Смекни!
smekni.com

Психолого-педагогические условия организации исследовательской деятельности учащихся средних общеобразовательных учебных заведений в современном образовательном пространстве (стр. 13 из 17)

9) Желтая шляпа – преимущества, выгода. Зачем это делать? Каковы будут результаты? Стоит ли это делать?

10) Зеленая шляпа – исследования, предложения, новые идеи. Возможности альтернативы. Что можно предпринять в данном случае? Существуют ли альтернативные идеи?

11) Синяя шляпа – размышления. Контроль над мыслительным процессом. Подведение итогов на данном этапе. Определение следующего мыслительного шага. Выдвижение программы мышления в данной ситуации.

Для того, чтобы эта методика заработала, необходимо взять проблему, которая в действительности в данное время волнует учащихся. Это может быть и общественная, и техническая, и учебная проблема, или проблема, связанная с деятельностью школы, взаимоотношениями детей в классе, отношениями с родителями. Обсуждение начинается последовательно, «снимая и надевая» разные шляпы.

6) игра(Применение игровых заданий типа: «Сколько значений у предмета». помогает углубить и одновременно проверить уровень развития способности к мысленному перемещению, позволяющему иначе смотреть на проблемы. Дивергентное мышление старшеклассников можно развивать с помощью широко известных игровых заданий, предложенных американским психологом Дж.П. Гилфордом. Ученикам предлагается какой-либо хорошо знакомый им предмет, со свойствами, также хорошо известными. Это может быть кирпич, газета, кусочек мела, карандаш, картонная коробка и многое другое. Задание – найти как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования этого предмета. Поощряются самые оригинальные, самые неожиданные ответы и, конечно же, чем их больше, тем лучше. В ходе выполнения этого задания активизируются и развиваются все основные параметры креативности, обычно фиксируемые при ее оценке: продуктивность, оригинальность, гибкость мышления и др. Главное, в этом задании также не следует спешить с уничтожающей критикой, но вместе с тем стоит засчитывать как правильные только те варианты, которые действительно применимы. Эта игра позволяет ребенку научится концентрировать свои мыслительные возможности на одном предмете. Помещая его в разные ситуации и создавая, таким образом, самые неожиданные системы ассоциативных связей с другими предметами. Ребенок, таким образом, учится открывать в обыденном новые, неожиданные возможности.

В игровой форме можно также преподнести такое задание – «Назовите как можно больше признаков предмета». Ведущий называет какой-либо предмет. Например, это могут быть: стол, дом, самолет, книга, кувшин и др. Задача учащихся – называть как можно больше возможных признаков этого предмета. Так, например, стол может быть: красивым, большим, новым, высоким, пластмассовым, письменным, детским, удобным и др. Выиграет тот, кто напишет в своей тетради как можно больше признаков этого предмета. Это задание можно провести и как увлекательный командный конкурс.
7) наблюдение (Наблюдение выступает как способ выявления проблем. Увидеть проблему можно путем простого наблюдения и элементарного анализа действительности. Но метод наблюдения лишь внешне выглядит простым и доступным, на практике он совсем не так прост, как кажется. Наблюдению необходимо учить и это совсем не простая задача. Способность к видению нового в предмете, о котором ученик уже имеет представление, характеризует процесс формирования дивергентности мышления.

В качестве примера упражнения для развития способности к наблюдению можно использовать задание – «Наблюдение очевидного». Учащимся предлагается рассмотреть какой-либо хорошо знакомый объект и сказать, что видят их глаза в данную минуту. Причем важно подчеркнуть, что говорить надо не о том, что может казаться им, благодаря предыдущему опыту. Например, в качестве объекта у нас выступает знакомый человек. У каждого есть некое представление о нем. Поговорим об этом, а затем понаблюдаем. У человека очевиден цвет глаз, длина волос. Можно определить каким, в данный момент, является направление взгляда, опущены или приподняты уголки губ, каков цвет кожи, или прическа и покрой одежды и т.д.

Особую значимость в плане развития психо-социальной сферы старшеклассников имеют наблюдения, направленные на исследование настроений, эмоций, чувств, мотивов поведения других людей. Изучение и интерпретация внутреннего состояния человека или даже героя художественного произведения пробуждает внимание ученика к описаниям, аналогичным тем, что приводятся, например, в сказочных текстах. Таким образом, не только активизируется установление связей произведений искусства и реальной жизни, но и, что особенно важно – ученик исследует и изучает всю палитру настроений, динамику чувств, эмоций, мотивов поведения и деятельности других людей. Прекрасный материал для этого содержат многие сказки и произведения художественной литературы.)

8) рассказ (Рассказ – это метод монологического изложения материала, применяемый для формирования системности и целостности дивергентного мышления.);

9) метод «мозгового штурма», или «мозговой атаки» (Один из наиболее распространенных методов раскрепощения и активизации творческого мышления. Впервые этот метод был использован в США как способ получения новых идей, заключающийся в полной свободе высказываний и запрещении их критики. Замечено, что боязнь критики мешает творческому мышлению, поэтому основная идея штурма – это отделение процедуры генерирования идей от процесса анализа и оценки высказанных идей.

Как правило, штурм длится около 40 мин. Участникам предлагается высказывать любые идеи (шутливые, фантастические, ошибочные) на заданную тему. Критика запрещена. Обычно высказывается более 50 идей. Регламент – до двух минут на выступление.

Самый интересный момент штурма – это наступление пика (ажиотажа), когда идеи начинают «фонтанировать», т.е. происходит непроизвольная генерация гипотез участников. При последующем анализе всего лишь 10 – 15% идей оказываются разумными, но среди них бывают весьма оригинальные. Оценивает результаты обычно группа экспертов, не участвовавших в генерации;

– метод мозговой атаки «6, 3, 5» состоит в том, что учащиеся выступают в роли специалистов фирмы (это может быть крупное автомобильное предприятие, рекламное агентство и т.д.) 6 специалистов за 5 минут должны предложить 3 варианта прогноза развития той или иной ситуации. Через 5 минут для той же процедуры приглашаются следующие 6 сотрудников и т.п. Таким образом, за полчаса фирма может получить 108 новых идей и предложений, которые затем активно обсуждаются и используются. Метод имеет важное значение для развития оригинальности мышления.);

10) эвристическая беседа (В развитии самостоятельности первостепенное значение играют вопросы дивергентного типа, предполагающие, что учитель не имеет на них готовых ответов и мысль его работает над заведомо новыми вопросами в их определенной независимости от знаний и опыта обучения.).

Ряд методов, применяемых педагогом в процессе проведения этих занятий, позволяет сосуществовать различным точкам зрения на одну и ту же проблему, кроме того, порождает, культивирует и поощряет различные решения одной и той же проблемы, развивает гибкость мышления старшеклассников.

Независимо от того, какой метод применяется, необходимы следующие четыре правила:

1) воздержание от преждевременных суждений – необходимо исключить преждевременную критику идей;

2) раскованность – чем безумнее идея, тем лучше результаты;

3) количество – необходимо получить как можно больше идей;

4) перекрестное опыление – может быть полезно комбинировать и усовершенствовать идеи, высказанные другими.

Обобщенными показателями достижений учащихся могут быть следующие:

· культура профессиональной речи и диалогического общения;

· ориентация рефлексии на результат и средства собственной деятельности, на личностные достижения, ценностные ориентации;

· сочетание способности к кооперации и персонализации;

· творческость и самостоятельность;

· развитость дивергентного мышления, как способность к продуктивности и инновационности.

Для диагностики гибкости мышления старшеклассников мы использовали тестовую батарею модифицированных креативных тестов Ф. Вильямса в адаптации Е.Е. Туника, разработанную в 1997–1999 гг.

В современной психологической литературе наметилась стойкая тенденция заменять понятие «творческие способности» англоязычным термином «креативность», поэтому при описании содержания и результатов опытно-экспериментальной работы, мы будем использовать указанные понятия как синонимы. Набор тестов был предназначен для комплексной диагностики креативности у учащихся старших классов и состоял из трех частей:
- теста дивергентного (творческого) мышления;
- теста личных творческих характеристик (опросника для учащихся);
- шкалы Вильямса (опросника для родителей и педагогов).

Мы решили провести именно комплексную диагностику творческих способностей для того, чтобы выявить, как работа по развитию гибкости мышления влияет на формирование других творческих качеств учащихся, а также чтобы получить более полную картину личности и изучить механизмы мышления потенциального «творца».

Тест дивергентного мышления направлен на диагностику комбинации вербальных левополушарных показателей и правополушарных визуально-перцептивных показателей. Данные оцениваются с помощью четырех факторов дивергентного мышления: беглость, гибкость, оригинальность и разработанность. По мнению авторов теста, полный тест отражает когнитивно-аффективные процессы синхронной деятельности правого и левого полушарий мозга.

Тест творческих характеристик личности – это опросник, состоящий из 50-ти пунктов, помогающих выяснить, насколько любознательными, наделенными воображением, умеющими разбираться в сложных идеях и способными на риск считают себя учащиеся. Эти факторы, по мысли разработчиков, являются индивидуально-личностными по природе и соответствуют чередованию левополушарного вербального анализа с правополушарными процессами.