что говорит о гибкости ума и способности рассматривать проблемы с разных сторон, т.е. обеспечивая их большей (в том числе и более объективной) информацией;
– способность разрабатывать гипотезу научного исследования-то есть видеть проблему и находить способ ее решения;
– отношение к участию в научно-исследовательских конференциях как к средству достижения научных целей. Многие старшеклассники выступают на этих конференциях либо по «принуждению», либо для того, чтобы получить хорошую отметку, «вырасти» в глазах учителя, развивая псевдоисследовательскую деятельность;
– творческий оптимизм-то есть ориентация на успех, позитивный настрой – умение видеть положительный результат деятельности, когда, несмотря на возникающие неудачи, старшеклассник продолжает трудиться, пытается достичь своей цели, воспринимая преодоление неудачи как значительный шаг вперед к цели;
– динамика развития интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей, определяемая в ходе диагностики, проводимой в рамках специального исследования;
– креативность, в том числе и в отношении мышления. Общественная ценность и значимость творческого мышления неоспорима. В силу этого люди, мыслящие нестандартно, творчески подходящие к решению проблем, как правило, оказываются более интересными не только в труде, но и в общении.
Признаками креативности личности или «творческой направленности ума» по мнению американского психолога Дж. Гилфорда [Алдер 2004: 124–130] являются такие качества, как:
· Беглость мышления. Мышление человека, наделенного такой способностью, протекает без видимых усилий. Эту способность можно категоризироватъ следующим образом:
– беглость на уровне изолированного слова, когда человек легко отыскивает слова, содержащие ту или иную букву или сочетания букв;
– беглость ассоциирования: человек с легкостью подбирает синонимы к заданному слову;
– беглость речи: человек пишет гладкими, отшлифованными фразами в рамках заданной темы;
– идеомоторная беглость: самопроизвольное продуцирование идей, решений; например, требуется назвать предметы, которые одновременно обладают признаками твердости, белизны и съедобности, или подбирается такой заголовок, который наилучшим образом выражает суть текста.
· Гибкость мышления. Человек с такой способностью легко усваивает новые подходы. Этот показатель творческого мышления распадается на два, более специфических:
– спонтанная гибкость: способность выдавать несколько идей, имеющих прикладное значение. Это качество выявляется в заданиях указать, скажем, как можно больше способов использования обиходного предмета, например, кирпича; некоторые «быстрые» умы, для которых не представляет затруднений переход от одного класса явлений к другому, иными словами, демонстрирующие способность к преодолению функциональной фиксированности, ответят, что кирпич можно также использовать как упор двери, метательный снаряд, а если растолочь – как красный порошок, и т.д.;
– адаптивная гибкость: способность выходить за рамки, преодолевать инерционность мышления, подниматься на более высокий уровень анализа условий задачи и находить решение; например, испытуемый должен, проведя как можно меньше линий, получить максимально возможное число квадратов; решение заключается в том, что квадраты не обязательно одинаковы.
· Оригинальность. У человека возникают неординарные, нетривиальные идеи. Примером может служить отдаленное ассоциирование, когда человек проводит аналогии, сближает элементы, далеко отстоящие друг от друга по смыслу (в логическом плане) или в пространственно-временном отношении.
· Зоркость, «нюх» на проблемы. Человеку дано определять «узкие» места, в более крупном масштабе – что сдерживает поступательное развитие общества, объективно оценивать, насколько успешной оказалась избранная стратегия.
· Находчивость, реактивность ума, остроумие. Эти качества несколько труднее оценить объективно, чем прочие, однако значительного разброса экспертных оценок, как правило, не наблюдается. В быту в подобных случаях мы говорим о способности «разить не в бровь, а в глаз», давая таким людям не слишком лестную характеристику – «записной остряк». Это тоже одна из граней ума, которому в большей степени присущи житейская наблюдательность, парадоксальность мышления, а не глубина и мощь интеллектуальной способности.
· Переформулирование, введение в новый «формат»* – отказ от старых схем, привычных способов, когда хорошо знакомое превращается в хорошо известное.
· * Данный параметр творческого мышления перекликается со спонтанной гибкостью (изобретательностью). В его основе тот же прием отстранения (широко применявшийся и в литературоведении, например, В.Б. Шкловским), составляющий сущность так называемого синтетического метода (синектики), когда незнакомое делается знакомым, а привычное – чуждым.
· Например, на вопрос: «Какие из приводимого ряда предметов лучше всего использовать для изготовления иголки (карандаш, редиска, туфля, рыба, гвоздика)?» – дается ответ: рыба (можно использовать кости).
· Способность к достраиванию, восполнению на основе некой стимулирующей информации, когда человек легко восстанавливает недостающие звенья, детали, при условии, что ему известен общий принцип, идея или замысел. Например, человек восстанавливает алгоритм решения задачи, которая формулируется предельно обобщенно, или по двум линиям достраивает более сложную фигуру.
· Принципиальное допущение известной неопределенности, нестрогости проявляется как готовность не настаивать на абсолютности выводов, отказаться от слишком жестких концептуальных схем и классификационных рамок. Некоторые творческие индивидуальности превыше всего ценят риск и непредсказуемость результата.
· Стремление к конвергентному мышлению. Мыслительная деятельность направлена на отыскание единственного правильного ответа (которые приводятся в разделе «Ответы и решения»). В данном случае правильнее говорить не о левополушарном мышлении, которое повинно в «зашоренности», а о способности концентрировать внимание на деталях, когда это необходимо. Такой способностью в высшей мере обладала один из самых известных премьер-министров Великобритании Маргарэт Тэтчер. С «микроскопических» технических деталей она мгновенно переключалась на проблемы глобального масштаба.
· Способность к дивергентному мышлению, ничем не ограниченному, когда единственного правильного ответа не существует. За этой характеристикой закреплен статус имманентного (внутренне присущего) признака творческого мышления. Именно на нее опираются психометрические методы измерения творческих способностей.
· Желание не быть похожим, осознанный вызов традиции, признак лидера в сфере идей. Дерзость в мыслях и умение подчинять других своей воле – это не одно и то же. Интеллектуальным лидерам свойственна острая неприязнь ко всему, в чем воплощен дух официального авторитета – от объективных научных законов, принципов до конкретных носителей «зла» – институционализированной, иерархической системы.
· Высокая самодисциплина, проявление сознательности творческого мышления. Но даже самодисциплина подкрепляется интересом, увлеченностью (в таких случаях говорят: «с головой ушел в работу»), а без этого начинает давать осечки.
· Стремление к совершенству. Чем крупнее преодолеваемое препятствие, тем выше поднимается «планка» возможного. Желание быть первым, достичь совершенства – важная составляющая мотивации.
· Готовность идти на риск в решении самых трудных задач с неподдающимся прогнозированию результатом. Небезопасным также может оказаться противопоставление своих взглядов общепринятым, пресловутому здравому смыслу.