Смекни!
smekni.com

Психолого-педагогические условия организации исследовательской деятельности учащихся средних общеобразовательных учебных заведений в современном образовательном пространстве (стр. 12 из 17)

· во-вторых, это повысит самооценку учащихся как творческих личностей и будет способствовать преодолению старшеклассниками неуверенности в получении положительных результатов собственной научно-поисковой работы.

Методологической и теоретической основой опытно-экспериментальной работы послужил целый ряд научных направлений в педагогике и педагогической психологии, разрабатывающих проблему формирования творческих способностей, в том числе они затрагивают и проблему развития гибкости мышления: это развивающее обучение (В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин), проблемное обучение (А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов), творческая педагогика на основе теории решения изобретательских задач и теории развития творческой личности (Г.С. Альштуллер, И.М. Верткин), теории воспитания интеллектуальной творческой личности ученика (И.П. Иванов, В.А. Сухомлинский), теории воспитания творческих способностей учителя (С.А. Архангельский, М.Ф. Гоноболин, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин и др.), а также исследования по развитию креативности и способностей школьников к исследовательской деятельности А.И. Савенкова, А.В. Леонтовича, А.В. Хуторского, В.С. Мухиной, А.С. Обухова, А.И. Доровского, Д.Б. Богоявленской и др.

В исследованиях зарубежных психологов Е. Торранса, Д. Гилфорда, К. Тейлора, Г. Груббера подчеркивается, что целью формирования дивергентного мышления является развитие исследовательского интереса, ориентированность на поиск новых форм деятельности. Кроме этого дивергентность активизирует способность оценивать, сравнивать, строить гипотезы, анализировать и классифицировать полученный материал.

В отечественной психологии наиболее полным можно считать понятие гибкости мышления, введенное Н.А. Менчинской [Менчинская 1989: 127]. Она считает, что гибкость мышления характеризуют три основных показателя:

1) целесообразное варьирование способов действия;

2) легкость перестройки уже имеющихся знаний или навыков и их систем в соответствии с измененными условиями;

3) способность к переключению или легкостью перехода от одного действия к другому.

Гибкость ума характеризуется степенью изменчивости мыслительной деятельности, соответствующей меняющимся условиям исследуемой ситуации, предполагает преодоление барьера прошлого опыта, оригинальность решений. При гибком уме человек легко переходит от прямых связей к обратным, если это требуется для решения задачи. Кроме Н.А. Менчинской гибкость ума исследовали: Т.В. Кудрявцев, Г.П. Антонов, Е.Н. Кабанова-Меллер и другие ученые.

Задачи, имеющие традиционную формулировку и направленные на развитие гибкости ума, должны быть сформулированы таким образом, чтобы обратить внимание решающего на процесс решения задачи, в отличие от ориентировки на результат. В процессе решения таких задач решающий понимает, что важен как результат, так и такие параметры решения, как трудоемкость, ресурсоемкость, рациональность, оригинальность. Для развития гибкости ума целесообразно применение задач с нетрадиционной формулировкой на реконструкцию исходных данных и последовательности действий. Отличительным признаком задач указанных типов является их направленность на актуализацию у решающего обратных мыслительных операций [Кирьякова 2007: 3].

Наше понимание гибкости мышления связано со сменой интерпретации свойств объекта, с качественным преобразованием объекта в ситуации решения мыслительной задачи.

Процесс развития мышления ученика оказывается направленным на активизацию его внутренних личностных ресурсов с тем, чтобы, включаясь в исследовательскую деятельность, человек мог в полной мере реализовать себя как личность, независимая от стереотипов и сформировавшегося опыта.

Планомерным можно считать разработку на основе программы опытно-экспериментальной работы и введение в образовательный процесс специального курса по развитию гибкости мышления учащихся во внеурочной учебной работе. Реализация данного курса может осуществляться на занятиях школьного научного общества учащихся. Главная задача этого курса – умение самостоятельно творчески мыслить о мире и о самом себе на основе понимания множественности смыслов одного и того же понятия, позиции, теории. Одним из главных достоинств данного курса можно считать плюрализм, плюрализм мнений, теорий, подходов и т.д. Формирование дивергентного мышления осуществляется при рассмотрении проблем экономики, политики, права и социологии, психологии и др.

Опытно-экспериментальная работа предполагает использование следующих методов:

1) дискуссия(В основу любой дискуссии положен диалог. А диалог – один из основных методов развития дивергентного мышления. Этот метод позволяет наилучшим образом превратить аудиторию в «сообщество исследователей». В диалоге на тему, интересную всем его участникам, каждое сообщение рассчитано на интерпретацию его собеседником и возвращение в преломленном, обогащенном, интерпретированном виде для дальнейшей аналогичной обработки другим партнером и т.д. Именно посредством дискуссии рождается множество точек зрения на тот или иной феномен. Совершенствуется искусство дискуссии – совершенствуется дивергентное мышление. Дискуссия предполагает:

– уникальность каждого партнера и их принципиальное равенство;

– различие и оригинальность их точек зрения;

– ориентацию каждого на понимание и на активную интерпретацию точки зрения его партнеров;

– ожидание ответа и его предвосхищение в собственном высказывании;

– взаимную дополнительность позиции участников общения, соотнесение которых и является целью дискуссии.);

2) творческое задание (Творческие задания типа: «Оцените ситуацию с позиции разных участников событий.», «Составьте рассказ от имени другого персонажа.» или «Представьте, что вы на какое-то время стали классной партой, бездомным котенком и т.д.» способствуют развитию способности изменять собственную точку зрения и формированию умения смотреть на объект исследования с разных сторон. При высказывании собственных мнений отдельные учащиеся могут замкнуться на них и не видеть преимуществ других суждений. Такого рода задания помогают участникам встать выше собственного мнения, способны посмотреть на него со стороны. Помочь этому можно, лишь уточняя те или иные позиции, воспроизводя снова те или иные суждения в их авторском варианте.);

3) соревновательная ситуация (Применение этого метода создает необходимость отбора мнений за счет сокращения числа суждений, их группировки, выделения перспективных направлений поиска и отбрасывания субъективных и явно неэффективных мнений. Следовательно, ученику приходится прибегать к самокритике, что активизирует продуктивность и оригинальность мышления. Развитие мнений идет в процессе соревнования идей. Мотивация на достижение наилучшего результата за наименьшее количество времени стимулирует учащихся каждой из команд объединиться в стремлении на достижение истины. Чем больше учащиеся способны отказаться от своей предубежденности, личных склонностей, чем более они объективны, тем успешнее и результативнее дискуссия. Таким образом соревновательная ситуация выдвигает требование сотрудничества, реализация которого невозможна без гибкого стимулирования тех идей, которые обладают наибольшей обоснованностью. Человек, обладающий развитым дивергентным мышлением, не только может генерировать большое количество ответов на какой-либо вопрос, но становится способным к толерантности. Толерантность – способность человека слышать и уважать мнения других, невраждебно встречать мнения, отличные от своего. Дивергентное мышление выступает основой толерантности.);

4) метод «Неоконченный рассказ» (По Торренсу, креативность проявляется: когда существует дефицит знаний; в процессе включения новой информации в новые структуры и связи; в процессе идентификации недостающей информации; в процессе поиска новых решений; при их проверке; в процессе сообщения результатов. Поэтому применение данного метода позволяет ученикам не ориентироваться на стереотипы и имеющийся опыт и дает свободу для творчества. В отличие от традиционной версии заданий этого типа: «Продолжите рассказ» более продуктивным можно считать задание: «Составьте рассказ, используя имеющуюся концовку».Оценивается, в первую очередь, логичность и оригинальность изложения.);

5) метод «Шести думательных шляп» (Этот метод разработал известный психолог – Эдвард де Боно. Для того чтобы научиться решать творческие задачи, он предлагает не пытаться сделать все сразу, а выполнять по одному мыслительному действию за один раз.Всего предлагается шесть разноцветных шляп, каждая из которых символизирует определенный тип мышления.
Почему используются именно шляпы? Автор подчеркивает, что головной убор – это то, что указывает, какую социальную роль играет в данный момент человек. Судите сами: мы можем надеть бейсбольную кепку, солдатскую пилотку или косынку медсестры – и каждый из этих головных уборов предлагает нам новую социальную роль. Она, в свою очередь, в известной мере изменит наш взгляд на мир. Важно и то, что шляпу можно легко снять. Она не является чем-то фундаментальным.

6) Белая шляпа – факты, цифры и информация. Какой информацией мы располагаем? Какая информация необходима?

7) Красная шляпа – эмоции, чувства, интуиция и предчувствия. Что я чувствую по поводу данной проблемы?

8) Черная шляпа – осторожность. Истина, здравый смысл и соответствие фактам. Сработает ли это? Насколько это безопасно? Осуществима ли эта идея?