Смекни!
smekni.com

Психолого-педагогические условия организации исследовательской деятельности учащихся средних общеобразовательных учебных заведений в современном образовательном пространстве (стр. 3 из 17)

В связи с этим, все чаще и чаще возникает потребность в пополнении группы «эмбриональной элиты» в слоях научного сообщества, к которой принадлежат наиболее талантливые студенты, аспиранты и молодые докторанты [Ракитов 1996: 23], люди, умеющие разрабатывать и реализовывать проекты и делать это эффективно.

Возобновление и подготовка высших слоев научной элиты возможны при раннем приобщении школьников и студентов младших курсов, которые уже проявили определенные способности, умения, знания, творческие качества личности необходимые для успешной исследовательской деятельности.

В настоящее время отсутствует преемственная система подготовки к научно-исследовательской деятельности специалиста-исследователя в высшей школе, профильной школе, которая позволила бы выявлять одаренных учащихся и студентов и развивать их способности; наблюдается игнорирование поступательного развития творческого потенциала личности применительно к школьной практике, к процессу образования в вузе. Хотя именно решение этой важной проблемы может действительно способствовать формированию качеств творческой личности, способной реализоваться в творческой деятельности [Кандерова 2005: 14].

Во многих странах Западной Европы и в США существуют управления по поиску и работе с талантливой молодежью, можно сказать, что в этих странах происходит «образовательная революция», направленная на поиск будущей научной элиты. С помощью тестирования отбирают одаренных старшеклассников и ассигнуют на их развитие деньги.

В одном из положений рекомендаций 1248 Парламентской Ассамблеи Совета Европы, посвященном образованию одаренных детей, сказано, что ни одна страна не может позволить себе транжирить таланты, а не выявлять своевременно интеллектуальные или иные потенциалы, означает транжирить человеческие ресурсы [Ушаков 2000: 8].

В поддержку одаренных детей активно работают международные организации, объединяющие исследователей, практиков и руководителей образования разных стран: «Всемирная ассоциация по одаренности и таланту», «Евроталант», Кейдмьюрская международная школа в Великобритании, французская ассоциация ALREP и др. Свою задачу они видят не только в обмене информацией между учеными разных стран, но и в разработке и внедрении так называемых глобальных образовательных моделей [Савенков 2001: 58].

Современная система образования России тоже откликнулась на этот социальный заказ. В стране последовательно создаются условия для проявления учащимися и студентами научно-творческих способностей. Так, уже стали традиционными Всероссийские ученические научно-практические конференции в г. Ярославле «Открытие», в г. Обнинске «Юность, наука, культура», в г. Москве такие конференции проводит государственный технологический университет им. Н.Э. Баумана. В г. Самаре регулярно проводится Международная научно-практическая конференция молодых ученых, студентов и старшеклассников. Институт продуктивного обучения Российской Академии Образования проводит математический конкурс «Кенгуру», интеллектуальный турнир «Эврика». В последние годы организовываются всероссийские конкурсы творческих работ учащейся молодежи различного профиля, проводятся предметные олимпиады, создаются малые Академии наук, экспериментальные площадки, ассоциации творческой молодежи, научные общества учащихся и т.д.

Активную работу по организации исследовательской деятельности школьников в Республике Татарстан ведет объединение «Саяхэт». В Казахстане возрастает интерес учащихся школ к интеллектуальному марафону «Акбота».

Организация исследовательской деятельности происходит и на муниципальном уровне. В некоторых школах открыты лагеря для одаренных детей. Например, в городе Менделеевск Республики Татарстан для одаренных детей создан зимний лагерь «Квант». В гимназии №4 г. Елабуги проводятся спецкурсы для одаренных детей. Кроме того, во многих школах регулярно проходят недели науки, научно-практические конференции, олимпиады по всем учебным предметам.

Однако ориентированная на средний уровень развития учащихся школа, оказывается, не очень хорошо приспособлена для тех, кто сильно отличается от этого среднего уровня как в сторону меньших, так и больших способностей.

Между тем, одаренные дети в своем развитии подвержены особому риску, проявляющемуся так же, как и в случае с отстающими в своем развитии детьми, в трудности контактов со сверстниками. Дело в том, что ребенок с высокими интеллектуальными способностями очень далеко отрывается в своем развитии от сверстников, у него возникают особые интересы. В результате он оказывается в изоляции от всей группы, часто подвергается насмешкам и гонениям.

Дополнительной проблемой является так называемая диссинхрония развития, свойственная многим одаренным детям. Диссинхрония заключается в том, что при опережающем развитии отдельных функций одаренные дети в других отношениях не отличаются от своих сверстников или даже иногда уступают им.

Задача школы, таким образом, видится в своевременном выявлении одаренных детей, а так же раскрытии индивидуальности и последовательном развитии талантов остальных учащихся. Данная задача отражает современную тенденцию личностно-ориентированного подхода в образовании и тесно связана с принципом гуманизма, ставящего в центр учебно-воспитательного процесса индивидуальность личности.

Выявление одаренных детей является непростой задачей. Одаренность, в силу своего скрытого характера, может быть присуща как обычному, так и слабоуспевающему ученику. Важнейшим и необходимым моментом в диагностировании одаренных детей должно играть специальное психологическое обследование.

Одна из проблем, таким образом, состоит в выявлении критериев оценки одаренности (степени одаренности) учащихся в школе. Однако существует сомнение, удастся ли «проранжировать» детей на одаренных, менее одаренных, неодаренных и т.д., ведь, во-первых, способности детей не определяются по шкале «больше – меньше», они могут быть разными по своей сущности или природе, т.е. один ребенок может быть более развит в физическом отношении, другой – в умственном, третий – в культурно-нравственном и т.д. Во-вторых, существующие на сегодняшний день тесты не позволяют исчерпывающим образом проанализировать способности человека (если это вообще в принципе возможно) и предсказать их дальнейшее развитие.

Наряду со школой важная роль в развитии интеллектуальных способностей учащихся принадлежит семье, характеру взаимоотношений между ребенком и его окружением, поскольку значительную часть времени ребенок проводит именно внутри семьи или среди своих друзей, сверстников, которые также могут способствовать его развитию или, наоборот, тормозить его.

Анализируя личности уже состоявшихся ученых, В.С. Мухина пришла к выводу, что определенную роль в формировании выбора научной карьеры приписывают их изоляции в возрасте от 8 до 11 лет от родителей. В.С. Мухина предполагает, что в этих условиях ребенок привыкает к одиночеству: это способствует развитию самопознания, самостоятельных суждений, что так важно для ученого [Мухина 2006: 126].

Но, по мнению В.С. Мухиной, важна не столько изоляция, сколько отношения в семье. В неблагоприятной эмоциональной среде, в которой ребенок отделен от родителей, стимулируется самостоятельность и инициативность. Кроме того, по некоторым данным значительная часть ученых вышла из семей с индивидуалистическими наклонностями и нонконформизмом, в которых нет авторитарных традиций, и родители не требуют от детей беспрекословного послушания. Творчески одаренные люди чаще всего имели родителей, которые с самого рождения проявляли глубокое уважение к личности ребенка и веру в его способность к самостоятельным поступкам. Благодаря этому у детей была свобода поведения [Мухина 2006: 126].

Многими исследователями также отмечается и роль «научного родителя». Общение с научным руководителем позволяет усвоить его взгляды на мир, на роль и характер научного исследования, уровень работы, стандарты требовательности и то, что называется «научным вкусом».

К сожалению, не каждый учащийся среднего общеобразовательного учебного заведения попадает в благоприятные условия для собственного личностного развития и имеет возможность общаться с талантливым учителем исследователем. Исследовательская деятельность многих школьных учителей пока еще носит формальный, принудительный характер. Кроме того, школьные исследования обладают определенной спецификой, которой должен владеть педагог, занимающийся организацией исследовательской деятельности в школе. По мнению О. Головко, школьная исследовательская деятельность – это совокупность элементов, связей и отношений в конкретной научной области, направленных на решение актуальной проблемы. В отличие от научного, учебное исследование характеризуется созданием особых условий, при которых учащиеся исследуют уже известные объекты, свойства и явления окружающей действительности. В то время как научное исследование-либо модернизация уже имеющихся научных открытий, либо – новое открытие [Головко 2003: 248].

В своей статье о психологическом смысле исследовательской деятельности для развития личности В.С. Мухина подчеркивает, что по результатам исследований американских и российских ученых, в системе образования, предоставляющей мало возможностей для проявления самостоятельности мысли, гибкости и оригинальности мышления, благоприятные для развития условия часто не увеличиваются, а снижаются.

Для учащихся исследовательская деятельность – это путь к знанию через собственный творческий, исследовательский поиск. Поэтому поисковая исследовательская деятельность способствует выявлению степени одаренности и творческих способностей школьников. Кроме того, как считает Д.Б. Богоявленская, если педагог может сформировать у учащимся стойкий интерес к исследовательской деятельности, то он развивает их творческие способности [Богоявленская 2006: 50]. Д.Б. Богоявленская, проанализировав тесты Дж. Гилфорда, П. Торренса, Спирмена и другие психодиагностические методики креативности, ставит под сомнение их валидность и отмечает отсутствие четкого теоретического представления о психологической природе тестируемого качества [Богоявленская 2002: 64–65].